рейтинг блогов

· Паруса. Монголия 5.

топ 100 блогов gun00128.08.2021 Седьмая марка это русский 54-пушечный парусный линейный корабль 4 ранга «Полтава». В строительстве корабля принимал личное участие Пётр I. Корабль получил своё название в честь важной победы, одержанной русской армией над шведами в Полтавской битве.

· Паруса. Монголия 5.

Гравюра Питера Пикарта с изображением «Полтавы», датируется 1712 или 1713 годом


Кстати именно эта гравюра послужила основой для постройки реплики. Пикарт рисовал корабль с натуры. Основная масса изображений «Полтавы» (марки не исключение) опирается также на эту гравюру.


· Паруса. Монголия 5.

Марка «Poltava» 18th century («Полтава» 18 век)..
Страна: Монголия. Серия: Sailing ships (Мореходство), Код по каталогy:Михель MN 1395, Номер марки MN 1191, Ивер и Телье MN 1127, Стенли Гиббонс MN 1373. Дата выпуска: 1981-08-01, Размер: 46 x 35 мм, Издание: Памятные (юбилейные), Перфорация: гребенчатая 12, Печать: Офсет, Номинальная стоимость: 1 ₮ - Монгольский тугрик





Линейный корабль «Полтава» был спущен на воду 15 (26) июня 1712 года со стапеля Санкт-Петербургского адмиралтейства и стал первым линейным кораблём, заложенным и построенным в Санкт-Петербургском адмиралтействе. Во время своей службы, с 1712 по 1732 год, «Полтава» входила в состав Балтийского флота, до окончания Великой Северной войны принимала участие в шести морских кампаниях (1713—1717 и 1721 годов); позднее участвовала в практических плаваниях кронштадтской эскадры в Балтийском море. В период боевой службы линейного корабля на нём дважды держал свой флаг Пётр I.


· Паруса. Монголия 5.


Проект 54-пушечного линейного корабля «Полтава» был разработан к концу 1709 года лично Петром Первым при участии известного в будущем корабельного мастера Федосея Моисеевича Скляева. По уже разработанному чертежу 5 (16) декабря 1709 года на верфи Санкт-Петербургского адмиралтейства Пётр I лично заложил корабль «Полтава».


· Паруса. Монголия 5.


По своим главным размерам «Полтава» соответствовала кораблям IV ранга по британской ранговой классификации 1706 года: длина корабля между штевнями равнялась 34,6 м, длина по гондеку — 130 английским футам 8 дюймам (39,82 м), ширина по набору корпуса без учёта обшивки равнялась 38 футам 4 ½ дюймам (11,69 м), глубина трюма (интрюма) — 15 футам 2 ½ дюймам (4,6 м). Точное значение водоизмещения «Полтавы» не известно, но по различным оценкам оно составляло от 1100 до 1200 тонн.


· Паруса. Монголия 5.


Парусное вооружение «Полтавы» следовало характерной для ранних кораблей петровской эпохи голландской традиции. Штатное вооружение корабля состояло из 54 пушек. На нижней палубе (гондеке) устанавливались 18-фунтовые пушки, на верхней палубе (опердеке) — 12-фунтовые пушки и на шканцах — 3-фунтовые. В состав вооружения корабля, помимо 54 бортовых пушек, входила также пара резервных кормовых пушек.


· Паруса. Монголия 5.


О якорном вооружении «Полтавы» сведений не сохранилось. Известно только, что в июне 1712 года «Полтаву» предполагалось вооружить 4-5 якорями весом от 90 до 95 пудов (≈1,5 т). Корму по горизонтали прорезали два этажа окон с мелкой расстекловкой. Почти всю поверхность кормы покрывала резьба высокого рельефа. Рельефы были исполнены резчиком Адмиралтейства англичанином Робертом Гейснелом. Гальюнная фигура, скорее всего, по сложившейся традиции, изображала льва, держащего в лапах щит с изображением двуглавого орла.


· Паруса. Монголия 5.

Общая численность экипажа корабля варьировалась от 300 человек при оборонительных действиях флота до 460 человек при наступательных. Но из-за частых недокомплектов команды максимальная численность экипажа достигалась редко.


Все капитаны «Полтавы» были иностранцами
Хендрик Гельма                   капитан          1713
Вейбрант Шельтинг                        капитан-командор    1714
Вилим Фангент                    капитан 3 ранга (капитан 1 ранга с 7. 12. 1715)  1715—1717
Якоб Шапизо                                   капитан 2 ранга        1720—1721
Яган Генрих Вильстер        капитан 3 ранга        1722— 1723


· Паруса. Монголия 5.


История службы

Первый выход корабля «Полтава» на боевую службу состоялся 2 (13) мая 1713 года, когда в четвёртом часу утра по приказу Петра I котлинская эскадра вице-адмирала Корнелиуса Крюйса (4 корабля и 2 фрегата), покинула Кроншлот и направилась в крейсерство к Берёзовым островам и Сескару с целью соединения с ревельской эскадрой капитан-командора Рейса.


В кампанию 1714 года корабельному флоту была отведена вспомогательная роль по прикрытию операции галерного флота у Гангута с левого фланга.


В кампанию 1715 года линейный флот вступил поздно. 4 (15) июля 1715 года в составе эскадры под командованием генерал-адмирала Апраксина (30 корабельных и 40 галерных вымпелов) «Полтава» покинула Кроншлот и 8 (19) июля прибыла в Ревель. Целью этого перехода корабельного флота было соединение с англо-голландской эскадрой адмирала Джона Нориса, до конца июня стоявшей в Ревеле.


