Пасхальные открытки польской художницы Марии Орловской
kavery — 03.04.2021 Сегодня будет рассказ о еще одной польской художнице иллюстраторе. А поскольку сегодня во многих странах мира - канун Пасхи, то и покажу именно пасхальные ее открытки. Именно с открыток у меня и началось с ней знакомство. Ее работы сразу выделялись среди других, и ее стиль стал быстро узнаваемым для меня. Отдельные открытки я уже показывала в подборках, но тут захотелось посвятить художнице отдельный пост.И заодно я немного расскажу о польских пасхальных обычаях.
Но сначала несколько слов о самой художнице.
Мария Орловская (Maria Orłowska-Gabryś) родилась 13 апреля 1925 года в Кракове (умерла в 1988 году) в семье с богатыми патриотическими традициями. Ее дедушка участвовал в январском восстании, а она и ее брат были активными членами подполья.
Краков был ее главным местом на земле, которого она никогда не хотела покидать. Не было и речи о переезде в Варшаву, откуда у нее было больше всего заказов, не говоря уже о загранице. Она часто повторяла:
«Я работаю и творю для польских детей». и это было ее ответом на многочисленные книжные иллюстрации для зарубежных издателей.
Кому интересно дальше - смотрим под спойлер
В Кракове Орловская окончила гимназию и здесь, в 1941 году, после захвата Академии художеств оккупантами, она поступила во вновь созданную Школу художественных промыслов.
Свой талант к рисованию и живописи она проявила с ранних лет, хотя, как она сама вспоминает, хорошими оценками похвастаться не могла. В основном потому, что вместо того, чтобы сосредоточиться на ожиданиях учителей, она предпочитала рисовать то, что играло в ее душе.
В 1943 году, чтобы избежать депортации на работу в Германию, она устроилась рисовальщиком в конструкторское бюро железных дорог, а через два года поступила на графический факультет Высшей школы изящных искусств. Несмотря на то, что она закончила университет 1949 году, она получила диплом только семь лет спустя в Академии художеств под руководством профессора Витольда Хомича.
1956 год был важен для нее в нескольких отношениях. Она не только защитила диплом, но и вышла замуж за Мечислава Гаврыша - соседа по дому, с которым познакомилась еще во время оккупации. Свадьба состоялась после его выхода из тюрьмы, в которой он провел восемь лет за "борьбу с социалистическим строем". Муж был очарован ее талантом и всегда говорил, что она особенная. Их единственный сын, также Мечислав, в настоящее время заботится о художественном наследии иллюстратора.
В отличие от многих художников, у нее не было своей студии. Она рисовала дома за письменным столом, а чертежная доска была ее главной рабочей мастерской, ее она даже брала в отпуск.
Мария Орловская-Габрысь - автор иллюстраций к более чем ста книгам как польской, так и иностранной литературы. Первые шаги в профессии она делала еще в колледже. Однако только иллюстрации к книге Манро Лаэфа "Бычок Фернандо", которые были темой ее дипломной работы, принесли ей признание, а сама книга много раз переиздавалась.
Иллюстрирование детских книг составляло основное, хотя и не единственное, направление ее творчества.
Она была автором почти тысячи почтовых открыток (Говорят, что их было около 800). Многие из них были связаны с патриотической тематикой и народными традициями. Самые известные серии - "Польское войско”, "Исторические костюмы", "Народные костюмы". На поздравительных открытках персонажи тоже обычно одеты в национальные или исторические костюмы разных эпох.
Часто рисовала на открытках достопримечательности польских городов, главным образом любимого в Кракова.
Еще одна тема для нее - наклейки на коробки спичек, которые она создавала с большой страстью, потому что это было хобби мужа, который в свое время их собирал. Единственное, что она не любила рисовать, - это обложки тетрадей, которые она называла отходами.
Мария Орловская-Габрысь была выдающимся знатоком фольклора, этнографии, истории искусства и сакрального искусства как польского, так и Европейского. Этими знаниями она делилась в своих работах, которые поражали вниманием к деталям и имели историческую ценность, подтвержденную экспертами. Ее иллюстрации попадали в туристические издательства, в школьные учебники, в энциклопедии. Там были работы по европейским историческим костюмам и истории цвета и польского оружия.
