
Павильон Кючуксу


Вот он каков, павильон Кючуксу (снято с парома)
Берега Гёксу были популярным местом отдыха у местной аристократии еще в XVIII веке, а в XIX столетии, с появлением пароходов, сюда на пикники стал выезжать и народ попроще. Что касается "нашего" Кючуксу, то сначала здесь построился Дивитдар Мехмед Паша, великий визирь султана Махмуда I (правил в 1730-1754 годах). В конце XVIII века это уже была султанская резиденция: заново отстроенный дом султан Селим III (правил в 1789-1807 годах) подарил своей матери Михрише Валиде Султан. Кузен Селима III Махмуд II (царствовал в 1808-1839 годах, мы с вами проронили слезу над его гробом) также неоднократно здесь бывал. А вот при его сыновьях Абдул-Меджиде и Абдул-Азизе (правили в 1839-1861 и 1861-1876 годах соответственно) Куючуксу приобрел свой нынешний облик. Ну да, это очередной кремовый торт; ну разумеется, это дело рук семейства Бальянов; всенепременнейше, это османское барокко. Но ведь как классно сделано!
Павильон огражден кованой оградой (это была невиданная новинка, доселе дворцы были спрятаны от "быдла" высокими стенами) с четырьмя воротами. Для ориентировки на местности я буду называть их по сторонам света.
Восточные ворота, через которые устроен нынешний вход.




Южные ворота




Западные ворота, выходящие на Босфор. Понятно, что именно они были парадными.




Северные ворота, обращенные в сторону Анадолу Хысары





Не правда ли, вообще не ожидаешь увидеть в Турции такое? Единственное, что выдает место нахождение этих ворот, - это полное и совершенное отсутствие изображений людей и животных. В каком-нибудь Версале в эти ворота напихали бы путти или хищных зверушек, здесь же торжество растительных орнаментов и геометрических абстракций.
Доселе мы с вами непочтительно были обращены к султанскому дому задницей, обратим же наконец к нему лицо)))
Западный фасад - самый простой

Южный торец; кремовый торт начинает являть себя



И переходим к западному фасаду - самому роскошному и "кремовому". Увы, его высоко оценил не только аз, многогрешный, но и турецкие новобрачные, устроившие на парадной лестнице фотосессию. Я не уверен, что местные обычаи позволяют постороннему фотографировать чужую невесту, а потому всячески исхищрялся и снимал под самыми неожиданными ракурсами, чтобы означенная невинная девица не попала в кадр.





А-а-а, живая птица на рельефе. Уж и не знаю, как мулловская госприемка такое пропустила)))



Эти сложные узоры мы будем с вами еще неоднократно встречать. Как и в случае с каллиграфическими надписями в мечетях, остается только скорбеть о собственном невежестве, потому что нам выдают тексты, а мы не можем их прочесть. В данном случае эта хитросплетенная фигура называется тугра - это своеобразная официальная подпись правящего султана (шах - имярек - хан - сын имярека - непобедимый во веки). В бесовской сети Интернет есть сайт, посвященный этим каллиграфическим извращениям, где можно найти тугры всех турецких султанов. Мне кажется, что в Кючуксу должна быть тугра или Абдул-Меджида, или Абдул-Азиза; они были родными братьями, так что их тугры отличаться должны (по идее) только их личными именами.



Девушка в зеленом э-э-э платье и розовом гм-м-м платке - это не невеста, а фотограф, так что ее я запечатлел, не боясь возмездия.


Ну и северный торец.




Внутри павильона, по местной традиции, фотографировать строжайше запрещено, и за соблюдением этого правила следят неукоснительно, так что снимков не будет.
В билет входит еще и посещение садика, находящегося за ручьем (нужно перейти мостик). Садик сам по себе, быть может, и неинтересен, но уж лучше посидеть здесь в ожидании парома, чем бродить бесцельно, тем более, что ноги в Стамбуле к концу дня настойчиво сигнализируют об усталости. Тут в садике я и воссел на час, подставив лицо солнцу. Если кто-то думает, что загорающий автор предавался в тот час греху
|
</> |
