Павел, бедный Павел

топ 100 блогов chitate_li15.09.2023
Павел, бедный Павел

Известный русский философ и публицист Иван Ильин, идеями которого вдохновлялись многие, иногда прямо противоположные по характеру мировоззрению люди, от Солженицына до нынешнего инкумбента вся Руси, так отозвался о Мережковском:

Мережковский как историк — выдумывает свободно и сочиняет безответственно; он комбинирует добытые им фрагменты источников по своему усмотрению — заботясь о своих замыслах и вымыслах, а отнюдь не об исторической истине. Он комбинирует, урезает, обрывает, развивает эти фрагменты, истолковывает и выворачивает их так, как ему целесообразно и подходяще для его априорных концепций. Так слагается его художественное творчество: он вкладывает в историю свои выдумки, и тасует и колдует в ее материале, заботясь о своих построениях, а совсем не об исторической правде; или, иначе, — он укладывает, подобно Прокрусту, историческую правду на ложе своих конструкций — то обрубит неподходящее, то насильственно вытянет голову и ноги.

Все неверно. Ильин совершенно не понял Мережковского. К Ильину попозже вернемся.

В посте, как можно догадаться, речь пойдет о пьесе Д. С. Мережковского «Павел I» и о фильме, снятом по мотивам.

Историческая проза и драматургия Мережковского испытала, на мой взгляд, сильное влияние Л. Толстого, но не Пушкина, как это принято в русской литературе. А Марк Алданов, написавший на ту же самую тему роман «Заговор», положительно брал виртуальные уроки писательского ремесла у Достоевского. И хоть речь в «Заговоре» все о том же убийстве Павла, но стилистика и точка зрения (я не про отношение автора, а про предмет изображения) кардинально отличаются от мережковской.

Толстой исследует диалектику души, Мережковский выясняет, какие внутренние психологические установки привели героев к трагедии. Практически это одно и то же. «Павел I» — пьеса о том, как отец и сын, горячо любящие друг друга, не могут найти общий язык и становятся жертвами интриг третьего лица – Палена, который, преследуя собственную корыстную цель, сначала побеждает – император свергнут, а потом с треском проигрывает и удаляется в изгнание. Прямо-таки российский Брут, тот тоже бежал после убийства Цезаря, а потом вообще раскаялся и свел счеты с жизнью.

У Мережковского не сказано о том, что было после Павла. Пьеса озаглавлена его именем и посвящена ему, а не убийцам, какие бы сказки те не рассказывали о благородных мотивах гнусного преступления. Вдесятером на безоружного человека! Избили так, что придворный живописец сутки гримировал лицо и тело, чтобы скрыть следы побоев. Язык, вывалившийся из рта, когда несчастного душили шарфом, пришлось отрезать, поскольку обратно в рот он не помещался.

Кадр из фильма Виталия Мельникова по мотивам драмы Мережковского
Кадр из фильма Виталия Мельникова по мотивам драмы Мережковского

Завершается «Павел I» словами Александра: «При мне будет как при бабушке», ведомого под руки Паленом и другими конспираторами. Вскоре почти все они покинут двор, а их место займет отставной Аракчеев, «всей России притеснитель», как назвал его Пушкин. Заговорщики всякими способами препятствовали возвращению графа в Петербург, знали, что он непременно расстроит их план. Так и получилось, только, увы, после смерти Павла. Александр вернул графу все отобранные чины и привилегии, а крамольников выгнал.

«Дедушкины убийцы позади, батюшкины убийцы впереди»– ядовито заметит Нарышкин в финале пьесы, глядя на эту странную процессию.

В 2003 году Виталий Мельников поставил по пьесе Мережковского фильм, озаглавив его словами, которые, по легенде, сказала тогда еще наследнику Павлу тень отца Гамлета Петра I, встреченная зимней ночью на Сенатской площади: «Павел, бедный Павел». Великий прадед предчувствовал трагическую судьбу своего потомка.

Фильм снят по мотивам, но достоверно передает сюжет пьесы. Прекрасно сыграны все роли. Энергичный, капризный, но отходчивый и добрый в душе Павел – Виктор Сухоруков. Холодный, загадочный, хитрый, крайне расчетливый Пален блестяще исполнен Олегом Янковским. В роли Александра, весь вид которого выдает усталость от козней Палена, понимающего, что отца непременно убьют, но под нажимом соглашающегося «возглавить» заговор, – Алексей Барабаш.

Павел у Сухорукова вышел так живо, так по-человечески, что, когда он вопрошает своих убийц «Господа, за что? Что я вам сделал?», на глаза наворачиваются слезы. Душераздирающая подробность, в реальной жизни, по свидетельствам, Павел принял кого-то, кажется Платона Зубова, за своего сына Константина и удивленный воскликнул: «И ваше высочество здесь?» Как должно быть потрясен был этот человек, поняв, что собственный сын пришел разделаться с ним.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
На oper.ru прошла дискуссия по выступлениям С. Кургиняна «Суть времени-1» и статье С. Лопатникова «Революция=образование+унижение». Обе они, так или иначе, вызвали споры о подготовке интеллигенции в СССР и о ее способности осмыслить жизнь и, ...
Три года собиралась посетить это место - церковь во имя святого Пророка Иоанна Предтечи и Чесменское воинское кладбище. И вот наконец-то дошла. Дух захватило ещё на подходе к улице Ленсовета - когда из-за деревьев показались лёгкие воздушные башенки. Чесменская церковь находится ...
Верховный суд России вернул водительские права женщине, которая ушла с места аварии из-за плохого здоровья. При этом сама машина осталась на месте происшествия, а женщина сообщила свой номер телефона другому участнику ДТП. "Правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его ...
https://centrasia.org/news2.php?st=1701640500 Кличко начал раскачивать украинскую лодку: Перевернется ли она? Роман Рейнекин. 03.12.2023 На Украине и за ее пределами обсуждают резонансное интервью мэра Киева Виталия Кличко швейцарской газете 20 Minuten и его же комментарий немецкому ...
поддалась всеобщему ажиотажу и выкладываю фотку..ну тут не совсем 90-е, это скорее всего лето 1988 года в коляске Игорь, ему где-то 1,5 года, рядом Лешик, ему 4..ну а мне 29 комбинезон шила сама(ну и как все, в то время) была самой модной))) штаны Лешке тоже шила сама, ну ничего то ...