Памирский тракт (запад). Часть 3: Рушан и Шугнан

топ 100 блогов varandej16.04.2017 Памирский тракт (запад). Часть 3: Рушан и Шугнан

Спустившись из показанного в прошлой части таинственного Язгуляма, где по легенде был убит Александр Македонский, продолжаем путь по западной части Памирского трактра. Позади - Дарваз и Ванч у ворот Бадахшана, а впереди - центральные Рушан и Шугнан, этакий Бадахшан "по умолчанию", где находится и его маленькая столица Хорог.

Привычные картины Памирского тракта - металлически-серый Пяндж, два узких "карниза" по берегам его ущелья, безжизненные скалистые горы и яркое солнце, их опалившее. По таджикскому берегу строится мощная ЛЭП, то ли проект душанбинских властей, то ли подарок Ага-хана.

2.
Памирский тракт (запад). Часть 3: Рушан и Шугнан

Но есть и одно отличие: вместо двух симметричных дорог здесь одна - Памирский тракт, а на афганской стороне лишь тропа с самодельными мостиками и совсем не проезжими уклонами. Пять лет назад за рекой было Средневековье, а сейчас - середина 1930-х годов, когда тракт только строился - в дороге по берегу ещё остались довольно крупные разрывы.

3.
Памирский тракт (запад). Часть 3: Рушан и Шугнан

Мы едем через Рушан, первую безоговорочно бадахшанскую историческую область, где живут исмаилиты и говорят на рушанском языке - одном из десятка памирских языков и наречий. Исторически Рушан представлял собой небольшое горное княжество, почти всегда бывшее вассалом соседнего Шугнана, в 1748-1877 годах - Дарваза, подчинившего себе весь Горный Бадахшан, а с 1877 года и до победы красных - Бухарского эмирата. На афганской стороне как такового Рушана и нет - в делении на районы Дарваз там сразу же сменяется Шигнаном.

4.
Памирский тракт (запад). Часть 3: Рушан и Шугнан

Если бы о Рушане я писал отдельный пост, то озаглавил бы его "Страна в ущелье" - Пяндж здесь злой и быстрый, долина узкая, словно коридор, а мелкие кишлаки пристраиваются к немногочисленным "балконам". Вот на афганской стороне моргнула тёмная пещера высоко на склоне, и я не уверен, знают ли о ней сами афганцы, ходящие тропой у подножья - до пещеры не то что не добраться без альпинистского снаряжения, снизу она попросту не видна.

5.
Памирский тракт (запад). Часть 3: Рушан и Шугнан

Большая машина с тремя доброжелательными ребятами религиозного вида бесплатно довезла меня от устья Язгуляма до кишлака Шипад, и не успел я дойти до выезда, как дружелюбный памирец зазвал меня в свой сырой прохладный двор на чай с виноградом:

6.
Памирский тракт (запад). Часть 3: Рушан и Шугнан

Но прежде, чем он меня окликнул, над селом я успел увидеть вот что:

7.
Памирский тракт (запад). Часть 3: Рушан и Шугнан

-А это у вас там овринги висят?
-Да, это на афганской...
-Но всё равно же отсюда видно! Я когда на Памир ехал, много читал про эти овринги, очень хотел на них посмотреть. А приехал - смотрю, дорогу проложили, их и не осталось уже, думал.
-Как не осталось? Осталось. Там дальше, семь километров, самый большой овринг висит. Сколько с него народу побилось! Но афганцы всё равно ходят. А на другой стороне наш овринг висел, мой отец ещё его помнил!
-Здорово! А объясните, как пройти?
-Ну в Афганистан-то тебя никто не пустит...
-Это понятно. Но хоть с нашего берега посмотреть.
-Идти-то далеко... Но там у нас сейчас дорожники работают, провод тянут. С ними поговорим, отвезут.
Допив зелёный чай, горным утром оказавшийся совсем не лишним, мы неспеша пошли через кишлак, и в конце действительно набрели на рабочих. После недолгого разговора дорожник на старой "буханке" с не открывающимимся пыльными окнами согласился свозить меня до оврингов за 10 сомони.

