Парадоксы Русской истории
eriklobakh — 26.02.2021 Впрочем, парадоксы это только с точки зрения формальной логики, с точки зрения психологии тут всё допустимо - дети самовыражаются на родителях.1. Русский национализм в его нынешнем виде чуть более, чем полностью, - создал Иосиф Виссарионович Сталин. И правильно сделал.
Дело не только во всех этих "тостах за русский народ" и погонах в армии с фильмами про Александра Невского и орденами Суворова, это отчасти мелочи.
Сталин был просто двинут (в хорошем смысле этого слова) на трёх вещах, которые и есть три кита русского национализма.
а) Полнейшая, я бы даже сказал повальная русификация управленческих кадров в стране. В таком масштабе и с таким акцентом на этот вопрос до Сталина в России это было лишь один раз - при приходе к власти Елизаветы Петровны, дочери Петра Великого, которая нарочито жаловала всех русских в пику бироновщине.
В этом не было никакого антисемитизма, собственно, - если вы говорите про "смену кадров первой революционной волны". Нет, ну, Сталин, конечно, не был никаким антисемитом. Но русифицировал управленческие кадры он нарочито, настойчиво и показательно. Сначала сам, а потом с помощью Маленкова - повсюду во всех деревнях выискивая талантливых русских управленцев.
Собственно говоря, тут революция вообще не при чём, ибо масштаб русификации значительно превзошёл и дореволюционные показатели. Иное дело - кого считать русским в частности с учётом отсутствия религии. С точки зрения понятия "государственная нация", да даже и по культурным показателям, - я и Троцкого считаю русским, как и самого Сталина, разумеется.
Но Сталин в этом вопросе не умничал, не рассуждал на тему "а кого считать русским", а подходил к вопросу именно как современный русский националист, чуть ли не расистски.
Кто-то может, наверное, с этим пытаться спорить, но есть ведь и объективные показатели. Они свидетельствуют о том, что спорить тут не о чем.
б) Сталин кое в чём даже довёл ситуацию до абсурда в русификации всего и вся в ходе "борьбы с космополитизмом" (да тоже правильно сделал), когда началась массовая борьба за то, что "радио изобрёл Попов", "космическую программу изобрёл Циолковский" и т.д. И никого, кроме русских - не было. С чем-то тут можно полностью согласиться, над чем-то хихикнуть, но то, что этот подход - один из китов русского национализма спорить не приходится, и массово внедрил это Сталин. И именно ему мы этим обязаны.
в) Сталин ввёл просто бешеную моду на употребление слова "русский". Опять же - дело вовсе не только в "тосте за русский народ". И не только в упоминании в советском гимне слова "Русь".
Нет, если вы откроете газеты тех лет (а я их коллекционирую), то слово "русский" там употребляется просто в каждом абзаце, где надо и не надо. Это тоже хорошо, повторяю, но дело не в этом.
Да и без газет даже. Во всех его докладах и т.д. Например в переписке с Черчиллем и Рузвельтом. "Мы, русские, считаем иначе" - и так постоянно. Он почти искоренил традицию (при Хрущёве она вернулась) на "мы, советский народ" и т.п. Но как бы Хрущёв чего куда не возвращал бы, уже в его последнем Политбюро были вообще только одни русские, кроме Микояна, - и все как один - сталинские кадры. Как их ни оценивай, но они, конечно, - русские.
И при этом всём значительная часть современных русских националистов - анти-сталинисты))) Ну, не все, разумеется, да и не лучшая часть, да и не всегда собственно русская по происхождению, но весьма многие, и в том числе одни из самых настойчивых.
Парадокс? Ну, скорее я бы это назвал - "детская болезнь левизны".
2. Вот ещё один очень забавный парадокс.
В наизначительнейшей степени миф о каком-то запредельном благородстве русского дореволюционного офицерства создали вовсе не пост-СССРовские песни про "булки, юнкеров и балы" и про "корнета Оболенского" и кого-то там ещё, а самый из самых просоветских - советский кинематограф.
У меня, собственно, есть определённые сомнения по всему русскому дореволюционному офицерству вообще. Не критика, а сомнения - уместно ли ТАК преувеличивать и лепить тут каких-то полубогов. Все они прекрасные, все они наши, всех я их люблю. И, конечно, - они были прекрасны (в том числе и по моим дореволюционным корням). Но вот НАСТОЛЬКО ли?
Для наглядности моего сомнения приведу пример вот какой. Ну, вообще офицеров (армейских) было богатое множество, тут можно долго говорить и по-разному.
Но я приведу пример с такой их частью как пограничники и таможенники. Из их дореволюционной разновидности я, и вы все, - помню в советских фильмах двоих. Это прям не просто иконы, это памятники из платины и золота с драгоценными камениями.
Вот Верещагин из "Белого солнца пустыни", который мзду не берёт и которому за Державу обидно. Прямо-таки икона стиля, потрясающий по качеству персонаж. По сравнению с которым в глазах у советского зрителя сильно теряет даже товарищ Сухов.
Но по сравнению с Верещагиным сверкает куда как более яркой и мощной звездой, вершиной русского офицерства, дореволюционный пограничник из сериала "Государственная граница" в первых двух сериях герой роли Старыгина-Арамиса (я не помню его имя в фильме о госгранице). Тут даже не икона стиля, тут просто какой-то высочайший образец не просто профессионализма, человеколюбия, патриотизма, бескорыстности, благородства и т.д., но тут реально античный бог. Бриллиант чистейшей воды, при том самый большой в мире. Кстати, и его тесть-генерал, глава этого дореволюционного департамента - почти не хуже. Даже не пряники и марципаны, БРИЛЛИАНТЫ.
Таможенники и пограничники в царской России...))) Верещагин и Старыгин. Из советских (!) фильмов. А вот если вспоминать из дореволюционной литературы их коллег, то лично мне первым на ум приходит кто? Правильно, как и вам. Павел Иванович Чичиков. Вы помните - до своих махинаций со скупками мёртвых душ - где он работал? Вот то-то.
Нет, это хорошо и правильно - такие образы создавать, кто ж этим спорит? Вопрос ведь в другом. Все нынешние антисоветчики-"белогвардейцы", имеющие в своём представлении именно эти образцы "русского белого офицерства" - хотя бы немножечко помнят о том - где и когда эти образы созданы? И логично ли после этого быть антисоветчиком?
|
</> |