Панорама обороны Севастополя
ayrat72 — 26.03.2020Летом прошлого года Исторический бульвар Севастополя был закрыт на ремонтно-восстановительные мероприятия. Подхода к основным объектам не было, однако музей-панорама "Оборона Севастополя 1854-1855г.г." функционировал в обычном режиме. По моему мнению этот объект вполне себе самостоятелен и заслуживает отдельного посещения и изучения, хотя бы потому,
что отдельные люди вложили колоссальный труд сначала на создание этой невероятной экспозиции, затем на ее сохранение, и все в конечном счете для того, чтобы у последующих поколений была возможность в буквальном смысле рассмотреть сцены важных исторических событий.
2. В первом же холле, откуда экскурсионные группы отправляются в "круговое путешествие" по музею, нас встречает скульптура Франца Алексеевича Рубо, автора полотна панорамы "Оборона Севастополя", профессора Петербургской и Баварской Академии Художеств, основоположника русского панорамного искусства и непревзойденного мастера батальной живописи. Думали мы, что в этой поездке по Крыму словом Мастер назовем мы только Айвазовского, но нет, еще один автор произвел на нас яркое впечатление.
3. Панорама посвящена, пожалуй, самому важному событию в ходе Крымской войны 1853-1856 г.г. - 349-дневной обороне Севастополя. События отражены на огромном полотне Франца Рубо, панорама круговая, экскурсия организована в одном направлении, по часовой стрелке. Для наглядности я покажу несколько эпизодов, но смотреть все надо на месте, впечатления незабываемые.
4. События происходили в 1854-1855 г.г., в основу же произведения лег главный эпизод, происходивший в конкретный день, 6 июня 1855 года, - бой на Малаховом кургане. День, когда решалась судьба Крымской войны. Севастополь выстоял. Как известно, по результатам Парижского мирного договора, ни одна из сторон в Крымской войне не одержала полной победы, но сохранение Крыма и Черноморского Флота для России имели важнейшее значение. Против России в той войне стояла военная кампания в составе Турция, Великобритания, Франция, Италия (тогда - Сардиния).
5. Рубо работал над произведением с 1901 по 1904 год. Естественно создать такое полотно одному не под силу, ему содействовали 20 художников. Начальная стадия работ состояла из посещения мест событий и встреч с участниками событий, в ходе поездки Францом Рубо написано порядка 50 этюдов.
6. На полотне длиной 115 метров и высотой 14 метров более 4000 фигур участников. В основном это обобщенные образы солдат и матросов, им, рядовым участникам, и посвящено произведение. Их вклад огромен, думаю, что недаром на входе в здание-ротонду, над словами "Панорама Обороны Севастополя" изображен именно солдатский Георгиевский крест. Среди участников можно увидеть и реальных участников событий, это хирург Н.И.Пирогов, матрос Петр Кошка, сестра милосердия Даша Севастопольская, адмиралы П.С.Нахимов и С.А.Хрулев и др.
7. Для переднего плана перед полотном использованы объемные предметы, что способствует восприятию панорамы в объемном виде.
8. В годы Великой Отечественной войны на Севастополь выпало новое испытание. Во время бомбежки фашистскими войсками в здание панорамы попала бомба, здание загорелось. Героическими усилиями матросов и солдат удалось спасти 86 фрагментов картины Рубо и погрузить их на лидер эсминцев "Ташкент", которому удалось прорваться в осажденный город. На борту было порядка 2000 раненных, женщин и детей. На рассвете "Ташкент" был обнаружен врагами и атакован, всего на него было сброшено порядка 300 бомб. Полузатопленный, с пробоинами, корабль чудом выжил. В Новороссийск он пришел уже на буксире. Две трети картины были сохранены!
Ну что сказать в заключении? Масштаб картины в сочетании с умелой работой экскурсоводов производят сильнейшее впечатление. Все происходит очень эмоционально! Это потрясающе, советую каждому.
Следить за обновлениями блога можно подписавшись на журнал, а также подружившись в соцсетях: Фейсбук, ВКонтакте,Твиттер. Кроме того пишу на Яндекс Дзен канале, и публикую фотографии в Инстаграм, подписывайтесь.
|
</> |