Передача
el_murid — 01.08.2015В Петербурге идет относительно застарелый, но теперь вышедший на новый виток обострения спор о передаче Исаакиевского собора и Спаса-на-Крови в безвозмездное пользование РПЦ по ее настоятельной просьбе. Отношение в городе к этой идее крайне неоднозначное, однако ситуация явно выходит за рамки сугубо муниципального значения.
История сложилась так, а не иначе. Сегодня и Исаакий, и Спас-на-Крови, и Смольный собор (который, кстати, точно должны передать РПЦ), и Сампсониевский храм принадлежат государству. Тот же Исаакиевский собор, кстати, вообще никогда не принадлежал церкви - даже в дореволюционные времена. Он относился к ведению Министерства двора, как и Эрмитаж.
Все эти храмы давно приобрели более широкое значение, чем просто культовые учреждения. Они стали часть общей культуры и абсолютно по праву являются музеями. Так же, как перестали быть культовыми сооружениями многие всемирно известные соборы в Европе, исторические комплексы в Египте, Междуречье, Китае, Мезоамерике. Желание РПЦ заполучить все, на чем есть купола, в общем-то, понятно, но только с меркантильной точки зрения - как, к примеру желание невнятных "наследников Российского престола", с трудом изъясняющихся по-русски, заполучить резиденцию в России по праву реституции.
Реституция - весьма щекотливая штука. Тут только начни. За последние сотню лет немалое число собственности сменило владельцев. Возникнет коллизия - если одним можно, то почему нельзя другим? И наоборот - если Путин, к примеру, стоит насмерть, как панфиловцы под Дубосеково, против пересмотра итогов абсолютно несправедливой и грабительской по отношению ко всему народу приватизации, то почему в таком случае можно пересматривать итоги гораздо более далеких событий?
Государство воров и олигархов, в которое сегодня превратилась Россия, сознательно отказалось от государственной идеологии, создав эклектичную конструкцию равенства всех религий и идеологий. Такая нарочитая деидеологизация сама по себе является идеологией, направленной на разделение общества и контроль над ним. Однако совсем отказаться от идейного наполнения своей власти не могут даже откровенные грабители - им нужно хоть какое-то обоснование безудержному грабежу и уничтожению страны и народа. В этом смысле религия, которая всегда стояла на страже основ государственности, стала для власти надежной опорой. Подменяя понятия власти и страны (вроде дичайшего по своему наполнению лозунга "есть Путин - есть Россия"), церковь во многом взяла на себя ответственность за происходящее в стране, в том числе и за идущую полным ходом ее ликвидацию. Естественно, что платой за лояльность церкви стал процесс возвращения ранее изъятой у неё собственности и режим максимального благоприятствования в различных хозяйственных и коммерческих предприятиях.
Понятно, что такой цинизм под вывеской благочиния отвращает многих. Очень многих. Даже будучи верующими, немалое число людей весьма неодобрительно смотрит на хозяйственно-коммерческие упражнения, которые творятся под вывеской религии. Собственно, явное несоблюдение баланса между материальным и духовным и есть ключевая претензия к нынешним высшим иерархам.
Происходящее вокруг исторических храмов в Петербурге - причем самых знаменитых и значимых для всей страны - на таком фоне стало совершенно естественным итогом крайне неоднозначного отношения к настойчивому прибиранию к рукам церковью всего, что возможно. Неудивительно, что это происходит в Петербурге - одном из наиболее контрастных городов России. В котором одновременно существует и Европа, и Азия, и героизм блокадников, и абсолютно скотское отношение уроженца Ленинграда премьера Медведева к санкционным продуктам, которые он высочайше повелел сжигать вместо раздачи нуждающимся (я бы рекомендовал сжигания производить торжественно на Пискаревском кладбище с обязательным привлечением выживших в блокаду). Петербург - город высочайшей культуры и дикарей с окраин, людей, отдающих последнее нуждающимся и алчной ненасытной банды, захватившей сегодня страну. В общем, тут можно, наверное, бесконечно. Этот контраст и создал жесткое противоречие вокруг требования РПЦ о передаче ей храмов.
На мой взгляд, иерархам есть смысл остановиться. Когда эта власть рухнет - а это неизбежно, слишком большие проблемы она создала для страны, которые уже не могут быть разрешены никакими реформами - может повториться история начала советской власти. Когда не какие-то "жидочекисты", а сам народ-богоносец сносил храмы, убивал священников, вполне справедливо связывая прежнюю несправедливую власть и ее идеологическую подпорку в лице церкви. Нельзя одновременно быть с народом и уничтожающей этот народ властью, и уж если для церкви невозможно становиться в оппозицию власти (что вполне нормально для сугубо неполитической структуры), то отождествлять себя с ней и тем более марать себя сотрудничеством и открытой поддержкой творящейся несправедливости тем более опасно. Тем более опасно самим генерировать эту несправедливость. Может аукнуться и обязательно аукнется в будущем. Возможно, и ближайшем.
Сегодня сотни и тысячи священников выполняют свой человеческий и христианский долг, оказывая помощь и спасая людей и детей, которых убивает киевская хунта. Наши петербургские ополченцы посылают собираемые у горожан вещи, деньги, продукты в несколько храмов и приходов, которые приютили детей с Донбасса, через церковную структуру оказывается помощь жителям Донбасса. Десятки священников находятся там, помогая и спасая. В России представители церкви делают не всегда заметную, но крайне важную для многих людей работу, помогая, спасая, поддерживая.
Но вся эта благородная деятельность может быть перечеркнута десятком-двумя громких, но совершенно несправедливых по отношению к истории и логике вещей решений. "Мне отмщение, и аз воздам". Не люди будут карать алчных и жаждущих все новой и новой собственности иерархов, а сама история. Или Бог - это кому как угодно представлять.
|
</> |
Передача
Оставить комментарий
Популярные посты:
Радиостанция ЭХО МОСКВЫ | Я окончательно ухожу из РПЦ (МП) Радиостанция ЭХО МОСКВЫ Тем, кто пристально следит за моей религиоведческо-журналистской деятельностью, знает, что с 1 апреля 2013г. я не являюсь сотрудником Тульской епархии РПЦ(МП),заместителем руководителя Миссионерского отдела епархии. Я заявил, что ухожу со всех «постов» в Церкви— ... |
Lenta.ru | Деятели культуры воспротивились передаче Исаакиевского собора РПЦ Lenta.ru «В полной мере осознавая роль Русской православной церкви в духовном и культурном наследии русского народа, представители союза считают, что передача РПЦ Исаакиевского собора и других памятников культуры — необоснованный и непродуманный шаг», — говорится в письме ... СФ: юридических оснований против передачи Исаакиевского собора РПЦ нет Исаакиевский собор предложили передать Эрмитажу вместо РПЦ Юридических причин для отказа в передаче Исаакиевского собора РПЦ нет |
РИА Новости | РПЦ готова рассмотреть перенос строительства храма из парка "Торфянка" РИА Новости Как отметили в РПЦ, появление новых храмов "пугает и раздражает именно тех, кто своей задачей видит коренное изменение развития России". Епархиальный совет также призвал "не допустить повторения трагических событий начала ХХ века, когда действия сходных политических ... РПЦ рассмотрит альтернативное «Торфянке» место для строительства храма Московская епархия РПЦ готова рассмотреть возможность строительства храма не в парке "Торфянка", а в другом месте РПЦ согласилась приостановить строительство храма в парке «Торфянка» |