Пенза. Картинная галерея имени К. А. Савицкого.


Галерея размещается в здании бывшего Пензенского отделения Крестьянского поземельного банка.


Построено оно было в 1910-1912 годах по проекту питерского архитектора А. И. фон Гогена.



Интересно, что оформлено оно в стиле северного модерна (в котором в Петербурге фон Гоген практически не работал). Здесь же форма завершения башни явно напоминает дом "Похьола" Гезеллиуса, Сааринена и Линдгрена (правда скорее всего фон Гоген ориентировался не непосредственно на финнов, а на питерский доходный дом Путиловой, построенный И. А. Претро).



Интересен и тот факт, что в Петербурге банки модерн вообще (и северный модерн в особенности) откровенно игнорировали. Модерн, который тогда звался "декаданс" (т. е. "упадок") считался неподходящим стилем для солидного учреждения (кто же понесет деньги в упадочный банк). А северный модерн к тому же считался (вполне обоснованно, кстати) "чухонским стилем", который уж тем более не к лицу имперской столице.




А вот в провинции ситуация оказалась иной. Крестьянский земельный банк охотно строил свои отделения в стиле модерн (в качестве примера можно вспомнить отделение в Симбирске), а проект фон Гогена так понравился, что его даже повторили в Чернигове.




Обходим здание сзади:




Внутри здания неплохо сохранились интерьеры:






















От здания музея перейдем к его коллекции. В ней имеется раздел зарубежного искусства. Как почти везде в провинции, он очень слаб. Из симпатичных вещей стоит отметить только вот эту работу XVII века:

Хороша также вот эта копия с бюста Никколо да Уццано работы Донателло:

Константин Савицкий, который возглавлял рисовальную школу в Пензе, является одной из культовых фигур в городе. В музее сделан его мемориальный кабинет с его портретом:


Его работы меня, честно говоря, не впечатлили за исключением вот этой картины "Выздоравливающая":

Эскиз хрестоматийной картины (которая есть в каждом учебнике истории в разделе о боях на Шипке):

Интересная работа Репина:

От раздела иконы я с учетом того, что Пенза основана только в 1663-м году, ничего особого не ждал. Однако две иконы там оказались вполне симпатичными:


Есть также и неплохая живопись XVIII - начала XIX века. Ее немного, но вещи очень качественные:


Этот персонаж явно напоминает Пьера Безухова:

Особенно хороша вот эта работа, предположительно кисти Рокотова:


Очередной эскиз к "Грачи прилетели" Саврасова:

И этюд к картине "Сивка-Бурка" Виктора Васнецова:

Как и следовало ожидать, наиболее интересная часть экспозиции - русский авангард. Особенно хорошо и разнообразно представлен Аристарх Лентулов. Меня особенно удивила вот эта работа в духе Боннара (никогда бы не подумал, что Лентулов писал и так):










Представлены и другие "бубновалетовцы". Петр Кончаловский:


Роберт Фальк:



А это уже "второе поколение кубистов" - ученик Ильи Машкова Лео Свемп:

Отличная работа Натальи Гончаровой:

Кузьма Петров-Водкин:

Возвращаемся к чуть более ранним временам. Эскиз Исаака Левитана:

Абрамцевская керамика по эскизам Врубеля:


Константин Коровин:

Валентин Серов:

Александр Кравченко:

Еще одна интересная фигура, представленная в музее - Иван Горюшкин-Сорокопудов. Ученик Репина, он с 1908-го года перебрался в Пензу и преподавал в Рисовальной школе (позднее был ее директором и директором картинной галереи). Портреты его очень неплохи:




В музее также устроены его мемориальные комнаты:





Рядом с бывшим здание Крестьянского банка находится Губернаторский дом, построенный в 1790-х годах:

Сейчас он используется как выставочный корпус.

Правда выставки там оказались довольно слабые. Из всего, что я там видел, мне понравились вот этот "Спящий мальчик" художника Лашина:

И пара работ Антонины Сафроновой:


А позади Губернаторского дома стоит памятник Савицкому:

|
</> |