Павел Петрович Чистяков. историческое наследие. дом-музей


Павел Петрович Чистяков (1832–1919) - выдающийся художник и еще более известный педагог, профессор исторической и портретной живописи Академии Художеств. Он оказал огромное влияние на творческое развитие многих крупных художников. Его учениками были Репин, Суриков, Поленов, Васнецов, Врубель, Серов, Нестеров, Борисов-Мусатов, Грабарь, Кардовский, Сомов, Бакст, Рябушкин, Савинский...

В мастерской.
Со многими учениками Чистяков сохранял узы всю жизнь.
«Я еще могу съездить к Чистякову и у него хлебнуть подкрепляющего напитка советов и критики», — писал в своем письме Врубель.
Часто бывал у своего учителя Поленов, который преподавал в Московской академии живописи, ваяния и зодчества по «чистяковской системе».
«Желал бы называться Вашим сыном по духу», — признавался Васнецов.

«Сыновьями по духу» были многие его ученики. Именно Чистяков посоветовал Васнецову дать согласие на роспись Владимирского собора в Киеве и поддержал идею создания картин на темы русских сказок. Долгие беседы с художниками о Боге, религии и душе обернулись врублевским «Демоном» и «Христом», циклом картин об Иисусе у Поленова.

Более сорока лет творческой жизни Чистякова связаны с Царским Селом, с его собственным домом, в котором и поныне сохраняется атмосфера, окружавшая талантливого художника-педагога. Дом, построенный в 1878 году по проекту архитектора А. Х. Кольба, ученика А. П. Брюллова. В разработке проекта принимал участие и сам Чистяков и его жена и ученица Вера Егоровна Чистякова, они выполнили рисунки для резчиков по дереву и изображения петушков-флюгеров. Дом Чистякова - памятник деревянного зодчества и уникальный образец дачной архитектуры последней трети XIX века.

Дом Павла Петровича Чистякова в Царском селе.
Настоящий адрес дома Чистякова - г. Пушкин, Царское Село, Московское шоссе, 23.
В столовой можно увидеть первые рисунки Павла Чистякова, написанные еще в детском возрасте. Павел Петрович родился 5 июля 1832 года в селе Пруды Тверской области в семье крепостных. Его отец был управляющим у своего хозяина генерал-майора А. П. Тютчева. Тютчев хорошо относился к семье управляющего и всем его детям при рождении давал вольную. Павел стал свободным на третий день своей жизни.

Детские рисунки Чистякова
Павел рисовал с детства, учился в училище в Бежецке, а в 1849 году поступил в Императорскую Академию художеств. Пока учился, давал уроки, чтобы прокормить себя и помочь семье. К концу пребывания в Академии считался одним из лучших рисовальщиков и известным в Петербурге педагогом.

В столовой
В столовой представлены напечатанные копии его картин, за которые он получил медали и пенсию для продолжения образования в Европе, и главное - в Италии. Он вернулся через 7 лет и стал преподавателем Академии художеств.

Жена Чистякова, Вера Егоровна, тоже была художницей. Она была дочерью Егора Егоровича Мейера, художника, написавшего множество работ с видами Сибири и Дальнего Востока. В столовой представлен его пейзаж Иркутска. Дети Чистяковых тоже были художниками. В столовой портреты и картины Чистяковых.

Большая гостиная
В большой гостиной Чистяковых собирались не только многочисленные художники и ученики Павла Петровича, но и ученый Александр Карпинский, певцы и музыканты Василий Андреев, Василий Самойлов, Иван Ершов, семьи Дмитрия Менделеева, писательницы Ольги Форш.

Рабочий стол Пала Петровича.

В мастерской представлены картины Чистякова, отражающие практически все периоды творчества художника. В небольшом зале, посвященном Чистякову-педагогу, демонстрируются произведения его воспитанников из фондов Научно-исследовательского музея при Российской академии художеств. Посещение музея включает в себя знакомство с мемориальным парком и окрестностями, которые вдохновляли многих побывавших здесь русских художников и писателей.
В музее проводятся традиционные музыкальные вечера и ежегодное празднование дня рождения художника в первое воскресенье июля. В Угловой, или Малой гостиной регулярно проходят выставки произведений современных художников.
Картины Павла Петровича Чистякова.

Великая княгиня Софья Витовтовна на свадьбе великого князя Василия Темного
В 1861 году за картину "Великая княгиня Софья Витовтовна на свадьбе великого князя Василия Темного..." получил большую золотую медаль, дающую право на пенсионерскую заграничную поездку за счет Академии, а сама картина приносла автору еще и 800 рублей — очень значительную по тем временам сумму.

На родине, в Красном Холме, он пишет одну из лучших своих работ «Нищие дети», украшающую в наши дни собрание Государственного Русского музея.

«Старик с табакеркой», 1860-е
Начиная с 1862 года Павел Чистяков живет и работает за границей. Он последовательно посещает Германию, Францию и благословенную Италию, которая сразу влюбляет в себя художника. Пышная природа, яркие краски, восхитительные итальянки: «…представьте наше лето, наше небо, только все краски ярче и в то же время несколько туманнее, сквозь флер, как будто, и мнится, что все вам видится, — вот эта-то полусонная замирающая нежность и есть исключительный характер Италии».

Римский нищий. 1869
В 1870 году уже по возвращении в Петербург Чистяков получает звание академика за написанные им за границей картины «Римский нищий», «Голова чочары» и «Француз, собирающийся на публичный бал».
После возвращения Павла Петровича Чистякова из зарубежной пенсионерской поездки в его жизни происходит знаменательное событие — бракосочетание с Верой Егоровной Мейер (1848–1917). Молодожены селятся в казенной квартире Академии на Васильевском острове. Позднее, в 1876 году, Павел Чистяков купил дачу в Царском Селе, куда два года спустя переехал с семьей на постоянное жительство, оставив за собой мастерскую в городе.

Боярин, 1876
В 1876 Павел Чистяков показал новую картину - "Боярин". Этот мастерски исполненный в рембрандтовском колорите портрет у современных критиков вызвал потоки ярких ассоциаций: в задумчивости старого боярина видели "человеческую руину" со следами былого величия, "целую эпопею" из русской истории.

Патриарх Гермоген отказывает полякам подписать грамоту, 1860

Мальчик, играющий на скрипке, 1869

Боярышня (Аннушка), 1870-е

Три мужика, 1858

Голова девушки в повязке, этюд. 1874

Джованнина, сидящая на подоконнике. 1864. из собрания ГРМ
источник 1
источник 2
источник 3
источник 4
источник 5
|
</> |