Павловский район Ульяновской области

топ 100 блогов olster2807.09.2011

Павловский район Ульяновской области


Когда-нибудь я обязательно предприму поездку специально по деревянным храмам Ульяновской и Пензенской областей. Здесь сохранилось много деревянных храмов самого разного состояния, чаще ближе к плачевному. Есть они и в других областях, конечно, в соседней Саратовской, например, да много где. Но тут они расположены сравнительно компактно, хочется верить, что я не опоздаю и увижу все, что пока ещё остается в относительной целости вопреки всему.

Сегодня рассказ о четырёх селах Павловского района Ульяновской области и в двух из них остались деревянные храмы. Маршрут не выбран специально, но так получилось, что всё это по дороге и относится к одному району. Итак, вашему внимание - Холстовка, Павловка, Илюшкино и Кадышевка.



Павловский район расположен на юго-западе Ульяновской области, включает 28 населённых пунктов, административный центр — посёлок городского типа Павловка. Территория района — 1017,6 км². Общая численность населения — 17,5 тысяч человек, из них 56 % — русские, 19 % — мордва, 20 % — татары, 3,5 % — чуваши.

Общая площадь сельскохозяйственных земель составляет 73,3 тысяч га, в том числе 64,4 тысяч га сельхозугодий, из них 52,3 тысяч га пашни. В районе 17 сельскохозяйственных предприятий.

Леса занимают 20 % территории района.

Родина писателя Фёдора Панфёрова (родился в 1896 году в селе Павловка), политического деятеля Михаила Суслова (родился в 1902 году в селе Шаховское, где имеется библиотека-музей его имени) и советского дипломата Сергея Виноградова (родился в 1907 году в селе Озёрки).

До райцентра аж 300 километров, так что даже сложно предположить, часто ли павловцы бывают в Ульяновске.

Основное заселения края началось в 16 веке мордовскими племенами, вслед за которыми пришли и русские. В этот период территория Павловского района входила в татарское ханство, а после его ликвидации земли переданы в ведение Казанского дворца. Татарские феодалы использовали для кочевого скотоводства лишь степные и луговые пространства. С приходом русских началось быстрое развитие земледелия, животноводства, ремесел, торговли.1684 год можно считать точкой отсчета заселения края русскими людьми, в основном беглыми крестьянами и раскольниками-староверами, бежавшими от царских властей и церкви. Еще при Петре I в Поволжье переселялись служилые люди, то при Екатерине II в этот район принужденно отправлялись из Центральной части России целые села земледельцев, ремесленников и мастеровых.

На протяжении более чем трех веков на Павловской земле живут в согласии русские, мордва, татары и чуваши. Потом появились украинцы, белорусы, этнические немцы, в начале прошлого века армяне. Благодаря своему особенному географическому положению когда-то Павловка и ее окрестности были известны как один из богатейших ярмарочных центров Поволжья, торговые ряды тянулись на полтора — три километра. Местные купцы перед революцией 1917г. разработали проект железной дороги из г. Кузнецка через Павловку в Вольск. Не успели. За всю свою историю Павловка была в составе Саратовской, Пензенской губерний, Куйбышевской, а затем Ульяновской областей.

Еще хотелось бы отметить отличные дороги здесь. Это вообще характерно для этой части Ульяновской области, для соседнего Старокулаткинского района, например. Особенно этот контраст виден при въезде, точнее при вползании в Саратовскую область. Отчего здесь, в достаточно глухих в общем-то местах с мизерным трафиком такие дороги, неведомо.

Итак, отправимся в путь...

Холстовка

Село Павловского района, центр Холстовского сельского поселения. В 2010г числилось избирателей 413 чел. Стоит на реке Ломовка. Населяют, в основном, мордва-эрзя. В селе расположены православная церковь, Дом культуры, средняя школа, исторический музей, библиотека, аптечный пункт.
Холстовка впервые упоминается в «ревизских сказках» в 1782 г., хотя мордва-эрзя, проживающая в селе, свою историю ведут с 16 века. Здесь широко развивалась торговля, добывался древесный уголь и увозился в Арзамас. До сего времени здесь сохранилась и действует уникальная Архангельская церковь, построенная в 18 веке.

Я заехал в село уже весером и храм был закрыт. Признаться, ничего подобного раньше я не видел. Деревянные храмы мне привычнее вида как в Суздале или Ишне. Очень хочется увидеть, как это всё выглядит изнутри.

