Памяти Анни Жирардо
ana_lee — 01.03.2011
25.10.1931 - 28.02.2011
Она всегда считала себя оптимисткой и приучила других видеть в ней
сильную и уверенную в себе женщину. Жан Кокто называл ее "самым
прекрасным драматическим темпераментом в послевоенном театре".
В СССР она воплощала саму Францию. Во Франции была народным идолом:
взбалмошная, искренняя, забавная, трагическая, нелепая.
Естественная, кого бы ни играла — таксистку, следователя, служанку,
учительницу, погибающую от любви к ученику. Каждый раз, когда ее
списывали со счетов — будь то в середине 1960-х или в середине
1980-х,— она возвращалась к жизни и работе. Потому что, по ее
словам, "французское кино, наверное, может без меня обойтись,
но я без него — не могу". Вчера, на восьмидесятом году жизни,
от нас ушла великая французская актриса Анни Жирардо...
«Мне кажется, что человек должен добиться в жизни хотя бы одного —
умения оставаться в хорошем настроении. Мне претит отравлять людей
своими неприятностями. Мы же знаем, что жизнь весьма эфемерна и
пройти по ней надо как можно лучше. И это возможно, потому что есть
работа, есть какие-то удовольствия, есть какой-то день, лучший из
всех, есть семья — а семья это очень важно! Конечно, когда глядишь
на жизнь открытыми глазами, очень трудно ее принять, но я стараюсь
извлечь лучшее из того, чего я не могу изменить, и ничего не
приукрашиваю... Я думаю, что публику ко мне притягивает вот что: я
себя не улучшаю, остаюсь при всех своих недостатках, и женщины
узнают во мне себя... А если у меня застопорится с кино, я возьмусь
за любую работу...»
"Вчерашний день кончился; наступить ли завтрашний, пока не
известно, посмотрим. Я свободна и готова ко всему - или к ничему. Я
безмятежно смотрю вперёд: там видится что-то светлое. Похоже, я
успокоилась, собрала вещи и жду сигнала к отправлению. Звучит
хлопушка, взвивается занавес. Моя внучка Лола тоже в труппе
бродячих комедиантов, она принимает у меня эстафету. Всё в порядке,
или почти всё."
Madame Figaro Июнь 2007
Биография №10 (2008)
Жан Марэ, Анни Жирардо, Лукино Висконти
Женщина-обезьяна (1963)
“Вот увидишь, когда-нибудь мы вернёмся в родной край…” Как
прекрасно звучали эти слова, Лукино, когда их произносил младший из
братьев! Все понимают, что в родной край им не вернуться никогда. И
кто мог знать это лучше тебя? Но как хорошо, что в конце фильма ты
дал прозвучать той фразе, ведь и в кино, и в жизни самое главное -
это надежда. Все мечты не сбудутся, это невозможно, как невозможно
вернуться в край твоего детства, - таков закон жизни. Но каждый
человек, каждый зритель может услышать эти слова, всплакнуть и
поразмыслить над ними: ты сделал нам прекрасный подарок, Лукино.
Это лучший финал, какой только может быть у фильма." - Отрывок из
книги Анни Жирардо “Уйти, вернуться. Сила страстей”
Анни Жирардо и Лино Вентура в фильме "Лодка Эмиля"
Анни и Жан-Поль Бельмондо в фильме "Человек, который мне
нравится"
Анни Жирардо и Ив Монтан на съемках фильма "Жить, чтобы жить"
(1967)
Анни Жирардо и режиссер Клод Лелуш
Цитата. Клод Лелюш об Анни Жирардо (отрывок из книги
К.Лелюша “Баловень судьбы”)
“… Уже дважды в моей жизни я оказывался совсем рядом с
Анни Жирардо. Первый раз в девятнадцать лет, когда я работал
стажером на съемке «Человека с золотыми ключами», фильма, в котором
она играла молодую, многообещающую актрису. Второй раз во время
съемки «Мужчины и женщины», в ту ужасную ночь, когда я отчаянно
искал актрису, чтобы без подготовки заменить Анук. По-прежнему
очень чуткий к тем знамениям, что посылает жизнь, я чувствую, что
наша встреча с Анни должна произойти. И что она, наверное, теперь
состоится (речь идёт о кинопробах к фильму Клода Лелюша “Жить,
чтобы жить”). Когда я в восторге объявляю ее имя моим партнерам,
продюсерам и прокатчикам, меня ждет холодный душ.
— Этого быть не может, — возражают они.
