Патруль: По законам улиц (Shorta), 2020, Дания

При задержании полицейские переусердствовали и 19-летний Талиб Бен Хасси, выходец как раз из этого квартала, погибает. Страсти накаляются, молодёжь выходит на улицу и начинается то, что вы не раз видели на телеэкранах (и даже те, которые телевизор не смотрят). И вот в такое время два полицейских, безо всякой необходимости, из-за упёртости одного из них, заезжают туда, куда и в более спокойное место полицейским заезжать опасно. Более того, тот самый упёртый ещё и цепляется, также без необходимости и без оснований, к одному местному молодому парнишке. Случилось то, что и должно было случиться. Не надо баловаться со спичками на территории бензоколонки, тем более, залитой бензином.

Начинается преследование двух полицейских толпой разгорячённой местной молодёжи, которая явно не хочет ограничиться вопросом об их самочувствии и предложить им выпить по чашечке кофе. Всё действие фильма и построено на погоне, поэтому о нём (о действии) говорить нечего – такие ситуации все видели не один раз, тут ничего сверхоригинального нет. Поэтому перейду к персонажам, а потом и к сопутствующим замечаниям.
Два полицейских – Йенс и Майк. Йенсу не нравится жестокость полиции по отношению к мигрантам, и он даже готов дать показания против полицейских, убивших Талиба Бен Хасси. Точнее, он ещё не до конца определился, какие показания он даст, но даже колебания выделяют его из общей массы, соблюдающей корпоративную солидарность. Йенс, в некотором смысле, изгой, белая ворона, окрашенная идеализмом. Майк – брутальный датчанин, видящий в приезжих, в основном, только плохое. Такой у него профессионально заточенный опыт общения с мигрантами. Что сделать – он не врач, а полицейский, и имеет дело с соответствующими слоями.
С такими мироощущениями они вошли в этот квартал, и квартал изменил их. Йенсу пришлось забыть о своей принципиальности, а Майку смягчить свои чёрно-белые представления.
Режиссёр сделал акцент на действиях персонажей, не заморачиваясь социальным анализом или предысторией сложившегося положения. Выводы предоставлено сделать зрителю, если у него будет желание. Совсем нейтральным режиссёра назвать не могу, всё-таки в образе Майка те черты, которые теперь принято называть расистскими, подчёркнуты некоторыми его словами и поступками. Но сделано это без явного принуждения зрителя к вынесению обвинительного приговора.
В этом фильме Талиба Бен Хасси задерживают почти таким же способом, как и Джорджа Флойда, и он тоже кричит надавившим ему на горло полицейским: «Не могу дышать». Я думал, что фильм использует в качестве основы американскую историю, но попалось в интернете утверждение, что его сняли ещё до событий в Миннеаполисе. В таком случае, поражённый визионерством режиссёра (или сценариста), снимаю перед ним свою виртуальную шляпу.
Фильм в оригинале называется «Shorta» - так арабы в Дании называют полицию. Картина попала в финальную тройку претендентов на участие в премии «Оскар» от Дании, но уступила в борьбе с работой Томаса Винтерберга «Ещё по одной» (Druk).
Фильм очень неплохой, несмотря на свою прямолинейность и незамысловатость. Показаны настроения двух сторон конфликта, хотя и не очень глубоко, крупными мазками, но и задачи такой, скорее всего, не было. Динамичный, остросюжетный фильм на фоне социальных проблем современной Европы, который даёт повод для размышлений.
========================