Памяти "Евстафия"
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
За основу русских данных мы возьмем «Собственноручный журнал» Самуила Карловича Грейга. За основу турецких – данные кандидата исторических наук Стамбульского университета Эмира Йенера (Emir Yener).
Начало Хиосского сражения.
Турецкая эскадра В следующем составе стоит недалеко от островка Хиос:
Наименование |
Пушки/реальное количество |
Примечания |
Burc-u Zafer |
84/72 |
Капудание (флагман), флаг Гасан-Паши[1] |
Hısn-i Bahri |
96/82 |
Патрона (вице-адмирал) Али |
Semend-i Bahri |
84/72 |
|
Ukab-ı Bahri |
70/62 |
|
Ziver-i Bahri |
74/66 |
|
Tılsım-i Bahri |
66/60 |
|
Mesken-i Gazi |
66/60 |
|
Ziver-i Bahri |
74/66 |
|
Sebk-i Bahri |
74/66 |
|
Peleng-i Bahri |
74/66 |
|
Гребная мелочь типа каравелл, фелюк, шебек, галер неустановленного размера, не более 15 орудий[2] |
Итак, в 10 утра начал русский флот строиться в линию :
Наименование |
Пушки |
Примечания |
Европа |
66 |
|
Евстафий |
68 |
Флагман авангарда. Контр-адмирал Спиридов, флаг-капитан Ф. Орлов, капитан Круз |
Три Святителя |
66 |
|
Св. Януарий |
66 |
|
Три Иерарха |
66 |
Флагман центра. Граф А. Орлов. |
Ростислав |
68 |
|
Не Тронь Меня |
66 |
|
Святослав |
84 |
Флагман арьергарда. Флаг Эльфинстона |
Саратов |
66 |
|
Мелочь. |
По словам Грейга: «Турецкая линия баталии была превосходно устроена; расстояние между кораблями было немного более длины двух кораблей. Они составляли впалую дугу и были не более полумили от Анатольского берега, между заливом Чесменским и малым низменным островом, лежащим к северу от Чесмы, близ берега, и которым при норд-вестовом ветре прикрыт был их правый фланг или авангард.»
Русские выстроились в линию к 11 утра и пошли на сближение с противником, в 11.15 передовой корабль русских «Европа» сблизился на дистанцию прямого выстрела и открыл огонь. В ответ «неприятель открыл чрезвычайно сильный огонь по нему и другим, близко следовавшим за ним кораблям. Они выдерживали неприятельский огонь, не отвечая, пока не подошли на пистолетный выстрел; тогда, поворотясь бортом к неприятелю, авангард открыл весьма сильную пальбу.»
Здесь мы немного остановимся и передохнем. Пистолетным выстрелом в то время называлась дистанция в 100 метров и меньше, соответственно русские подошли очень близко к противнику, фактически – вплотную. И здесь есть смысл поговорить о турецкой артиллерии. Чем она была представлена?
Вес своих ядер турки измеряли в кантарах, который равен примерно 56.5 кг.
У турок были орудия
1-кантарные
1.5-кантарные
3-кантарные
5-кантарные
7-кантарные
Первые два типа стреляли чугунными ядрами или камнем.
Начиная от трехкантарных и выше – специально вытесанными мраморными ядрами. На «Бурдж-у-Зафер» стояло два 3-кантарных орудия, кидавших мраморные ядра весом примерно в 170 кг. Далеко, конечно же, эти ядра лететь не могли, но мы-то с вами помним, что дистанция была убойной. Итак, что же происходит дальше?
Между 11.30 и 11.45 «Евстафий» теряет управление и его несет на второй в турецкой линии корабль, которым и был «Бурдж-у-Зафер». Грейг пишет, что «Евстафий» хотел поворотить оверштаг, но «не успел». Что значит - не успел? На мой взгляд во время поворота на русском линкоре был сбит руль, и он банально потерял управление. То есть флагман русского авангарда в самый разгар боя сделался беспомощным и его понесло на турецкую линию. Было от чего впасть в отчаяние!
Контр-адмирал Спиридов и флаг-капитан
Орлов принимают решение покинуть корабль вместе с казной. Ни у
Грейга, ни в других источниках я приказаний Алексея Орлова покинуть
командованию корабль не нашел. Что это было? Бегство? Не думаю.
Спиридов командовал первыми четырьмя кораблями эскадры, и потеря
его означала потерю командования авангардом. Так что скорее всего
решение Спиридова было абсолютно правильным. Командовать на
«Евстафии» был оставлен капитан Круз.
Мало было потери руля – на «Евстафии» появился еще и пожар. Что
могло его вызвать? Разрыв какого-то из русских орудий? Неосторожное
обращение с порохом? Незнаю. Но где-то между 11.50 и 12.00
«Евстафий» въехал по касательной в бок «Бурдж-у-Заферу».
Чтобы понять, что было дальше, воспользуемся данными турецкой экспедиции, проведенной в июне 1994 года к месту боя – острову Хиос. Конечно же корпуса кораблей не сохранились – в Эгейском море много микроорганизмов, и они просто обратились в труху.
Обследования показали, что довольно много скелетов русских моряков было под шпилем (скорее всего перед столкновением отчаянно пытались бросить якорь), так же несколько десятков скелетов русских моряков было найдено в районе гибели «Бурдж-у-Зафер» (это место примерно в 600 метрах от места гибели «Евстафия»). В свою очередь у места гибели русского линкора было найдено несколько десятков турецких скелетов.
Таким образом, понятно – стороны пошли на абордаж друг друга. На стороне «Евстафия» была большая численность команды (818 человек против 500 у противника), на стороне турок – не утерянное командование.
В свою очередь Алексей Орлов, видя бедственное положение «Евстафия» приказывает гребным судам и шлюпкам идти на помощь команде горящего корабля, но на полпути раздается взрыв. Шлюпки успевают спасти трех человек – капитана Курза, кирасира, и артиллерийского офицера, которые на лодке гребли к своим, и взрыв ее просто опрокинул. Но если капитан покинул корабль – значит положение «Евстафия» было безнадежным! Иначе не понять, почему Круз оказался в лодке раньше взрыва!
Отсюда – вывод: турецкий абордаж оказался успешным. Лично я других вариантов придумать не могу.
Теперь данные с той стороны. Судя по турецким отчетам, проникшие на «Евстафий» абордажные команды увидели корабль, полностью объятый пламенем. Турки ринулись обратно и успели обрубить концы, тем не менее облако горящих частей «Евстафия» накрыло-таки «Бурдж-у-Зафер», и корабль тоже загорелся. В панике турецкие моряки покинули корабль, в результате тот отдрейфовал к мели, где и сгорел по ватерлинию к 12.30 (то есть через полчаса после гибели русского корабля).
Вобщем примерно такая картина получается.
[1] По другим данным Гассан-паша находился на флагманской галере, а командовал авангардом реал (контр-адмирал) Мустафа.
[2] Hamenzey 60
Barbarosena 60
Alli Kandisk 60
Rodos 60
Mekhin 60
Gepulin Pasa 60
Неизвестные 60
caravella 50
caravella 50
Фрегат 40
Фрегат 40
Что называется – почувствуйте разницу.
|
</> |