А один жестоко прибавляет:
— Она кончилась…
Кончилась Анни Жирардо? В 1967 году? Мне, наоборот, кажется, что
она достигла вершины своего мастерства. Я не сдаюсь. Чтобы
успокоить моих партнеров, я перебираю всех французских актрис,
которые могут более или менее соответствовать героине. И неизменно
возвращаюсь к Анни Жирардо. Чем больше я думаю о ней, тем больше
убеждаюсь, что она — идеальная актриса на эту роль. Я предлагаю
пригласить ее на пробы.
— Анни Жирардо не предлагают сниматься в пробах, — отвечают
мне.
— Если она умна, то согласится, — утверждаю я.
Я знаю, что она очень умна. И вот доказательство: Анни Жирардо
соглашается.
Актрис собралось двадцать. Известных и неизвестных. Анни только
одна из них, одна из двадцати претенденток на роль, за которую все
они готовы бороться. С покорностью, редчайшей у актрисы, за чьей
спиной уже такая блистательная карьера, Анни соглашается
участвовать в игре. Подвергнуться испытанию, от которого любая
другая отказалась бы, как от унижения, несовместимого с ее статусом
кинозвезды. На следующий день во время просмотра этих проб Анни
совершенно очевидно оставляет позади всех других…
… Готовя «Жить, чтобы жить», я был убежден, что настало время нашей
встречи. Я рассматривал эту встречу с чисто кинематографической
точки зрения. Мы не знали, что жизнь уже вынесла нашу встречу за
скобки киномира и соединила нас в любви. Наша история, по иронии,
напоминает сюжет фильма «Жить, чтобы жить». Я оказался в роли героя
Ива Монтана, разрываясь между Кристиной — моей женой, с которой
продолжал жить, и Анни, которая еще была замужем. Мне кажется, что
я приговорен к подобному положению. Не так давно я разрывался между
Жанин и Кристиной. Это пересечение путей породило «Жить, чтобы
жить». Я не знаю, какой фильм породит этот новый трепет сердца. Как
бы то ни было, теперь все гораздо сложнее, ибо Анни слишком
известна, чтобы наша связь оставалась в тайне. Она вошла в мою
жизнь через парадный вход. То есть через объектив моей камеры…
Анни первой влюбилась в меня. Я снимал ее на протяжении недель. Я
постоянно видел ее крупным планом. Я видел ее так, как не видел
никто. Мое положение режиссера позволяло мне говорить Анни о
безумно интимных вещах, о которых не посмеешь сказать собственной
жене. Ее прелесть, ее талант, ее ум ослепляли меня гораздо сильнее,
чем других, потому что я занимал самое удобное место. Не влюбиться
в Анни было бы противоестественно. Я, само собой разумеется, снимал
ее с любовью, и эта любовь не прервалась, когда я перестал ее
снимать. Моя жизнь, наверное, получилась бы не такой запутанной,
если бы женщины моей жизни не пересекались с женщинами моих
фильмов. Но об этом не стоит даже мечтать. Я понимаю, что так будет
всегда. Я никогда не умел отделять мою профессиональную жизнь от
частной. Я не способен на это, и я не хочу этого. Некоторым это
удается. Не знаю, как они ухитряются…”
“У каждой женщины своя, непредсказуемая судьба. И она должна жить,
не ориентируясь на кого-то или чей-то опыт. Надо быть
индивидуальностью. Я никогда не даю советов, да и сама к ним
никогда не прислушивалась. И потом… одинаковых судеб не бывает. В
моей жизни была одна-единственная любовь, один-единственный мужчина
— Ренато Сальватори. Мы познакомились с ним в Италии на съемках
фильма “Рокко и его братья”. Это была настоящая ЛЮБОВЬ! Что же до
остальных мужчин… Конечно, я встречала в жизни потрясающих актеров,
режиссеров. Они меня научили лучше самовыражаться в искусстве. Но
любовь… она бывает лишь раз в жизни.”
Анни с дочерью
Послушницы (1970)
Старая дева (1971)
Лечение шоком (1972)
Доктор Франсуаза Гайан (1976)
Украли бедро Юпитера (1980)
Нежный полицейский (1978)
Мишель Одиар и Анни Жирардо
1998 год. Пьер Ришар со своей старинной приятельницей Анни Жирардо,
с которой они вместе дружили много лет.
ССЫЛКИ:
Уйти, вернуться. Сила страстей -
автобиография Анни Жирардо
Цитата. Анни Жирардо - о своей жизни
Анни Жирардо - часть первая
Анни Жирардо - часть вторая
Интервью Анни Жирардо
|
</> |