Париж наш!


В феврале 1814 года Наполеон успешно сдерживал наступление союзников по земле Франции. Победы французской армии следовали одна за другой – через каждые три дня. Преследуя разбитых пруссаков фельдмаршала Блюхера, Наполеон вышел в тыл русской армии. Но этим он оставил без прикрытия Париж.

Александр великолепно воспользовался промахом великого полководца. По его настоянию 100-тысячная русско-австрийская армия, совершив трехдневный бросок, 18 марта вышла к Парижу со стороны Монмартра.
«Это прекрасный шахматный ход! — воскликнул Наполеон, узнав об этом маневре. — Я никогда бы не поверил, что генералы коалиции способны на это!»
На пути к Парижу, у Фер-Шампенуаза союзная кавалерия наткнулась на 4300 новобранцев. Они прошли семь миль, отбиваясь вначале от 5 тысяч, потом от 10 тысяч и, наконец, от 20 тысяч всадников. Три каре из шести так поредели, что вынуждены были сомкнуться в одно. Видя ожесточение, с каким русские и прусские драгуны и гусары, рубили несчастных новобранцев, царь во главе лейб-казачьего полка въехал прямо в середину каре. На все уговоры не подвергать свою жизнь опасности он отвечал: «Я хочу спасти их».
Вмешательство царя спасло жизнь нескольким сотням французских юношей, которые сдались на милость победителей.
Перед штурмом Парижа Александру I донесли, что армия собирается не оставить в городе камня на камне. Царь поспешил к прусскому королю Фридриху-Вильгельму, но с удивлением услышал, что тот «никак не берется воспретить такого удобного и долгожданного случая для прусских войск» отомстить за все несчастья их родины. «Если можете, ваше величество, — добавил король, — возьмитесь сами удержать мои войска». — «За моих русских я ручаюсь, — ответил Александр. — Надеюсь сдержать и ваших солдат».
Действительно, Александр предотвратил разрушение и разграбление французской столицы.
Французскую столицу оборонял 40-тысячный корпус маршала Мармона. Ожесточенный бой кипел весь день.

Для прекращения кровопролития и выработки условий капитуляции в Париж отправился русский парламентер — флигель-адъютант полковник Михаил Федорович Орлов. «Разрешаю вам прекращать огонь повсюду, где вы найдете это нужным, — напутствовал его Александр I. — Но помните: с бою или церемониальным маршем, на развалинах или в пышных палатках, но Европа должна ныне же ночевать в Париже».
Миссия Орлова была успешной, к шести часам вечера были выработаны условия капитуляции. Огонь постепенно прекратился по всей линии. Последние выстрелы раздались на Монмартре.

Капитуляция Парижа
Сражение под Парижем имело больше политическое, нежели военное, значение. Тем не менее, по числу потерь (по 9 тысяч человек с обеих сторон; из союзников 6 тысяч погибших были русские) оно было наиболее кровопролитным за всю кампанию 1814 года.
Кто владеет Парижем, тот владеет всей Францией – это аксиома французской политики. Вскоре после падения столицы пал и Наполеон, не дошедший до Парижа сорока верст. Подписав под давлением своих маршалов отречение от престола, он сдался на милость Александра и был сослан на остров Эльбу.

Теперь Александр больше всего желал, чтобы Париж не постигла участь Москвы. В этом заключалась, если угодно, его месть за сожженную русскую столицу. Французы оценили благородство русского царя. Парижанки ввели в моду «Александровские букеты», состоявшие из цветов, первых буквы которых составляли имя русского государя. Александр сделался среди парижан популярнее вернувшегося на престол Людовика XVIII. Когда русский царь проезжал по улицам Парижа, из толпы раздавались восторженные голоса: «Виват, Александр, король Франции!»
Я зарабатываю на жизнь литературным трудом.
Звякнуть копеечкой на поддержание штанов автору можно через
Яндекс-деньги
41001947922532
или
Сбербанк
5336 6901 8581 0944
Спасибо всем тем, кто уже оказал поддержку!
Мои книги
Последняя война Российской
империи
Электронные книги на ЛитРес
|
</> |