Художница Зофья Стрыенская
kavery — 21.03.2021 Открыла для себя недавно новое имя в живописи - Зофья Стрыенская. Наряду с Ольгой Бознаньской и Тамарой де Лемпицкой она была одной из самых известных польских художниц межвоенного периода. Увидела в одной из групп пару ее работ, зацепилась сразу за них и пошла искать о ней материалы.В Польше художница весьма знаменита, но вот удивительно что на русском о ней материалов почти нет, даже в википедии похоже, что нет статьи. Сейчас для меня самое сложное даже не написать кратко ее биографию, а выбрать из множества работ самое интересное. Но в начале все таки несколько слов о ее жизни.
Зофья Стрыенска (урожденная Любаньская) родилась 13 мая 1891 г. в Кракове.
Стрыйенска была старшей из шести детей Францишека Любаньского.
Рисовать она любила с детства. Сначала она посещала ремесленную школу, затем учительскую семинарию и до 1909 года частную художественную школу Леонарда Стройновского. В 1909 году она начала учиться живописи в женской художественной школе Марии Недзельской. В 1911 году она закончила ее с отличием по специальности «живопись и прикладное искусство». В 1910 году она присоединилась к своему отцу в поездке в Италию через Австро-Венгрию, во время которой они посетили галереи и музеи Вены и Венеции.
1 октября 1911 года она была принята в Академию художеств в Мюнхене. Конкурс был огромный, только 40 человек из примерно 200 претендентов были приняты. В то время Академия не принимала девушек, потому она переоделась мальчиком и выдала себя за своего брата Тадеуша Любаньского, через год ее обучения, обман раскрылся и она вернулась в Краков.
Ее первый художественный успех пришел в 1912 году, когда Краковское общество друзей изящных искусств включило в свою выставку 18 ее акварельных иллюстраций к польским басням.
В мае 1913 года искусствовед польского журнала «Time» Ежи Вархаловский подробно рассказал о Софии Любаньски, сделав ее известной и положив начало ее карьере.
4 ноября 1916 года Зофия вышла замуж за Кароля Стрыенского, архитектора закопанского стиля. У них было трое детей: дочь Магда и близнецы Яцек и Ян. Благодаря мужу оно познакомилась со многими представителями польской богемы того времени. В период 1921-1927 гг. она жила в Закопане, где ее муж работал директором Школы деревообрабатывающей промышленности. Начало совместной жизни было счастливым и творческим. Однако с годами она все больше отдалялась от Кароля, что в конечном итоге привело к открытому конфликту и разводу в 1927 году. Кароль в 1932 году умер.
После развода она переехала в Варшаву, где в 1929 году вышла замуж за актера Артура Клеменса Соха. Брак вскоре был расторгнут, так как она обнаружила, что он болен сифилисом. К концу 30-х она жила, тоже не долго, с архитектором Ахиллом Брезом, а затем с путешественником и писателем Аркадием Фидлером.
В первой половине 1930-х она потеряла популярность, она продавала мало картин и отчаянно нуждалась в средствах. Только в 1938 году она получила несколько заказов от польского МИДа,. Принимала участие в оформлении интерьеров польских пассажирских судов «Баторий» и «Пилсудский», а также во внутренней отделке кафе Веделя (Это одна из известнейших польских кондитерских фирм). Люди снова стали покупать ее картины на славянские и исторические темы.
Вторую мировую войну провела в Кракове. В 1943 году она обнаружила, что у нее сифилис, который поразил ее глаза, и временами она не могла рисовать. В начале 1945 года в город вошли русские, установив коммунистический режим. Стрыйская решила покинуть Польшу. Она присоединилась к своим детям в Женеве. Она пыталась уехать в США, ища помощи в Фонде Костюшко. Однако правление фонда ей отказало. Она оставалась эмоционально связанной с Польшей и польской культурой, Швейцария оставалась для нее чужой страной. Она умерла в 1976 году в Женеве и была похоронена на местном кладбище Шен-Бур. (Написано на основании статьи https://www.wikiwand.com/en/Zofia_Stryje%C5%84ska
Это скупые строки биографической статьи. Но они мало отражают суть художницы, поэтому посмотрим на ее картины, которые нам расскажут о ней гораздо больше.
Начну, пожалуй с картин, с которых и возник у меня интерес к творчеству художницы. Эти картины - отдельная история.