Она разработала рисунки для двух колод карт "Odsiecz Wiedeńska" ("Битва при Вене") и "Jagiellonowie" ("Ягелонны"). Вот бы такие в коллекцию!
Интересно, что иногда для работ она использовала портреты близких. На одной из открыток в серии "Польское войско" был портрет ее деда, который воевал в Январском восстании и которого она чрезвычайно ценила. Сына она изобразила на иллюстрациях к детским книгам "Тайна реки Маравьиная" Пьера Грэммара и "Загадочном шифре" Нэнси Фолкнер.
О детях она говорила, что "они-самые благодарные и в то же время, в своем познании мира самые требовательные. Мы не можем недооценивать ребенка, потому что он никогда не простит нам этого". Поэтому она очень заботилась о деталях, богатстве выражения и дифференциации средств в зависимости от возраста зрителя. Она старательно дорабатывала каждую деталь. Прежде чем перенести свои видения на бумагу, она пытливо и внимательно все изучала. Готовясь к созданию открыток в Войске польском "ездила в церкви, соборы, старинных усадьбы, кладбища, там, где можно было увидеть, как на самом деле выглядит, например, доспехи воинов XVI или XVII века".
Сын вспоминает, что она работала очень много, постоянно, часто в странное время и "не делала липы и маскаронов. Лошадь должна была выглядеть как лошадь, а цветок-как цветок".
Она рисовала в основном темперой, гуашью, иногда акварелью, в более ранний период творчества были и рисунки пером – техника, которая ей очень нравилась, но, как она сама утверждала, у нее не было на нее времени, как и на пейзажи.
Ее работы чрезвычайно реалистичны и в то же время полны сказочности и сентиментальности, стиль отличается выразительностью, чрезвычайным вниманием к мельчайшим даже деталям рисунка. Она представляла зрителю чрезвычайно пластичные, очень красочные, порой совершенно революционные образы.
Мария Орловская была удивительной перфекционисткой, чрезвычайно трудолюбивой. Она очень часто совершенствовала свои работы. Случалось даже, что на заключительном этапе они отправлялись в корзину. Некоторые из них ее мужу удалось спасти и сохранить.
Текст биографии - сокращенный пересказ статьи
Ну а теперь о пасхальных традициях поговорим. О многих я уже писала раньше, так что тут без больших подробностей, все что было можно найти по тегу Пасха.
Многие обычаи похожи на наши, но есть и свои особенности.
За неделю до Пасхи - Пальмовое воскресенье. Его символом является верба. Еее можно увидеть на большом количестве пасхальных открыток.
Перед Пасхой в костел несут пасхальную корзину для освещения - свещенку. В ней не только именно пасхальные блюда: яйца, выпечка, но и колбаса, соль, алкоголь. Всего по чуть-чуть.
Традиционная выпечка на Пасху - бабка. Тесто там несколько иное, чем в наших куличах, не такое сдобное и туда не кладут цукаты, зато может быть мак. Внутри бабки - дырка, а по форме она часто похожа на женскую юбку, отсюда и название.
Еще одна важная вещ и в пасхальной корзине и на праздничном столе - изображение барашка, как символа агнца.
Фигурки барашков выпекают из теста, делают из масла, творога, иногда просто покупают декоративные фигурки. Есть барашки как настоящие, так и декоративные на открытках.
Конечно на многих открытках мы видим крашеные яйца. Как процесс их раскрашивания, так и разные обряды дарения друг другу яичек. А где яйца, там и курица, и цыплята. Тоже своеобразный символ новой жизни и весны.
И еще один важный польский обычай - Мокрый понедельник. Наследующий день после Пасхи особенно у молодежи принято обрызгивать и поливать друг друга водой. Считается, что это приносит здоровье. Ну и считается своего рода знаком внимания. Если тебя никто не полил, значит не пользуешься популярностью.
Если подборка вам понравится, то зимой ждите подборку ее работ с рождественскими открытками. Там есть что показать.
(В посте использованы фото открыток, найденые в сети, у меня в личной коллекции пока ее открыток нет)
#сновавесна
|
</> |