Павшие от меча и славящие застенок

1. О многих из этих людей активно писали в годы "перестройки" (при Хрущеве больше просто реабилитировали и возвращали "доброе имя", а в литетатуре до "перестройки" факт репрессирования и при Никите Сергеевиче не особо часто упоминали). Причем, журналисты действительно работали: искали тех, кто знал репрессированных, пытались установить судьбу их близких, изучали открытые источники - включая прессу 1930-х гг.
2. Номенклатурные кадры - что, например, Александр Левитин - первый секретарь Севастопольского горкома ВКП (б), что другие - кто был связан с городом - все они были людьми своего времени. Это красные-красные-красные. Либо, как тот же Левитин - бывшие в составе ЧОН и структур ВЧК в период Гражданской войны и после завершения ее активной фазы. Либо имевшие опыт борьбы с "ужасным царским режимом" при царе. Их биографии и деятельность до ареста - это обычный сценарий жизни и работы номенклатурного советского кадра: много демагогии, много конформизма, некоторая часть подковерных интриг.
В общем, врагами режиму они не были.
Их жизнь до ареста - это такой себе номенклатурный "рай", напоминающий чем-то то, что показано в фильме Н.Михалкова "Утомленные солнцем".
Довольно обеспеченная на фоне других жизнь. Где есть либо просторная квартира в центре с домработницей, и обучение детей в престижной школе. Либо жизнь вовсе - в особняке. Персональный шофер. Спецраспределитель. Общение с высокими деятелями того времени.
Свергать Сталина? Что за чушь? Наоборот, до ареста они весьма его славили...
И тут...бах. И - из роскошной квартиры/дома - в застенок с пытками и побоями. Семья - вон из квартиры. Стена отчуждения. Сверстники, что еще вчера лебезили, и стремились понравится деткам будущего репрессированного кадра - начинали жестко буллить детишек свергнутых небожителей. Люди в один миг становились неприкасаемыми.
Потом...арестовывали оставшуюся на свободе жену партийца...и дети отправлялись в детдом, где над ними издевались еще хлеще. И ладно б издевались морально. Насиловали ведь тоже, и били тоже.
Такой себе кульбит: из картинки, близкой к показанному в первой части "Утомленных..." и в "Любви Советского Союза" - в мгновение ока низринуться в социальную преисподнюю.
Причем, если в отношении репрессированного функционера антикоммунист может сказать - поделом (и во многом верно).
То вот дети ж и жена...их несомненно по-человечески жалко.
Когда смотришь биографии.
Отметим еще моменты:
- решения XX и XXII съездов КПСС НИКТО не отменял;
- реабилитации продолжались и при Л.И.Брежневе (просто это не афишировалось, и этого было меньше, чем при Хрущеве);
- волна разоблачений периода "перестройки" - это строго советская парадигма, не ставящая под сомнение Октябрь 1917 г. и сам "красный проект".
Однако современные апологеты данного "проекта" как-то про те съезды партии и их резолюции не слышали.
У них вообще - вопиющая малограмотность и некомпетентность.
Лациса нередко не могут отличить от Вацетиса, например. Жлоба - это в их восприятии ругательство, а не фамилия советского военного деятеля. Спойлер: все трое репрессированы.
В целом - за исключением редкого и крайне малочисленного пула леваков-претендующих на интеллектуальность - демонстрируется просто тотальнейшее незнание азов и основ, а также персоналий и реалий проекта, за который публика в сетях и не только "топит".
Если посмотреть максимально непредвзято - то Сталин действительно мощно так пустил кровь советской и партийной элите. Не важно, какой этому знак ставить. Важен факт. Пустил. Наряду с реками крови других.
И эти высокие советские кадры ложились в расстрельные рвы одновременно с теми, кого они презирали, кого считали классовыми врагами, кого репрессировали и притесняли.
Таким образом, на сегодняшний день мы имеем картину:
- при Сталине действительно много функционеров компартии сошло в расстрельные рвы или в лагерные бараки;
- этих кадров реабилитировали в первую очередь после смерти вождя (формально-юридически - правильно, т.к. они не совершали того, в чем их обвиняли);
- их память даже должным образом увековечена (улицы названы, например).
Но...что-то не слышно рефлексий по поводу убитых партийцев - даже от современных коммунистов партийных. Сплошное "слава великому Сталину". Хотя, повторимся, решения послесталинской поры - это не Хрущев, и не Горбачев. Это оценка также и государства и партии.
Следовательно, должно этих кадров чтить. И нести цветы на тот же Бутовский полигон. И сокрушаться строго в русле упомянутых съездов партии - о гибели "честных коммунистов".
Но этого нет...
Более того - часто даже и фото ряда функционеров не сохранилось. Хотя казалось бы...могли б найти. Или задаться целью.
Но...это на самом деле не нужно. Гораздо комфортнее ругать и вешать ярлыки, не сделав вообще ничего даже для увековечивания памяти СВОИХ.
Показательно, что если в СССР о репрессированных кадрах вспоминали в рамках кампанейщины (хотя было сделано многое и в этом формате, факт), то вот - рухнул СССР - архивы открылись - но заниматься темой стали те, кто имел иную идейную связку, не красную.
И если все-таки выйдут в обозримой перспективе какие-то новые биографические материалы по репрессированным партийцам - эти разыскания с вероятностью 95% сделают вовсе не те, кто поставил себе тотальный плюс красному проекту, но все же иные люди.
|
</> |