8.
Памирский тракт (запад). Часть 3: Рушан и Шугнан

Но сами овринги и двух афганцев, не сбавляя шагу переходивших по ним скалу, я уже показывал в посте о видах на Афганистан. Овринги - это тропы-карнизы на отвесных скалах, сделанные из вбитых в склон кольев и настила из хвороста, и до постройки дорог сеть оврингов опутывала Памир, и особенно - скалистый Рушан. Потому и был Бадахшан так много веков непокорен - сжечь овринги перед вражеским войском было куда надежнее, чем сжечь мосты, а большую армию с тяжёлым обозом и по целым-то оврингам провести невозможно. Но в мирное время оврингами ходили даже небольшие вьючные караваны, ишак вполне мог по оврингу идти, но не мог на нём развернуться, и если два ишака встречались на овринге - одного из них оставалось только сбросить вниз. Афганские овринги наверняка остались в боковых долинах, но Большой овринг через скалу на заднем плане - последний, который был виден с Памирского тракта, и вполне может быть, что этим летом уже нет и его, так как дорога строится все эти годы неумолимо. На таджикской стороне же последние овринги удавалось найти в глухих горах корреспондентам "Вокруг Света" ещё в 1980-е годы, а сейчас их вроде бы не осталось вообще. Но вот эта длинная щель на отвесной скале - вроде бы "колея" овринга, в которую вставлялись колья.

9.
Памирский тракт (запад). Часть 3: Рушан и Шугнан

Попрощавшись с радушными людьми из Шипада, я остался на тракте ждать машину. На том берегу я наблюдал и того парня с безумно рыжей малышкой, и купающихся в тихой пянджской заводи афганских ребят - все эти сюжеты я показывал в соответствующем посте, так что Шипад - одно из самых фактурных мест тракта.

10.
Памирский тракт (запад). Часть 3: Рушан и Шугнан

А вот ещё афганская деталь - небольшая укреплённая пещера. Кажется, идеальное место, чтобы попасть в засаду. Дорога же на афганской стороне снова появляется буквально в нескольких километров от скалы Большого овринга:

11.
Памирский тракт (запад). Часть 3: Рушан и Шугнан

Простояв с часок на солнцепёке между отвесной скалой и бурлящим Пянджем, я таки поймал раздолбанную легковушку с гоповатого вида парнями, причём сперва они притормозили, потом прибавили ходу и мимо меня проехали, и только потом резко остановились, так что мне их пришлось догонять. Я едва втиснулся на заднее сидение, и мы поехали. Ребята не начали расспрашивать, кто я, откуда и сколько у меня детей, и даже на мои собственные попытки завести разговор отвечали сквозь зубы и односложно. Я было обрадовался, что никто не лезет со своей навязчивостью, хотя вывод из этого стоило сделать несколько другой, но от гостеприимства Язгуляма и Шипада я совершенно расслабился и просто не задумался о том, чтобы искать подвох. Тем более когда за окном мелькали такие пейзажи:

12.
Памирский тракт (запад). Часть 3: Рушан и Шугнан

А скалы над дорогой порой поднимались отрицательным углом:

13.
Памирский тракт (запад). Часть 3: Рушан и Шугнан

Заехали в чайхану на горном ручье, один из пацанов пошёл ремонтировать машину, другие - обедать, я же был не голоден и потому ограничился чаем.

14.
Памирский тракт (запад). Часть 3: Рушан и Шугнан

Тракт у чайханы. Удивительно, что для кого-то такие пейзажи обыденны, как для нас луга да берёзки... и такие разговоры в Таджикистане мне тоже случалось вести: "А что у нас хорошего? Горы и горы, ни леса, ни воды! А вот у вас в России - природа!".