· Паруса. Монголия 5.


27 января (7 февраля) 1716 года «Полтава» была включена Петром I в состав эскадры капитан-командора Сиверса для похода в Копенгаген. Целью похода было соединение ревельской эскадры с датским флотом и русскими военными кораблями, находившимися в Англии и Дании.


Начиная с 4 (15) июня 1717 года и вплоть до 16 июля (27 июля) «Полтава» находилась в составе эскадры генерал-адмирала графа Ф. М. Апраксина из четырнадцати линейных кораблей; принимала участие в крейсерстве эскадры Балтийского флота непосредственно у берегов Швеции и обеспечивала высадку десанта на остров Готланд.


С конца июля 1718 года по 1719 год корабль проходил капитальный ремонт в эллинге Санкт-Петербургского адмиралтейства.


· Паруса. Монголия 5.


5 (16) мая 1721 года линейный корабль «Полтава» в составе ревельской эскадры из семи линейных кораблей вышёл из Ревеля для участия в крейсерских операциях в Балтийском море.


В 1722 и 1723 годах в составе эскадр Балтийского флота «Полтава» находилась в практических плаваниях в Финском заливе для обучения экипажа. После кампании 1723 года «Полтава» в море не выходила.


13 (24) мая 1725 года был выпущен указ Адмиралтейств-коллегии о снятии с «Полтавы» пушек и пушечных станков и перемещении их на корабль «Москва».


В следующие два года «Полтава» продолжала оставаться в Кронштадтской гавани, ожидая починки. Так и не получив необходимого ремонта, линейный корабль «Полтава» был разобран по негодности после 1732 года.


· Паруса. Монголия 5.


После завершения службы «Полтавы» название корабля передавалось от корабля к кораблю ещё 7 раз. Преемниками «Полтавы» являлись 4 парусных линейных корабля постройки 1743, 1754, 1808 и 1829 годов, а также одноимённые броненосец, транспорт Добровольного флота и линейный корабль-дредноут.


В 1996 году в честь 300-летия российского флота Банк России выпустил серию из 15 юбилейных монет, каждая из которых была посвящена одному из кораблей российского флота. В составе серии вышла и монета номиналом в 100 рублей, на реверсе которой изображён линейный корабль «Полтава».


· Паруса. Монголия 5.


100 рублей 1996 ММД Proof 300 лет Российскому флоту - корабль "Полтава", 1кг чистого серебра


Также в разное время была выпущена различная сувенирная продукция – значки, конверты, марки.


· Паруса. Монголия 5.

· Паруса. Монголия 5.

· Паруса. Монголия 5.

· Паруса. Монголия 5.

· Паруса. Монголия 5.



В 2013 начался проект «Полтава», целью которого является достоверное воссоздание в музейных целях первого крупного корабля Российского военно-морского флота, спущенного на воду в Санкт-Петербургском Адмиралтействе. 27 мая 2018 года корабль «Полтава» спущен на воду.


· Паруса. Монголия 5.

Копия исторического линейного 54-пушечного корабля петровской эпохи «Полтава», ошвартованного у Английской набережной Санкт-Петербурга. Корабль создан на верфи «Полтава».


· Паруса. Монголия 5.


54 пушки отливали специально для «Полтавы», и это не бутафория: ядрами они, конечно, не стреляют, но дать залп как «салютное устройство» могут. За работу с пушками отвечала группа канониров-пиротехников.


· Паруса. Монголия 5.


Барочную резьбу на корме «Полтавы» создавали под руководством художника-мариниста Андрея Троня в мастерской рядом с верфью. На выгнутой корме изобразили историю древнегреческого Беллерофонта. Балкон украшен двуглавым орлом, держащим карты четырех морей – как на штандарте Петра I.


· Паруса. Монголия 5.




Вот такая судьба. Вроде ничего героического не совершил, просто добросовестно тянул лямку военной службы. Но был первым линейным кораблём, заложенным и построенным в Санкт-Петербургском адмиралтействе, поэтому остался в истории.



Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Владимир Ростиславович Мединский на днях решил напомнить о себе  (вероятнее всего из-за какой то схватки бульдогов под ковром) и дал крайне хорошо его характеризующее интервью «Metametrica». Интервью я полностью не смотрел, в треде меня интересовал только сам Помощник Президента, ...
Страница из журнала "Техника молодежи" №10 за 1936 год В журнале «Техника молодежи» №10 за 1936 год была напечатана интересная статья об одной уникальной технологии  начала ХХ ...
Вернулся с митинга в защиту свободы выборов - не только мэра Москвы, но и на всех уровнях. Народу собралось, по оценкам самих организаторов, не менее трёх тысяч человек. Подозреваю, что их могло быть больше, однако проход на площадь был устроен ...
Питерская творческая интеллигенцыя и какой-то человек Клим Саныч за кадром точно такой же, как в роликах — никакой разницы.  В отличие от Дмитрия Юрьевича, кстати. Медийный ...
  Трудовые мигранты массово покидают Россию из-за  ослабления рубля  и закона, который обязывает их проходить платный тест на знание русского языка. Об этом сообщил глава Федерации мигрантов России Мухаммед Амин. После нового года более 25 процентов мигрантов планируют покинуть Р ...