Пара слов о лекции «Костюмы императорского балета»

Её лекция в основном ограничивалась периодом XIX века (немного жаль, т.к. хотелось проследить трансформацию балетного костюма и в XX-XXI веке тоже, но времени бы, конечно, на это потребовалось в 2 раза больше).

(Эдгар Дега. Балетная сцена из оперы Мейербера "Роберт Дьявол" (Балет монахинь))
Я делала по ходу лекции немного фото мобильничком, чисто для себя, справочно, чтоб потом найти иллюстрации в сети и написать для вас постик о том, что видела и что запомнилось. Но по итогу лекции этих фото набралось столько, что я поняла, что, во-первых, я замучаюсь искать все эти материалы (а на каждом слайде было до трёх изображений), а во-вторых, вообще не факт, что я их найду — всё-таки Татьяна при их подготовке работала с архивами и специализированной литературой (и я оказалась права — многие иллюстрации никак не гуглятся).
Поэтому я решила всё-таки поставить в пост те фото, что я наделала на лекции, заранее прошу прощения за их качество.
Ещё я хочу сразу предупредить, что эти картинки представляют собой скорее просто иллюстрации к разнообразным костюмам из балетов и не касаются собственно развития костюма. Поэтому те 2,5 слова о развитии я вам сейчас скажу, а многочисленные слайды с примерами костюмов из разных балетов спрячу под спойлер, текста там практически не будет.
Итак,
поначалу костюмы не отличались от обычной одежды современных тому времени персонажей. Костюмы для спектаклей в большинстве своём не шились специально, а брались тогдашними постановщиками как нечто, примерно соответствующее времени и персонажам спектакля, из [царских] кладовых.
Поэтому для изображения какой-нибудь экзотики прибегали в основном к символизму.
Так, например, если на костюме изображалась чешуя, то это означало, что персонаж в этом костюме — фурия

В 1790 году состоялась постановка исторической оперы Екатерины II «Начальное управление Олега». Именно эта постановка стала важнейшей вехой в формировании русских образов на отечественной театральной сцене и во многом предопределила облик последующих спектаклей и, естественно, костюмов.
Если вас заинтересует эта тема, то в сети есть статья "ИЗБРАННЫЕ СТАРИННЫЕ РУССКИЕ КОСТЮМЫ": АРХЕОЛОГИЯ, НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТИЛЬ И ГРЕЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ЕКАТЕРИНЫ II. Читать онлайн можно здесь: ТЫЦ. Статья посвящена уникальному для истории русской сценографии XVIII века изобразительному источнику — альбому древнеславянских, варяжских и византийских костюмов, связанному с постановкой этой оперы. Собственно, иллюстрации из этого альбома вы там и можете посмотреть.

Слайд не о костюмах, "Театральная декорация как архитектурный вид". Ранее балетные декорации обозначались каким-нибудь фоновым пейзажем на заднике. В XIX веке им приходит на смену панорамное видение сцены.

Прорывом в этом направлении стала постановка в 1831 году оперы Мейербера "Роберт Дьявол". Картину Дега с изображением балетной сцены из этой постановки (балет монахинь) я поставила заглавной иллюстрацией этого поста. А вот изображения других художников. Обратите внимание на декорации и на свет и тени.

Про Марию Тальони тоже немного поговорили. Посмотрите на смелую для тех времён длину юбок.

Развитие балетной техники приводило к тому, что длина и тяжесть костюма мешали исполнению. Законы физики никто не отменял, и инерция во время пируэта могла привести к плачевным последствиям.
Элемент фуэте сыграл большую роль в появлении балетной пачки: для его исполнения требовались накрахмаленные короткие «тюники», стоящие горизонтально и не мешающие движению ног.
Первые фуэте появились в арсенале итальянских балерин-виртуозок. В России 14 фуэте подряд впервые исполнила итальянская балерина Эмма Бессон в балете «Гарлемский тюльпан» (хореография Мариуса Петипа и Льва Иванова). Премьера состоялась в Петербурге, на сцене Мариинского театра 4 октября 1887 года (по ст.ст.).
Итальянки не раскрывали своих секретов. Русским балеринам в Мариинке приходилось подсматривать технику, чтобы научиться крутить фуэте самим. Первой русской балериной, повторившей 32 фуэте, стала Матильда Кшесинская.
Ещё одним фактором, повлиявшим на цвета балетных костюмов, стало освещение. Сначала газовое, а затем электрическое сильнее осветило сцену, и в более ярком свете старые цвета костюмов стали выглядеть слишком ярко и аляповато. Постепенно произошёл переход к более спокойным оттенкам.
Бо́льшие возможности изображения игры света и тени появились не только у декораций. Например, в балете "Наяда и рыбак" (он также известен как балет "Ундина") появился номер, в котором главная героиня танцует с собственной тенью.

(Shadow Dance, Cerito as "Ondine". Illustration for The Illustrated London News, 15 July 1843)
А потом наступил век XX, принёсший самые большие изменения на балетную сцену... но это совсем другая история.
Отражение моды в балетных костюмах (правая часть слайда, французская мода).

Ещё о символизме. Костюм Флоры, 1814.

Карикатура Джеймса Гилрея на Танец Розы Дидло (он на портрете слайдом выше): если вы поклонник

Чем костюм принца в балете отличался от костюма простого крестьянина? Посмотрите на талию персонажа в балете "Жизель":

О да, это был корсет.

Различные изображения "национальных", сказочных и других костюмов:






Эскизы костюмов к тому самому балету "Наяда и рыбак", о котором мы поговорили выше:

Балерины-цветы:

Птицы:

Насекомые :-)
Пауку с таким рюкзаком на спине двигаться уже было почти невозможно.

Звери:

Костюмы Царь-девицы и Снежинки из балета "Конёк-горбунок" (сорри, совсем плохо видно, хотелось показать Снежинку — всю в ватных шариках).

Феи из "Спящей красавицы":

Гномы и великаны.

Персонажи-аллегории: времена суток из балета "Коппелия"

...и даже теннис и бильярдный стол.

Ртуть, железо и изумруд:

Боги и гении мест.

А на этом всё!
Материалы о фестивале можно посмотреть в его группе ВКонтакте: ТЫЦ.
Спасибо

|
</> |