пара слов идеалиста про Синод и епипад
igumen_aga — 07.10.2011 Это, конечно, хорошо, что такой "архишторм и епипад", как народ шутит на FB, свершился в Московском Патриархате. Епископ, наконец, будет знать всю свою паству в лицо, а, аще тенденция сия продолжится, то и по имени-отчеству, каждого персонально. Но, это если успеет познакомиться, потому что забавные рокировки архипастырей с места на место, такие как, например, взаимный обмен Орловского управляющего на Красноярского, - конечно имеют тайные и нам неведомые высшие смыслы, но коренным образом противоречат древнейшей церковной традиции понимания пастырства как обручения с церковью*. На всю оставшуюся жизнь. Не с "церковью вообще", а с конкретной общиной. Так что паки и паки пресловутая "церковная целесообразность" -- rules! Просто фигурок на шахматной доске появилось много и все эти синодальные Е2-Е4 приобретут ещё бОльшую виртуозность и изящество комбинаций.На этом фоне выгодно выделяется представление кандидатов архиепископом Хабаровским Игнатием. Если все предыдущие журналы Синода об избраниях и замещениях начинались со стандартного: "Преосвященный (имярек) представил кандидатуру к избранию клирика (имярек)" и все, то в рапорте владыки Игнатия добавлены две существенные строчки:
В рапорте на имя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Преосвященный архиепископ Хабаровский и Приамурский Игнатий представил кандидатуру к избранию епархиальным архиереем клирика Хабаровской епархии игумена Аристарха (Яцурина) и кандидатуру к избранию викарием Хабаровской епархии — игумена Ефрема (Просянка). Предварительно кандидатуры игумена Аристарха и игумена Ефрема обсуждались на епархиальном собрании и получили единодушную поддержку духовенства.
Получили ли такую же единодушную поддержку духовенства (а в идеале и мирян) на своих новых местах служения - прочие кандидаты и перемещенные лица? Вопрос дилетантский, вопрос идеалиста и, посему, - чисто риторический )) можно не отвечать.
----------------------------------------------
* "Ни один епископ не мог быть избран без участия клира и народа. Исключение представляли лишь Церкви новообразованные, еще не имевшие достаточной авторитетности в деле избрания. Иногда при этом народ предлагал на усмотрение епископов своего кандидата. Иногда, наоборот, воля народа, за отсутствием законных возражений, имела решающее значение. Участие народа в избрании епископа не было только формальным. В случае единогласного решения народ выражал свой приговор восклицанием "достоин!" или "недостоин!".
Право это подтверждено Первым Вселенским Собором в Послании к Александрийской Церкви (по поводу мелетиан) и первым правилом IV Карфагенского Собора (епископ рукополагается в согласии клира и мирян). В "Постановлениях апостольских" подтверждается то же право: "В епископа рукополагать того, кто беспорочен... избран всем народом. Когда его наименуют и одобрят, то народ... пусть даст согласие" (VIII, 4). Но эта практика существовала не долго: власть византийских императоров нанесла ей скоро сильный удар. Уже в законах императора Юстиниана право избрания епископов предоставляется не народу, но клиру и вельможам; затем - именитым лицам, считавшим себя патронами известной Церкви, предоставлено было почти безусловное право единоличного выбора епископа для этой цели, и клир должен был соглашаться с волею патронов, за редкими исключениями, где выбор известного лица прямо противоречил церковным канонам. Император Феодосий в этом ограничении прав народа и клира дошел даже до того, что сам единолично, вопреки всеобщему желанию, позволил себе назначить Нектария епископом Константинопольским. Так как клир и народ довольно долго не приходили к определенному решению, император затребовал список кандидатов и из них сам выбрал Нектария, несмотря на то, что он не был еще крещен, а был только оглашенным. Епископы пробовали было рассуждать о законности такого выбора, но воля императорская осталась непреклонной. Так мало-помалу народ лишен был права избрания епископов. Право избрания осталось за клиром и светской властью, но последняя удержала это право только до VII Вселенского Собора, который определил: "Епископов, избранных мирскими начальниками, не признавать... имеющий быть произведенным в епископа должен быть избран епископами".
(Настольная книга священнослужителя, Т. 4, стр. 655)
|
</> |