15.
Памирский тракт (запад). Часть 3: Рушан и Шугнан

Если Дарваз - Врата Бадахшана, то Рушан - лестница, ведущая к Шугнану. Уклон тракта делался всё ощутимее, а Пяндж выглядел всё более бурным и узким:

16.
Памирский тракт (запад). Часть 3: Рушан и Шугнан

Вода в теснинах даже не плещится, а натурально стоит слегка пульсирующими буграми. Ширина реки здесь метров 20, по берегам ни заборов, ни патрулей, но не представляю себе человека, которому по силам нарушить ТАКУЮ границу:

17.
Памирский тракт (запад). Часть 3: Рушан и Шугнан

А потом за перпендикулярной руслу невидимой чертой бурные пороги заканчиваются, и их сменяет гладкий, как зеркало, плёс:

18.
Памирский тракт (запад). Часть 3: Рушан и Шугнан

На котором хорошо заметно, что Пяндж - река масштабов Оки или Дона. Следующий десяток километров он течёт не с юга на север, с востока на запад, и здесь находился центр древнего Рушанского княжества - небольшая, но ровная и от того благодатная среди окрестных ущелий долина.

19.
Памирский тракт (запад). Часть 3: Рушан и Шугнан

Под угрюмое молчание ребят в машине, под долбящую музыку на памирском, таджикском и азербайджанском поперменно, мы въехали в посёлок Рушан (4 тыс. жителей), древнюю вотчину здешних князьков, так же известную как Вамар. На въезде - советская школа:

20.
Памирский тракт (запад). Часть 3: Рушан и Шугнан

Двухэтажки - местная вариация сталинок:

21.
Памирский тракт (запад). Часть 3: Рушан и Шугнан

А в основном Рушан примерно такой, одноэтажно-неухоженный на фоне величественных гор:

22.
Памирский тракт (запад). Часть 3: Рушан и Шугнан

Мы остановились у базара на быстрой речке Вамар, я пожелал ребятам счастливого пути и вылез из машины, но ребята, причём все трое, вылезли следом:
-Эй, а заплатить не забыл?
-Вы бы сразу сказали! Сколько с меня?
-100 сомон давай!
-Да вы чё? Мы же 50 километров проехали, откуда такие деньги?
-Не влияет. Мы из Дарваза в Хорог за 100 сомон едем, у нас такая цена, хоть за два километра!
-Вы бы сказали сразу! Я бы с вами и не поехал тогда!
-Всё, брат! Мы уже приехали, не торгуйся тут.
-100 не дам, это того не стоит.
И по хорошему стоило бы их послать, дав сомон 20... но у меня была только 100-сомоновая бумажка (это порядка 700 рублей), а вообще не заплатить за дорогу - не в моих принципах. Поэтому оставался лишь торг за размер сдачи, и в итоге 20 сомон от сотни осталось при мне, а ребята уехали, хлопнув дверью. Я был малость ошарашен и остался с полным ощущением, что меня ограбили. И главное сам же пренебрёг базовым принципом: уточнять стоимость при посадке... но когда сутки до этого все были добрые-добрые, бесплатно и радушно возили, водили, поили чаем и кормили, первые же попавшиеся проходимцы застали меня врасплох. Этот побочный эффект памирского дружелюбия стоит иметь в виду.

23.
Памирский тракт (запад). Часть 3: Рушан и Шугнан

Но сразу до Хорога я не поехал вполне осознанно. Спросив дорогу у местных, я пошёл вдоль Вамара к Пянджу и на размытом ручьями перекрёстке свернул направо, оказавшись среди длинных глинобитных корпусов, похожих на конюшни или хлевы:

24.
Памирский тракт (запад). Часть 3: Рушан и Шугнан

Но впечатляющих архаичностью своего облика:

25.
Памирский тракт (запад). Часть 3: Рушан и Шугнан

Судя по тому, что они входят в городок заброшенной воинской части, полковые лошади в местном рельефе были вполне актуальны и в не столь давние времена:

26
Памирский тракт (запад). Часть 3: Рушан и Шугнан

А чёрная башня впереди - это Калаи-Вамар, то есть Вамарская крепость, некогда бывшая центром Рушанской долины и видимо резиденцией местных князьков, вассалов Дарваза или Шугнана, но (об этом позже) не бухарских беков. Не знаю точно, когда она была построена, да и известно ли это науке вообще - и тысячу лет назад, и в 1880-е годы после опустошительного афганского нашествия, тут строили бы совершенно одинаково.