Павловский район Ульяновской области


 

Павловский район Ульяновской области


 

Павловский район Ульяновской области


 

Павловский район Ульяновской области


 

Павловский район Ульяновской области


 

Павловский район Ульяновской области


 

Павловский район Ульяновской области


 

Павловка

Скажу честно, Павловку я хоть и проезжал насквозь неоднократно, но изучал не особо подробно. Хотя основные достопримечательности видел.

Из истории села:
В 203 году было отказано по 350 четвертей земли пензенецам Павлу и Семёну Полумордвиновым, Трофиму и Лукьяну Маматовым «по грамоте из Приказу Казанского дворца и по сыску сторонних людей в пензенском уезде, в урочищах по реке Избалык, и по другим урочищам...» (См. Холмогоровы В. и Г. Материалы для истории колонизации Саратовского северо-восточного края до второй половины XVIII в. Саратов, 1891, стр.197-198.). Полумордвиновы и Маматовы положили начало селу Избалык, позже получившему название Павловка. В селе была устроена часовня во имя Дмитрия Селунского (отсюда ещё одно наименование села – Дмитриевское), а потом и деревянная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы.

В 1722 г. Павел Петрович Полумордвинов из своего пензенского поместья в с. Дмитриевском, Павловка тож, продал прапорщику князю Петру Ивановичу Щетинину 150 четвертей. После смерти Щетинина владение перешло его жене, вдове княгине Марфе и дочери её Пелагее Петровне, бывшей замужем за Антоном Степановичем Волковым.

В 1751 г. дочь Трофима Маматова, Ирина Трофимовна Кочергина продала 90 четвертей со всеми угодьями, доставшимися ей от отца, А.С. Волкову. В 1752 г. И.Т. Кочергина продала 100 четвертей пашенной земли князю Алексею Андреевичу Оболенскому.

Как отмечал Т.М. Устименко, который посещал Павловку в 1903 г., «самая старая часть селения та, где расположены усадьбы государственных крестьян (2ая Павловская община), базарная площадь и ул. Болотщина» . Эти сведения ему сообщали глубокие старики.

Отмечу, что село раньше относилось к Хвалынскому уезду Саратовской области, который был намного шире нынешнего района. В Павловке проживает 5,5 тысяч человек и она кажется довольно ухоженным большим селом, с часовенкой, хорошим парком с военной техникой и очень интересными колодцами, больше мне такие пока нигде в Поволжье не встречались.

Павловский район Ульяновской области

 

Павловский район Ульяновской области

 

Павловский район Ульяновской области

 

Павловский район Ульяновской области


 

Илюшкино

По преданию, существующему в Илюшкино, основателем села является Илюшка Нуштаев. Официальной датой основания считается 1555 год.

В Илюшкино, которое утопает в красивых подсолнечных полях и хвойных лесах стоит красивый столетний Никольский храм. Построена в 1908 году во имя святителя Николая чудотворца. Строился пленными австрийцами с помощью местных жителей.

Об истории храма настоятель Никольского храма в честь Святителя Николая Чудотворца с.Илюшкино протоиерей Вячеслав Семенов. (Сайт, посвящённый истории Симбирского края)
По рассказам местных жителей, которые передавались из поколения в поколение, местные жители по своему усердию и любви к храму Божьему при возведении храма для крепости добавляли в раствор белок куриного яйца и даже молоко. Которое всем миром собирали по всему селу и соседним селам. У всех трех дверей храма: главной, северной и южной - выстроили красивый крылец с каменными же колоннами. Вокруг храма насадили фруктовый сад и все это обнесли искусно сделанной чугунной оградой. Многие иконы для храма силами местных благочестивых христиан были загодя, за 7-8 лет до начала постройки храма, заказаны в Русском монастыре в честь Великомученника и Целителя Пантелеймона на святой горе Афон, что в Греции. Работы выполняли иконописцы знаменитой афонской школы иконописи. О чем свидетельствовали надписи, сохранившиеся на обороте старинных икон. Другая большая (ростовая) икона Чудотворца Николая была заказана крестьянами сел Плетьма и Баклуши и специально свезена в город Чернигов и освящена на мощах Святителя Феодосия Черниговского. Все своды и стены храма, включая алтарь и колокольню, были искусно расписаны. Но на сегодняшний день все это безвозвратно утеряно. Колокола были сброшены и утеряны, которые были отлиты на заводе саратовской купчихи Олимпиады Ивановны Медведевой. Село Илюшкино ранее относилось к Хвалынскому уезду Саратовской губернии.

Высота от земли до макушки Креста на колокольне составляет 36 м, что приблизительно равняется высоте 11-12 этажного здания. Максимальная внутренняя высота купола - 20 м., что примерно равняется высоте 8-этажного здания.

