Пельтцер с перцем. Любимица для всего народа, невыносимая для коллег
vitkvv2017 — 28.08.2024О ее противном характере слагали легенды. Эту всенародную бабушку обожала вся страна. Мудрая, добрая, улыбчивая - она казалась близкой и понятной каждому.
В 70-х зрители ломились на спектакль театра Сатиры “Проснись и пой”. Только бы посмотреть на милую тетю Тоню в исполнении Пельтцер. А она перед спектаклем в ярости щипала костюмерш и кричала на гримеров. -Куда подевались, дармоедки? Я вас научу работать!
За кулисами Пельтцер держала дистанцию и не терпела панибратства. А в театре слагали легенды о ее противном характере и остром языке.
Актриса заводилась от любого пустяка. Оскорбляла, ссорилась навсегда, но потом, также быстро остывала. Каялась, извинялась за вспыльчивость, но через минуту снова выходила из себя. И подобные смены настроения стоили ей доброго расположения коллег.
Однажды на собрании труппы театра сатиры “прорабатывали” за пристрастие к спиртному Бориса Новикова. Коллеги старались щадить самолюбие актера и выбирали выражения помягче. Тут слово взяла Пельтцер. Прямолинейная, она рубила правду-матку без сожаления.
После ее выступления, красный от обиды Новиков, сказал: -А вы, Татьяна Ивановна, помолчали бы. Вас никто не любит, кроме народа.
Её образы в различных проектах всегда были добрые, внимательные и душевные женщины. Известной и признанной артистка стала к 50 годам
Однажды перед спектаклем Татьяна Пельтцер поссорилась с режиссером Марком Захаровым и села писать на него бумагу, куда следует. В театре воцарилось смятение, пора было начинать, но Пельтцер писала. Долго, обстоятельно. По громкой связи объявили, что спектакль задерживается на 15 минут.
Наконец, Татьяна Ивановна вышла на сцену. За время спектакля успокоилась. И кляузу свою никуда отправлять не стала.
Некоторые актеры мечтали, когда же эта скандалистка соберется на пенсию.
Но Пельтцер и в свои 80 могла дать фору любому. В день 80-летия Пельтцер друзья накрыли огромный стол. Когда гость на противоположном конце провозгласил тост за именинницу, актриса прямо с рюмкой быстро нырнула под стол и через несколько секунд появилась рядом с гостем. Даже не расплескав содержимое. Оркестр заиграл танго, и они отправились танцевать.
Может это тот самый танец?
Ее невозможно было представить молодой и красивой. Казалось, Пельтцер уже родилась бабушкой. Никто и подумать не мог, что эта всесоюзная бабушка не знала отбоя от поклонников почти до 70 лет. Но старость актриса встретила в одиночестве.
Потому что ни один любовник не выдерживал желчный характер актрисы. Она крутила короткие романы, которые называла курортными. И неизменно, со скандалом, расставалась. Когда в начале 80-х Пельтцер серьезно заболела, и врачи поставили ей диагноз - атеросклероз, некоторые в театре заявили: поплатилась за собственное остроумие.
Но она платила практически всю жизнь. Так и не завела семью, не стала матерью. Актриса умирала в больнице для психически больных в полном одиночестве.
Ее характер берет начало из детства.
-Господи, как же не повезло. Такая некрасивая девочка, - сказала мама, стоя перед зеркалом и заплетая косички маленькой Тане.
-Мама, это ты про меня?
-Конечно про тебя. И в кого ты такая уродилась, я то тебя красавицей рожала.
Позже она одергивала дочь: - Нечего перед зеркалом крутиться. Никто тебя не возьмет в артистки. Хоть бы замуж взяли.
Таня с отцом Иваном Пельтцер. С детства девочка стала выходить на театральную сцену и играть в разных спектаклях отца
Мать винила отца в непривлекательной внешности дочери, а тот души не чаял в Тане. Иван Пельтцер сам был актером и приучал к сцене дочь. Таня сыграла первую роль в 9 лет и поняла, больше никогда не расстанется с театром.
После первого спектакля все артисты вышли с поклоном перед зрителями. Таня выбежала вперед и провалилась в суфлерскую будку. Отец шутил, что это был самый блистательный провал, что он видел в театре.
Уже тогда труппа удивлялась резкому характеру девочки. В театре ее называли "Пельтцер с перцем".
Однажды взрослая актриса презрительно фыркнула в сторону Тани: “Набрали в театр младенцев”. Пельтцер парировала мгновенно: “На сцене меряются талантом, а не годами”.
Татьяна Пельтцер не раз признавалась, охоту иметь детей ей отбили еще в детстве. А про свой характер говорила - лучшая защита, это нападение. И хотя она уверяла, что одиночество самое прекрасное состояние, близкие знали, что актриса страдает и мучается. Но уже сама не может совладать с собой.
Пельтцер всегда старались обойти стороной. Ведь от актрисы можно было ожидать чего угодно. От злого взгляда до колкого слова. А материлась Татьяна Ивановне не хуже сапожника.
Актрисой юная Пельтцер стала без актёрского образования
Она всю жизнь пользовалась успехом у мужчин, правда, замужем была всего три года. В 1927 году молодая актриса театра профсоюзов познакомилась с немецким коммунистом и писателем Гансом Тейблером и влюбилась в него без памяти.
В 1930 году вместе с Гансом она уехала в Берлин. Устроилась машинисткой в советском торговом представительстве и полностью растворилась в семейной жизни. Но семейное счастье рухнуло быстро.
