Педагогический мемуар,

Давно это было. Во времена, когда 1000 неденоминированных рублей были еще немного похожи на деньги. Ибо сникерс стоил немного меньше.
Именно столько мне исправно платила соседка сверху за занятия с ее сыночком, которому грозило остаться на второй год в самом обычном первом классе самой обычной школы самого обычного района славного города М.
Ванечка рос, ни в чем нужды не зная. Его хорошо кормили, прилично одевали, гуляли во дворе с бабушкой, а то и в лесу — с папой "на шашлычках". Но вот грянуло 1-е сентября рокового года, Ванечку отряхнули, принарядили, крепкий ранец на спину прицепили — иди, сынок, учись, по программе 4-летней начальной школы. Ванечка и пошел.
И первый класс вполне себе отходил, и даже не болел почти — ну, не больше, чем в среднем по классу болел. А во втором — оказалось...
Оказалось, что ни читать, ни писать, ни считать в пределах 20 Ванечка не умеет. Учительница у Ванечки была хорошая, но суровая, и сразу со всей прямотой обрисовала Ванечкиной маме перспективу: или мы его сейчас обратно в 1-й класс сажаем, или он учится во втором, но к концу года такими темпами мы оформим его в УО, прецеденты были.
...Прецеденты в той школе действительно были. Когда мой старший шел в третий класс трехлетней началки, завуч, этот класс обучавшая, с гордостью сообщила на родительском собрании, что одну девочку она по итогам второго в УО определила. "Это стоило мне крови, но я это сделала!" — заявила дама. Я отчасти понимаю ее гордость: еще чуть-чуть, и она бы не успела...
Вы, быть может, спросите: как же у хорошей, но суровой учительницы Ванечка за год ничему не научился? На самом деле это легко. Слов на странице букваря не так много, их проще запомнить, чем прочитать. Навык письма в первом классе проверяется с помощью контрольного списывания, т.е. учитель пишет от руки текст на доске, дети в тетрадках воспроизводят. А память у Ванечки была вполне приличная, и срисовать он мог... Так же они и домашние задания дома с мамой делали: где упражнение "Спишите текст", там мама своим красивым почерком с учебника перепишет, а Ванечка потом срисовывает мамину каллиграфию. Ну и задачку-примерчик мама напишет — Ванечка в тетрадку перенесет. Так они первый класс и продержались. Учительница догадывалась, что с мальчиком не очень, но видела, что дома с ним занимаются, и, похоже, надеялась, что это даст плоды.
Вот в сентябре второго класса плоды и обозначились такие, что ни в сказке сказать, а только на комиссию подать.
Но учительница была не до конца все-таки зверь, а потому дала устрашенному семейству 2 месяца срока на приведение мальчика в пригодный для школьного обучения вид. И заодно намекнула, что есть вот женщина хорошая, добрая, на детях собаку съела...
И стал Ванечка ко мне каждый Божий день ходить, как проклятый. И битых полтора часа я, что называется, вкладывала в его голову. При этом, замечу, я сразу постановила так, что домашние задания он делает дома с мамой. То есть продолжает рисовать. Ибо нефиг. У них там задачки в два действия, а мы тут ab ovo.
Начав, я не сразу поверила, что такое бывает. Ну в самом деле, человек буквы "к" и "т" по отдельности не различает. Потому что на 15 странице букваря есть слово "кот", которое он запомнил и в котором они обе, а какая из них какая
Поэтому школьный букварь мы выбросили, чтобы не смущал умы. Взяли дореволюционный еще тихомировский, там богато разных слов на одной странице, и сложность быстро нарастает, и с собой не давать, чтобы с мамой не разучил наизусть, не дай Бог. А параллельно стали писать диктанты. Простенькие: вот какие буквы сейчас "по Тихомировым" проходим, из таких ему слоги и диктую.
И, знаете, по мере того, как Ванечка "овладевал навыком" чтения, у него и писать стало получаться. А по мере того, как налаживалось письмо "со слуха", чтение тоже как-то поперло в гору. Что, в принципе, неудивительно.
Когда несчастный почти гладко прочитал идиотскую фразу "Я це-лу-ю и лас-ка-ю мо-ю сест-рён-ку..." и, главное, оторвав глаза от книги, тут же самостоятельно эту фразу воспроизвел, я почти готова была его тоже, того, поцеловать и приласкать.
С математикой мы, конечно, тоже натерпелись.
Считать до 10 он умел, "обратно" — уже нет. И тут я допустила крупный методический просчет. "А давай, — сказала я, — представим, что ты спускаешься в лифте". И Ванечка начал "спускаться":
— 10, 8, 7, 6...
Сгоняла его три раза туда-обратно, результат стабилен: едем вверх — 9 есть, едем вниз — как корова языком.
Я потом поняла, в чем дело. Мальчик жил на восьмом этаже.
— А сколько вообще этажей в нашем доме, Ванечка?
Тягостное молчание было мне ответом.
И я нарисовала ему домик. В 10 этажей, во избежание.
Не буду углубляться в дальнейшие подробности, но путем рисования страшных алгоритмов на полстраницы Ванечка овладел и счетом с переходом через десяток, и вообще сложением-вычитанием в пределах сотни. На чем я и сочла свою миссию выполненной.
И хорошая, но суровая учительница тоже была вполне удовлетворена. И даже дала Ванечкиному семейству указания, что им следует делать с моими ногами, и что потом — с той водой. Они, конечно, не воспользовались, но это неважно.
Я это к чему вспомнила. Не рассказать, какая я молодец, нет. Просто... вот копья ломают, кто да кто, семья или школа. А с Ванькой было так, что ни семья, ни школа. И что с этим делать — я не знаю.
|
</> |