В 1925 году Зофью пригласили оформить польский павильон для выставки в Париже.
Когда Ежи Вархаловский пригласил ее расписать панно для Международной выставки декоративного искусства в Париже, Зофья заколебалась. Это был июнь 1924 года. Она только что родила близнецов и планировала работать в Варшаве. Все таки она согласилась, но сразу передумала. Она купила билет и разорвала его в клочья. В результате она взялась за работу, потратила на работу полгода.
Из Парижа она вернулась с несколькими призами.
Она нарисовала шесть панно на тему "Времена года". В цвете мне удалось найти только два.
Тут под спойлером можно посмотреть черно-белые фото из альбома, выпущенного к этой выставке.
Еще один проект Стрыенской - это славянские боги. Первая версия была нарисована в 1917 году, а опубликована годом позже.
Серия состояла из 15 литографий посвященных славянским богам: Световид, Джеджиля, Радегаст, Триглав, Погода, Сварог, Воха, Мажанка, Варвас, Дыдек, Велес, Купала, Любин, Цыца и Лелюм.
В одном издании об этих работах писали так:
"Во избежание недоразумений стоит отметить, что целью автора не было воссоздание персонажей славянских божеств на основе научных исследований. Работы являются ее художественными концепциями, отчасти вдохновленными скудной литературой на польском языке. Возможно, эта работа сможет привлечь внимание к этому забытому миру".
Выход работ совпал в моментом получением Польшей независимости. И ее работы хорошо вписались в тенденци польского межвоенного искусства, когда с одной стороны, необходимо было взять за основы и развивать наролные и национальные черты, но переложить это надо было на современный понятный язык.
В первой версии литографии просты и лежат ближе к народному искусству.
К сожалению картинки все не очень крупные.
В начале 30-х она вновь обращается к теме славянских богов, она даже планировала написать собственную версию мифологии. За вдохновением она иногда обращалась даже к спиритическим сеансам.
Новая версия получилась более декоративной и театральной.
Вот про эти две не могу точно сказать, это из серии 34 года, или из серии 22 года. На самом деле толковой информации нигде не собрано разом, приходится по чуть-чуть из разных источников собирать, поэтому есть много вопросов.
Занималась Зофья и дизайном костюмов, в первую очередь театральных. Вот проекты для балетов "Каравай" и "Пасха". С этими балетами история не очень мне пока ясная. Судя по всему Зофья написала либретто для них и разработала дизайн. А вот была ли написана музыка - не ясно. Балеты так и не были поставлены. У Зофьи была идея еще и балета на рождественскую тему, но она не осуществилась.
Еще одна очень красивая серия посвящена народным праздникам
Дуб Святовида.
Дингус, или мокрый понедельник.
Венки
Oczepiny, один из польских свадебных обрядов.
Dożynki (Праздник урожая)
Колядование
Зофья, по воспоминаниям современников, всегда очень экстравагантно, но стильно одевалась. Увлечение модой было не случайным, но не типичным. Отец Стрыенской владел магазином на ул. Св. Анны в Кракове. Фирма называлась F. Lubański и специализировалась на перчатках. Короткие, длинные, на заказ. В детстве Зося часто рисовала здесь, как правило, на тему, предложенную ее отцом, иногда действительно перчатки.
Спустя более десяти лет Стрыенская разработала целую серию авангардных перчаток с игривыми карманами на тыльной стороне ладони. Одна пара была бы очень абстрактной, почти конструктивистской, другая - более декоративной, с мотивом стилизованного цветущего чертополоха внутри геометрически разделенной конструкции. Зофья точно указала цвета и типы материала, и даже шитье. Но она так и создалал их. Только спустя десятилетия это сделает Паулина Оловска, художница, которая возродит засыпанные пылью идеи Стрыенской.
Ну и под конец покажу разнообразные картины художницы на народные темы.
Из серии открыток : Польские танцы
Явление ангелов Пясту.
Дом в старой части Варшавы, украшенной ее работами.
Для написания поста использовались статьи
http://www.polishfashionstories.com/we-love-1/2020/12/6/stryjeska
https://culture.pl/ru/artist/zofya-stryenskaya
https://culture.pl/en/work/slavic-gods-1918-subsequent-volumes-1922-1934-zofia-stryjenska
#сновавесна
|
</> |