Памяти Рощина.

Мы встречались один раз в Иркутске - ели позы (бузы), выпивали водку. Он очень мне понравился. Его "Записки политтехнолога" (будут ли они теперь изданы или останутся только в ЖЖ?) я читал и перечитывал несколько раз, и огромное количество раз цитировал в лекциях. Он, пожалуй, что не просто хорошо, а просто прекрасно ко мне относился. Множество моих читателей во времена ЖЖ узнали о моем существовании благодаря тому, что он упоминал меня в своем жжурнале и всегда в самом превосходном смысле. Думаю, что и какая-то часть фейсбучных читателей пришла ко мне через него.
Я написал немного "нечестную", в том смысле, что завышено-комплиментарную рецензию на его книжку просто потому, что мне очень хотелось, чтобы ему было приятно. Но именно "немного" нечестную, за мной водится такой грех, если на кону настроение симпатичного мне человека, но я стараюсь не переходить рамок. Не знаю, понял ли он это, впрочем, неважно.
На многие вещи мы смотрели не просто по-разному, а диаметрально противоположным образом. Он был настоящий фанат девяностых. Мое отношение к девяностым известно всем старочтеям. Мне никогда это не мешало, потому что - я знаю, что многие не верят, но это так - я абсолютно равнодушен к т.н. "политическим взглядам" и принципам, которыми человек не может поступиться, у других людей. Любым взглядам и принципам. Меня это все совершенно не задевает. Я знаю, что многим сложно даже вообразить, как такое может быть, но вот может. Я приятельствовал со сталинистами, русофобами, антисемитами (одного покойного Константина Крылова могу вспомнить). Единственный непоставленный эксперимент - смог бы я как-то ужиться с истовым фаном гитлеровского нацизма? Сие осталось неизвестным. И видимо останется. Я давно уже не живу светской общественно-политической жизнью, поэтому едва ли в моей жизни случатся схождения с носителями каких-нибудь идей. В общем, фанат девяностых и неутомимый подвижник-антиководник Рощин вообще не был для меня проблемой. Плюс, кто был с ним знаком, подтвердит, что это был в общении невероятно обаятельный, светлый человек - настоящее цунами добродушия.
Мне были категорически не близки некоторые приемы и манеры его блогерства, хотя временами кое-что неблизкое вызывало у меня что-то вроде восхищения - в его комментах всегда творился настоящий Гайд-парк, чего категорически не допускал в своих аккаунтах я, убежденный антиэгалитарист в вопросах дураков и подлецов - дураки и подлецы не должны думать, что они могут "самовыражаться" на равных с теми, кто стремится думать своей головой и кому совершенно не интересно делание всяческих гадостей ближнему. Очень прошу не спорить с этим моим убеждением, я давно его придерживаюсь и отказываться не собираюсь, а оправданием мне то, что я никому его не навязываю.
Размолвка с Алексеем случилась по причине, по которой со мной разминулись почти все, с кем я разминулся. Я убежденный сторонник того, что "личное важнее общественного", и ежели кто чрезмерно отклонится от этого правила, с тем у меня могут быть проблемы. Так случилось и с Алексеем. Пересказывать не буду - это было больше похоже на парочку недоразумений, но я выяснять отношения не стал (Алексей все-таки был "душноват" в таких делах, выяснение могло затянуться), поэтому аккуратно вышел из нашего виртуального товарищества, тихонько прикрыв за собой дверь. Мне кажется, что он все понял, по крайней мере, тоже не стал ничего выяснять. Потом, если встретимся в т.н. "другом мире", посмеемся над этим, а я наконец-то спрошу его, на фига он приплел к сеансу своего политически-окрашенного морализаторства мою любимую собаку по имени Снифф, которая к тому времени уже покинула этот не всегда справедливый к собакам мир? смайл
Думаю, что если бы мне хоть что-то было известно о том, насколько он одинок - что выяснилось в связи с его смертью - я бы потерпел.
Несмотря на эту размолвку (подчеркну, что это не было ссорой), я чувствую сегодня то, что чувствую всегда, когда уходят талантливые, яркие, непопсовые люди. Мир стал беднее и скучнее без Алексея Рощина. Меня самого стало меньше без него.
Опять же, если доведется встретиться в т.н. "другом мире", я первым делом скажу ему: "Слушай, ты умер как настоящий блогер - за клавиатурой". Уверен, что он оценит шутку, у нас был абсолютно одинаковый стиль юмора. Кстати, может быть, уже прямо сейчас оценил, если оттуда - сверху - действительно видно все.
|
</> |