27.
Памирский тракт (запад). Часть 3: Рушан и Шугнан

В отличие от глиняного царства среднеазиатских равнин, бадахшанская крепость - каменная, но кладка её выглядит так, будто при желании стены и башни можно разобрать руками:

28.
Памирский тракт (запад). Часть 3: Рушан и Шугнан

И хотя, конечно, это впечатление обманчиво, местные свою крепость исправно разбирают - даже на недавних фотографиях боковые башни были заметно выше:

28а.
Памирский тракт (запад). Часть 3: Рушан и Шугнан

С 1895 года, когда Бадахшан разделили по Пянджу и Рушан отошёл Бухаре, Калаи-Вамар занимал русский погранотряд, выведенный отсюда с десяток лет назад. Памирцы этим явно не довольны, и видимо поэтому принялись растаскивать бесполезную крепость на укрепление своих домов. С Памирского тракта она не видна, туристический объект из неё в ближайшее время сделают вряд ли, и долго ли она ещё простоит в таком состоянии - не берусь даже предполагать:

29.
Памирский тракт (запад). Часть 3: Рушан и Шугнан

Да и более известен другой Калаи-Вамар - "ворота" Вамарского ущелья, через которые, рискуя разбить крыло о склоны гор, ниже близлежащих вершин пролетали самолёты.

30.
Памирский тракт (запад). Часть 3: Рушан и Шугнан

Площадка перед крепостью обнесена забором, внутрь крепости прохода и вовсе нет. На берегу Пянджа копавший грядки мужик приветственно замахал мне рукой, но я предпочёл здесь не задерживаться - есть ли жизнь на Рушанской заставе, я не знал, и проверять этого мне совсем не хотелось. У Пянджа послись козы, а из ворот передо мной выскочил розовоглазый кролик:

31.
Памирский тракт (запад). Часть 3: Рушан и Шугнан

Вернувшись на главную улицу Рушана, я направился к выезду на Хорог:

32.
Памирский тракт (запад). Часть 3: Рушан и Шугнан

На этом конце посёлка - ещё одна школа, обе видимо для детей из близлежащих кишлаков. Лежбище коллективных такси нашлось у скудного магазина неподалёку, но на Хорог под вечер все машины ушли, зато оставшиеся набирали народ к кишлакам выше по долине Бартанга. Немного поколебавшись о том, не поехать ли туда и не познакомиться ли с ещё одной, помимо Язгуляма, боковой долиной, я всё же решил прорываться в Хорог.

33.
Памирский тракт (запад). Часть 3: Рушан и Шугнан

Но у остановки со мной разговорился рослый чернявый памирец, страшно возмутился поведением тех пацанов, которые развели меня на 80 самани, и видимо найти мне транспорт до Хорога вообразил своим делом чести. И вот, тёплым вечером среди фантастической красоты пейзажей мы направились пешком куда-то через предместья:

34.
Памирский тракт (запад). Часть 3: Рушан и Шугнан

Памирец успел рассказать мне многое из того, что вошло в пост о колорите Бадахшана, в том числе про образованность памирцев и их уважение к женщине, про почтение к Ага-хану, про добрую память о русской армии и конечно же о непростых отношениях с Душанбе и его генералами - позже, по частям, я всё то же самое слышал в Бадахшане не раз, но этот рассказ дал именно самую цельную картину, а главное - сгладил досаду от столкновения с нехорошими людьми: памирцы вокруг меня вновь стали тем же радушным, любопытным, слегка хвастливым и дместами инфантильным народом: "В том наш недостаток, - говорил этот человек прямым текстом, мечтательно глядя на мягкое вечернее Солнце, - что памирский народ наивный и верит чужим обещаниям".

