Парфюмер Зюскинда
borismedinskiy — 25.02.2021Недавно я снова перечитал единственный роман Патрика Зюскинда "Парфюмер". Я нахожу эту книгу совершенной по своей форме - слог, темп повествования, пропорции натурализма и условности - всё на высочайшем уровне. Конечно, тут надо отдать должное и переводчику. Когда читаешь хорошо написанную и уже прочитанную ранее книгу, то получаешь ровное, спокойное эстетическое наслаждение. Не боишься, что книга разочарует и от неё не ждёшь потрясений. Это как прогулка по давно исхоженному, но от этого не потерявшему своего очарования парку или скверу. Когда устал и хочется отдохнуть душой, тогда тянет не на новое, а на проверенное и надёжное старое. Ну и если сам меняешься хоть немного, то в этом старом можно найти немало нового. А уж в такой многоплановой книге, как "Парфюмер", всегда можно найти новый пласт смыслов.
Книга эта о зле и сопутствующем злу - власти, обладании и
отсутствии любви.
Будучи совершенной по форме, по содержанию она... Хм... Книга эта
очень европейская, очень современная, т.е. очень постмодернистская.
Критики будущего напишут, должно быть, следующее: "Зюскинд в своем
произведении отразил упаднические настроения современной ему эпохи
постмодернизма с характерными для нее воинствующим индивидуализмом,
скепсисом, неверием в человека и презрением к нему. За ширмой
захватывающего повествования стоят не очевидные при невнимательном
прочтении глубокое отчаянье и пессимизм. Главный герой сугубо
отрицательный, как его характеризует сам автор, но ему не
противопоставляется никакого положительного персонажа. В книге нет
конфликта хорошего и плохого, так как герой борется с миром, в
котором нет ничего подлинно ценного. А такое положение вещей
приводит к типичной для постмодерна трактовке: отрицательный герой
перестаёт быть таковым и становится просто героем, вызывающим
сопереживание и сочувствие, тем более герой этот - творец, который
в мире произведения является единственным, кто понимает истинное
положение вещей и единственный, кто способен создавать истинную
красоту и ценность... Воистину эпоха постмодернизма - эпоха
отчаянья, раз наиболее значимые авторы рисовали такую картину мира
- это надо учитывать при прочтении... Книга блестяще показывает
тупиковость пути развития личности, не способной преодолеть своего
эгоцентризма и не способной к любви."
Напоследок пару слов о фильме. Так как роман "Парфюмер" - это
притча, то он обладает главным свойством притчи: обобщённостью и
символичностью. Фильм на мой взгляд хорош, с точки зрения
визуального ряда и музыки вообще шедевр, но, как обычно, слабее с
точки зрения смыслов. Фильм гораздо труднее, чем книгу, сделать
притчей, особенно в рамках требований рынка, но у меня к создателям
никаких претензий - они очень бережно отнеслись к оригиналу.
Б. Мединский,
30.04.2018
|
</> |