Храм посещало очень много людей. На службах просторный храм не мог вместить всех желающих, в храме негде было "яблоку упасть", многие стояли на паперти, в колокольне и на площадках перед дверьми. Село было большое, более 900 дворов, а семьи многодетные.

В годы лихолетья прошлого века, храм постигла та же печальная участь, что и многим и многим храмам поруганной России. Он прошел свой крестный, тернистый путь, какой выпал тогда на долю всей Русской Православной Церкви.
Первая попытка богоборческой власти закрыть храм в с.Илюшкино в 1920-х годах не увенчалась успехом. Ибо узнав об этой затее, местные жители вышли с косами и вилами защитить свой родной храм, и милиционеры ушли ни с чем. Но в стране продолжала усиливаться антирелигиозная пропаганда и в 1935 году властям все же удалось закрыть храм. А один из служивших здесь священников - иерей Димитрий Улыбашев, уроженец г.Саратова, в 1937 году после повторного ареста был этапирован в г.Ухту Республики Коми, где в концлагере системы ГУЛАГ был заморен вместе с тысячами жертв политических репрессий тех лет. Отец Димитрий был человеком всесторонне образованным, эрудированным добрым пастырем, отцом большого семейства. Вся его "вина" была в том, что он являлся священником и ни от сана, ни от Христа не отрекся. Он имел незаконченное высшее медицинское, законченное высшее педагогическое и духовное образования. Неплохо владел несколькими иностранными языками, регулярно выписывал и получал множество периодических изданий из Санкт- Петербурга и Москвы. У прихожан пользовался любовью и авторитетом. Его матушка Лидия - была наделена Богом не только удивляющей внешней красотой, но и внутренней. Она многие десятилетия жила и как бы продолжала служение своего мужа в селе и после закрытия храма. Жители не только с.Илюшкино, но и соседних сел обращались к ней за молитвенной и духовной помощью, когда настигала кого-то беда, несчастье, горе. И она многих утешала добрым словом, молитвой, своим добрым сердцем, оставив после себя добрую память в сердцах местных жителей. Многие старожилы и сейчас с умилением вспоминают матушку отца Димитрия. Некоторые потомки о.Димитрия и ныне живут в р.п.Павловка. Начались тяжелые испытания и для многострадального храма. Его пытались взорвать, но полутораметровые стены храма потребовали большой мощности взрыва, что разнесло бы близлежащие здания школы и сельского магазина. О чем по преданию поведал местным властям бывший резидент (разведчик внешней разведки) в генеральском звании, уроженец села Илюшкино. Что и остановило разрушителей. Его пытались перестроить в клуб, но кладка была настолько прочной, что крошился сам кирпич, но разобрать кладку было невозможно. И решено было использовать храм в качестве зерносклада местного колхоза имени Панферова. От такого отношения и обращения храм продолжал разрушаться: прохудилась и стала протекать крыша, что повлекло к дальнейшему разрушению настенной росписи, обвалилась штукатурка, окна и двери были сломаны. На церковном паникадило как на качелях раскачивались дети. А высокую колокольню облюбовали местные пьяницы, устроив там себе ресторан "на седьмом небе", загаживая помещение колокольни и оставляя на стенах свои имена и непристойные надписи.
Большинство стен храма не расписано. Восстанавливается роспись стен храма.

В 80-е годы храм был возвращен Церкви в весьма печальном состоянии, где по благословению правящего епископа Прокла (ныне архиепископа) начались первичные ремонтно-реставрационные работы под началом ныне покойного архимандрита Бориса, клирика и настоятеля Воскресенского храма г.Ульяновска. И 15 октября 1991 года архиепископом Пензенским и Кузнецким Серафимом (ныне покойным) и ныне здравствующим архиепископом Симбирским и Мелекесским Проклом (тогда епископом Ульяновским и Мелекесским) в сослужении сонма духовенства было совершено второе освящение храма в честь Святителя и Чудотворца Николая архиепископа Мирликийского - по архиерейскому чину. Это был первый храм, открывший свои двери для всех верующих Павловского района. В храме с 1991 года проводятся регулярные Богослужения, совершаются таинства церковные и обряды православные.

Храм по своей архитектуре является уникальным, неповторимым. Ибо по данному проекту в России построено всего 2 храма. Один в Илюшкино, а другой предположительно на северо-западе России, на границе с Латвией.