По одной из версий, после приговора врачей о том, что Татьяна не может иметь детей. В конце 80-х на гастролях в Венгрии, Пельтцер встретилась с бывшим мужем. Коллеги с умилением наблюдали, как бывшие супруги, после 50 лет разлуки, уединились на балконе и нежно взялись за руки.
В 1931 году по возвращении на родину, Татьяна окончательно поставила крест на семейной жизни и сосредоточилась на профессиональной карьере. Однако актерского триумфа не вышло. Ее признали профнепригодной. 10 лет она была вынуждена работать машинисткой. Пельтцер давно не отмечала дни рождения. Боялась считать бесцельно прожитые годы. Ее не признавали как актрису почти до 50 лет.
На весь СССР она стала известной, как бабушка из детских сказок. Народ ее обожал, а вот коллеги ненавидели. Но были и те, кому Татьяна Ивановна благоволила. Например, Александр Абдулов. В нем актриса буквально души не чаяла и всячески опекала во время совместных съемок в фильме “Формула любви”.
С любимцем Александром Абдуловым
Однако скоро всем стало понятно такое повышенное внимание Пельтцер к Абдулову. Тот был ее неизменным партнером в игре преферанс, в который она играла очень темпераментно. Актриса ставила на кон последние деньги, беспрерывно курила. Ее игральные вечера нередко затягивались до рассвета.
Картами Пельтцер увлекалась еще в 60-е, когда служила в Театре Сатиры у Валентина Плучека. На этой почве и начался знаменитый конфликт актрисы и режиссера. “Опять резались всю ночь в преферанс у Пельтцер? Вам что, медом там намазано?” - гремел худрук при виде помятых и вялых актеров на репетициях. “Да уж, поинтереснее, чем с некоторыми режиссерами”, - съязвила Пельтцер. Плучек гневно посмотрел на нее и после паузы произнес: “А я никого не держу. Особенно тех, кто путает театр с казино”.
Она не любила подчиняться. Режиссёры не любили с ней работать и приглашали только из-за фантастической любви зрителей. В 1982 году режиссер Михаил Юзовский снимал в Крыму свою знаменитую сказку “Там, на неведомых дорожках”. Лето, жара, рядом море.
На сбор киногруппы молодые актрисы явились в шортах и купальниках. И только Пельтцер при параде. В прическе, на каблуках. При виде небрежно одетых артисток она пришла в ярость. С громким матом она схватила метлу из своего реквизита и принялась гонять девушек, не жалея сил. “Ведьма! Баба-Яга!” - кричали ей вслед.
Фаина Раневская и Татьяна Пельтцер. Две звезды, две подруги
В 1977 году, после скандала с Плучеком, она перешла в театр имени Ленинского комсомола к Марку Захарову.
В середине 80-х Пельтцер блистала в спектакле “Три девушки в голубом”. Вдруг ее коллеги начали замечать, что она забывает и путает слова. Ей охотно приходили на помощь, подсказывали реплики. Никто не ожидал, что вскоре всеми любимая бабушка окажется в психиатрической больнице. Избитая и привязанная к кровати.
Захаров, как ни крепился, но был вынужден снять ее с роли в “Трех девушках”. Однако, специально под нее поставил “Поминальную молитву”, где у Пельтцер почти не было слов. А немногие оставшиеся подсказывал театральный “внук” Александр Абдулов.
У актрисы диагностировали неизлечимую старческую болезнь - атеросклероз. Актриса страдала, злилась на окружающих, а больше на себя. Она пыталась бороться с болезнью. Записывала слова в тетрадку, которую всегда носила с собой. Но изменить уже ничего не могла.
Парадоксально, но при этом Пельтцер оставалась физически здоровым человеком. Лошадиные дозы кофе, сигареты и при этом бешеный темп. Она не ходила, а бегала. Занималась йогой и до конца жизни оставалась в хорошей форме.
Вдруг в 1991 году газеты распространили новость о том, что всеми любимая бабушка в психиатрической больнице.
В сказке "Как Иванушка-дурачок за чудом ходил". 1977 год
Ее обнаружили в общей палате для буйных. Каким образом любимая народом актриса оказалась в захудалой больницей избитой и привязанной к кровати?
За одинокой актрисой приглядывала лишь домработница. Татьяна Ивановна хоть и звала ее “моя дура”, но умоляла не бросать и даже завещала свою квартиру. Но временами актрису накрывал очередной приступ безумия, и она лезла драться с домработницей и гнала ее из квартиры. Не надо забывать, что это была болезнь, когда человек не может себя контролировать. Это беда.
Ее положили в обычную клинику, в обычную палату, где были душевнобольные люди. Ее там и избили. После громкого скандала в прессе, Пельтцер перевели в элитную клинику. А потом и вовсе отпустили домой.
Однако, после нервного потрясения, Татьяна Ивановна упала и сломала шейку бедра. Актрису опять увезли в больницу, откуда она больше не вышла. Немногочисленные посетители с трудом узнавали в ней бывшую актрису. Так сильно изменилась актриса. Она лишь изредка приходила в себя.
В тот день Татьяна Ивановна сделала знак: “Хочу курить”. Домработница дала ей сигарету. Пельцер, блаженно улыбаясь, ее выкурила. На вопрос: “Как дела?” показала большой палец: “Во”. Через несколько часов ее не стало.
Татьяна Ивановна Пельтцер умерла 16 июля 1992 года. Похоронена на Введенском кладбище в Москве
Похороны взял на себя Ленком.
Театр стал единственной семьей актрисы, которую считала бабушкой вся страна.