«Пансион» (2022)
stalhammar — 14.06.2024 «Пансион» (2022). Сюда, в женский пансион, стоящий на маленьком острове, никто не приезжает по собственному желанию. Никто – кроме Полины, официально – Аполлинарии Федоровны, согласно легенде – единственной дочери генерала кавалерии Ростоцкого. Воспитанниц всего шестеро, включая стерву Настю и короткостриженную девушку-изгоя Аню, влюбленную в садовника Серафима, единственного мужчину на острове. Нравы в пансионе строгие: подъем в шесть утра, молитва, завтрак, занятия, уборка, готовка еды, стирка..
Слуг здесь нет, свободного времени тоже, книги, все кроме тех, что рассказывают о том «Как следует вести себя женщине», считаются вульгарными и, мягко говоря, не приветствуются, а комнаты называют кельями, будто это самый настоящий монастырь. Наставница Ольга Николаевна Захарова лихо орудует плетью, а единственным предназначением всякой женщины считает деторождение. Вера, первая знакомая Полины, кроткая девушка, втайне от всех заново и заново перечитывающая «Цветы зла», уверена, что в пансионе то и дело сходят с ума.
.
Сначала неудовлетворенная похоть, следом – безумие, потом – смерть. Почти как с Анной, разве что та, добившись таки Серафима и получив в наказание страшные шрамы по всему телу, пока еще жива. Была еще седьмая. Софья. Та, ради которой Полина и оказалась на острове. Ее родная сестра, воспитанница Захаровой, бесследно сгинувшая на рубеже веков, несколько лет назад…
.
Святослав Подгаевский, по праву считающийся первым ремесленником от российского хоррора, плавно перешел от полного метра к сериальному формату, параллельно с этим поставив крест на фольклоре – так, вместо «Яги» и «Невесты» появился «Пищеблок», а следом за ним продукт уже куда более самостоятельный.
.
Не экранизация книги обласканного режиссерами Алексея Иванова, а не имеющий литературного первоисточника 4-серийный «жутик», насквозь готический, с явными отсылками что к арджентовской «Суспирии», что, внезапно, к эггеровскому «Маяку». Но мистики и уж тем более колористических экспериментов ждать не стоит: здесь куда больше от детектива, чем от сверхъестественного хоррора. Снимать Святослав умеет, это было видно еще по его «Владению 18», фильму совершенно бездарному с точки зрения визуализации потаенных страхов жителей многоэтажек, проработки характеров и прочих не слишком заметных мелочей вроде простой житейской логики, но технически грамотного. «Пансион» - к счастью, совсем не «Черное облако», Подгаевский не издевается над зрителем дешевизной постановки, бесконечно далекими от реализма диалогами или похабной актерской игрой (хотя игра эта, мягко говоря, далека от совершенства).
.
Снято по-хорошему стильно, локации подобраны замечательнейшие, в действии недостатка нет – на это работает и формат, всего четыре серии, каждая по 40-50 минут. Аполлинария, разумеется, оказывается вовсе не Аполлинарией и вовсе не генеральской дочкой, а первой погибает Анна – похоже на суицид, но точно ли он? Краски сплошь тусклые, блеклые, на экране вечная промозглая осень, перенос в начало XX века кажется правдоподобным, а само собой разумеющийся лесбос симпатичен. Но оригинального, своего, конечно, ноль целых, хрен десятых.
.
Можно обойтись без параллелей с «Приютом» или «Апостолом», однако не заметить явное сходство с сериалом (не путать с классическим фильмом Питера Уира) «Пикник у Висячей скалы», вплоть до копирования в наглую, в жесткую, отдельных сцен, к сожалению, невозможно.
.
А в конце все ж таки появляется мистика, включается дьяволизм и одержимость. Многие Подгаевского недолюбливают, категорически отказываясь воспринимать его творчество всерьез: «Пансион» это мнение изменить не в силах, но в качестве лебединой хоррор-песни режиссера кажется вариантом неплохим. Потому что с жанром Святослав, судя по всему, на этом мини-сериале и покончил: впереди нас ждет нечто под названием «Летающий пацан», а также «Подростки: Первая любовь» и фантастический боевик «Новый мир» об Антихристе и Иоанне Богослове. Опустим же завесу жалости над этой странной творческой деволюцией…
.
6/10
|
</> |