Парадоксы памяти
— 24.10.2015Любовь моя! Спасибо тебе за то, что ты была и есть. Спасибо тебе за то, что в мире есть второе «я» - наш сын. Спасибо тебе за то, что я все эти годы ощущал тебя – в одном воздухе, в одном мире, в одном дне и в одной со мной ночи. Я ничего не могу обещать тебе, кроме одного – моей любви. Я буду с тобой, как был. Мир кончится, если рядом со мной не будет тебя.
Максим.
Это письмо из эпопеи о Штирлице Юлиана Семенова написал Максим Исаев своей жене Александре Гаврилиной, с которой он расстался в 1922 году, уплыв на последнем теплоходе вместе с белыми офицерами из Владивостока. В 1941 году Шелленберг отправил Штирлица в командировку в Токио. Там Штирлиц встретился с Рихардом Зорге и передал ему информацию о планах нападения на СССР, которые тогда разрабатывались в немецком генштабе. Зорге свел Штирлица с секретарем советского посольства. Тот знал о приезде Штирлица и показал ему фотографию, с которой на Штирлица смотрел парень – он сам, только в 1923 году. Это был Александр Исаев - его 18-летний сын. После этого Штирлиц и написал приведенное выше письмо.
Думаю, такое письмо мог написать только человек, который долго не видел свою любимую. Долгая разлука убирает из памяти все наносное, неприятное, плохое. Остаются только хорошие моменты встреч и расставаний, только высокие, чистые и честные моменты отношений. Образ любимой как бы очищается, идеализируется, и она все более и более приобретает высокие черты мадонны. Бывает, что при встрече после длительной разлуки, образ, оставшийся в памяти, не совпадает с реальностью, и тогда наступает разочарование.
У меня были такие моменты дважды в жизни. Первый раз это случилось летом после окончания 6-го класса. В наш двор выходили подъезды трех домов. Фасады двух домов выходили на параллельные улицы, а третий дом стоял внутри двора перпендикулярно первым двум. Поэтому во дворе было два с лишним десятка моих сверстников обоего пола. Мы целыми днями играли в кислый круг, круговую и беговую лапту, футбол, попа-загонялу, 12 палочек и еще в кучу разных, забытых ныне подвижных игр. Наши девчонки не хуже мальчишек ловили и бросали мяч и ловко и мастерски уворачивались от него, чтоб не осалили. Бегали и прыгали они тоже не хуже нас, в общем, наши девочки были такими лихими парнями в юбках, и мы к ним так и относились.
Но тут к родственникам, живущим в нашем доме, приехала в гости девочка на год старше меня. Она была натуральной блондинкой, с очень симпатичным личиком, да и выпуклости, положенные девушке, у нее были уже достаточно выражены. В общем, я влюбился, старался быть лучшим во всех играх, лез к ней с разговорами, но ответного чувства так и не обнаружил. Девочка уехала, но в моей памяти остался образ блондинки, который в течение года становился все прекраснее и очаровательнее. За этот год я подрос, раздался в плечах, уже играл в баскетбольной сборной города своего возраста, даже был ее капитаном. Я с нетерпением ждал следующего лета, надеясь, что против такого крутого парня блондинка не устоит. Лето наступило, блондинка приехала, я с ней сразу встретился, немного пообщался и всю мою влюбленность как ветром сдуло. Прекрасный образ очаровательной блондинки, живущий в моей памяти, никак не стыковался с реальной действительностью.
Второй раз, что то похожее случилось, когда я три года служил в армии, а моя будущая супруга меня ждала. Точно так же образ любимой в моей памяти становился все более совершенным и очаровательным. Конечно, три года не такой уж большой срок, да и виделись мы с ней за эти годы пять раз, пусть и очень кратковременно. Когда я вернулся с армейской службы, память и действительность у меня и, видимо, и у моей любимой не отличались разительно, тем не менее привыкание и теплоту отношений пришлось строить заново. К счастью, наши чувства вернулись, более того, любовь вспыхнула с новой силой, и мы прожили вместе интересную и в общем счастливую, полную взлетов и падений, побед и разочарований, взаимных чувств и различных радостей жизнь.
Такие вот неожиданные парадоксы памяти.
Получается, что наша память стоит на страже нашей психики, удаляя
воспоминания, приносящие отрицательные эмоции, и улучшая образы
дорогих нам людей.
|
</> |