педагогическая поэма II
antimeridiem — 01.02.2021 Вечерним вьюнкомЯ в плен захвачен. Недвижно
Стою в забытьи
(Мацуо Басё)
Это хорошая иллюстрация того, что по-японски называется «ваби». Как нам тут подсказывают: «ваби ассоциируется со скромностью, одиночеством, не яркостью, однако внутренней силой». Все так. Тут и скромность невзрачного лугового цветка, и одиночество путника, забывшего все на свете, и та сила, что заставила его остановиться и все забыть.
Обвивающий, как бы не пускающий, привязывающий стебель цветка рифмуется с «захватом в плен». А яркие краски вечера, глубоко синеющее на востоке небо и загорающиеся звезды – все это небесное великолепие контрастируют с бедностью земного цветка, который между тем робко карабкается по стеблям соседних, более крепких растений чуть выше, поближе к небу и звездам.
Тут еще можно заметить, что Басё – бродячий поэт, странник. И под вечер уже пора бы позаботиться о ночлеге, чтобы не заночевать в чистом поле под каким-нибудь вьюнком. Но даже насущные житейские заботы отступают, когда тебя коснется прекрасное.
История такая простая, что сложно найти в ней «двойное дно». Разве что она сама – как множественные зеркальные отражения. Вот путник застыл перед вьюнком, без мыслей, просто так. И теперь мы стоим уже перед этим стихотворением, не понимая, что в нем такого особенного, не умея зацепиться мыслью, дотянуться до смысла.
Или может быть вечер напоминает поэту, что он уже немолод, и то, что ему казалось привычным, мимо чего он проходил всю жизнь, вдруг стало важным и интересным. Невзрачный вьюнок кажется чудом, от которого не оторвать взгляд.
«В оптинских же источниках Достоевский мог найти и отношение Зосимы к природе. "Любите всё создание Божие, – учит он, – и целое и каждую песчинку. Каждый листик, каждый луч Божий любите". В "Историческом описании Козельской Оптиной пустыни", одно из изданий которого было в библиотеке Достоевского, даны сведения об умершем в 1861 году оптинском иеродиаконе Палладии, который "любил в ясную ночь смотреть на небо, на месяц и звезды и знал годовое положение многих из них"… "Всё у Бога блюдет свой чин, – говорит он. Пойдет в лес: всему удивляется – каждой птичке, мушке, травке, листику, цветочку. Подойдет к какому-нибудь дереву – сколько о нем у него разговору, сколько удивления: удивляется, как всё повелением Божиим растет, как развертывается лист, как цветет цвет"».
(Сергей Иосифович Фудель, «Наследство Достоевского»)
Вчера, кстати, отвечали на вопросы к параграфам по истории древнего мира. В частности там был и какой-то такой вопрос (не помню точно как было сформулировано, но смысл такой): «Какие из заповедей Моисея имеют значение в современном мире?» И там, в тексте, пара абзацев походя про сами заповеди, еле нашел. И вот эта история про вьюнок. Как привычное захватывает в плен, становится новым, наполняется смыслом. А не просто рассказать на биологии про устройство цветка, и написать тест по истории древнего мира.
|
</> |