Сам Господь отметил "место своего селения" особым знаком - огненным Крестом в небе темной ночи. Это было 6 апреля юбилейного 2000 года, накануне Благовещения Пресвятой Богородицы. Над кладбищем соседнего села Калмантай (жители которого являются прихожанами Никольского храма) в 10.30 часов вечера появился сначала небольшой огненный Крест из пылающих облаков пламени. Постепенно начал расти и вырос до размеров большого православного Креста и двинулся прямо на Никольский храм с.Илюшкино. А на месте образования его (над кладбищем) открылся страшный стон. наподобие мычания. Господь как бы, на мгновение приоткрыл преисподнюю, показывая людям реальность существования ада и участь нераскаянных грешников. А Крест, приближаясь к храму постепенно начал терять контуры и превратился в огненное зарево. Было много свидетелей сего чуда, так как в том селе неподалеку от кладбища находится дом культуры, где было в то время много молодежи.Так Господь чудно отметил Свой Храм, особо Им избранный.

Павловский район Ульяновской области


 

Павловский район Ульяновской области

 

Павловский район Ульяновской области


 

Павловский район Ульяновской области

 

Павловский район Ульяновской области


 

Павловский район Ульяновской области

 

Кадышевка

Наконец, финальная и, пожалуй, самая грустная зарисовка, так как храм в Кадашевке в очень печальном состоянии.

Из истории села:
В книгах Патриаршего приказа записано: «204г., по отказным книгам пензенские приказные избы подьячего Клима Попова, за Иваном Фёдоровым сыном Кадышевым, что ему отказано порозжие земли в Пензенском уезде по речке Избалыку и по другим урочищам 160 четвертей в поле, а в дву по тому ж» . Отец этого Кадышева служил по Пензе и Атемару, да и сам он был пензенцем, что видно из отвода ему земель по распоряжению из Пензы. На землях, отведенных Кадышеву, возникло село Кадышевка.

В 1726 г. была построена церковь Покрова Пресвятой Богородицы, а позже был пристроен придел Тихона Чудотворца.

Поместье И.Ф. Кадышева после его смерти отошло к его племяннику Ивану Павловичу Кадышеву. В Кадышевке (Покровское) также имел владение Николай Степанович Лопухин, которому оно досталось от его матери Ирины Петровны, урожд. Козловской, жены Степана Васильевича Лопухина, а в 1745 г. после смерти Н.С. Лопухина имение досталось его дочери Анне.

Храм во имя Покрова пресвятой Богородицы затерян в зарослях и не подберёшся. Был построен в 1709 году и перестроен в 1866. При храме существовала Церковная школа. К сожалению, больше информации о храме найти не удалось.

Павловский район Ульяновской области

 

Павловский район Ульяновской области


 

Павловский район Ульяновской области

 

Павловский район Ульяновской области


 

Таким образом в Павловском районе есть уникальные деревянные храмы, есть они и в соседних районах Пензенской области. Осмотреть это всё было бы невероятно интересно. Приглашаю к сотрудничеству в этом вопросу, в первую очередь, конечно, саратовских, ульяновских и пензенских френдов, но в общем-то и всех неравнодушных. Когда мы слышим про деревянное зодчество, певые ассоциации, конечно, далеко не с Ульяновским и Пензенским краем и, пожалуй, это немного несправедливо, ведь тут тоже притаились сокровища, хотя большей частью поруганные и забытые.

При написании материала была использована информация сайта по истории Симбирского края и замечательный сайт www.shalkino.ru (Сайт предназначен всем интересующимся краеведением. Особенно жителям Павловского района Ульяновской области и многочисленным выходцам, чьи корни относятся к павловским селениям) - кропотливая и очень интересная работа по истории Павловской земли.


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
В Кёниг привезли картину Кандинского за миллиард рублей. ...
С началом весны дел — что по работе, что вне её — стало побольше, и темп домашнего строительства чуть замедлился. Напомню, что мы с Оксаной задумали обустроить горку (или холмик, ...
Спланировала походы за десертами я очень тщательно. Но что-то пошло не так. В воскресном театральном буфете десертов не оказалось от слова совсем. Бутерброды, мини-пиццы — о ...
Готовлюсь к отлёту в теплые края, подчищаю закрома, обнаружила сухофрукты, замоченные в коньяке, грамм 500. Всю зиму с успехом пекла кексы по мотивам Людиного рождественского, примерно по такому рецепту, который под катом. Если у вас есть ...
Товарищи сообщники и сообщницы!Хочу ребенку (2 года) сделать прививку Акт-Хиб или Хиберикс или Превенар.У нас в поликлинике таких не делают даже за деньги.Где можно привиться? Где прививались вы?Заранее ...