35.
Памирский тракт (запад). Часть 3: Рушан и Шугнан

Так мы дошли до моста через Бартанг, на котором мне проверили документы на очередном посту у границы районов и пообещали пристроить на транспорт:

36.
Памирский тракт (запад). Часть 3: Рушан и Шугнан

Вид с моста вверх по течению на таинственный Бартанг - самую длинную из боковых долин, вмещающую целых два народа: ниже живут бартангцы, выше орошорцы, говорящие то ли на отдельных языках, то ли на обособленных рушанских диалектах. Выше долины - едва ли не самое красивое в горах, но запретное для иностранцев Сарезское озеро, по сути дела водохранилище выше естественной плотины селя, сошедшего в 1914 году на кишлак Усой. Дорогу к нему, говорят, несколько лет назад размыло, так что добраться туда можно лишь пешком, и это путь в несколько дней. На чужих фотографиях - кишлаки без электричества с поставленными за сотню метров друг от друга усадьбами без заборов; древние каменные силосы, дозорные башни и мельницы; самодельные "воздушные паромы" - платформы на тросах; и конечно же, колоритнейший горный народ. Может быть, когда-нибудь я вернусь на Памир и уеду в верхнюю часть Бартанга этак на недельку, потому что, как мне кажется, Памир надо узнавать именно так, а не метаниями по тракту.

37.
Памирский тракт (запад). Часть 3: Рушан и Шугнан

На мосту меня подхватил какой-то заблудившийся минивэчик, и попрощавшись с гордым памирцем, парой прибившихся к нам по дороге мальчишек и милиционерами на блокпосту, я поехал дальше. За Бартангом Рушан сменяет Шугнан, самая что ни на есть центральная из исторических областей Горного Бадахшана, название которой - древнее "земля саков", - напоминает о том, чьими потомками выходят памирские горцы. Впрочем, до "полноценного" Шугнана ещё есть пары кишлаков Пастхуф и Хуф и Пастбаджув и Баджув - "пасты" стоят на Пяндже, а те, что без префикса - выше по горам. В обеих парах сёл живут небольшие народы, со своими то ли языками, то ли обособленными далектами, но хуфцы ближе к рушанцам, а баджувцы - к шугнанцам. Внешне, впрочем, и Пастхуф, и Пастбаджуф - кишлаки как кишлаки:

38.
Памирский тракт (запад). Часть 3: Рушан и Шугнан

Но центральное положение Шугнана видно невооружённым глазом - тенистые зелёные сёла с опрятными улицами, потрясающе уютные тёплым вечером, тут тянутся практически один за другим, и на открытый берег Пянджа дорога выходит не сказать чтобы очень часто.

39.
Памирский тракт (запад). Часть 3: Рушан и Шугнан

Километров за 20 до Хорога - огромный кишлак Поршенев, представляющий собой фактически "куст деревень" Возм, Барчид, Бувед, Мединшор, Тишор и Пашор. При Советах он считался "столицей" памирских геологов, там находилась крупнейшая база их экспедиции, от которой остался музей драгоценных камней и гранильная фабрика в Возме. В Мединшоре - святой источник Пир-Шоносир Чашма с памятником поэту Насиру Хосрову, в 11 веке принесшему на Памир исмаилитство. Поршенев был в моих планах, но вечером, понимая, что всё интересное закрыто, я проехал его без остановок, а вернуться в другой день поленилился, о чём теперь, говоря откровенно, жалею. За кишлаком мы заехали на заправку, с задворков которой открылся вид на ещё одну крепость - Калаи-Барландж в Афганистане:

40.
Памирский тракт (запад). Часть 3: Рушан и Шугнан

Однако - с такой же точно неуверенной на вид кладкой из чёрных камней. Не знаю, взяли ли её афганцы в 1883-м, но теперь здесь ходят люди в жилетках и паккулях по пуштунской моде:

41.
Памирский тракт (запад). Часть 3: Рушан и Шугнан

На стадионе ближе к Хорогу полным ходом праздновали день независимости, и опять же я может быть и зря не вышел посмотреть - там вполне могла идти какая-нибудь национальная борьба.

42.
Памирский тракт (запад). Часть 3: Рушан и Шугнан

По афганскому же берегу от Поршенева почти до Хорога на километры тянется зелёной стеной ни то огромный кишлак, ни то целый город, на карте отмеченный как Димургон - возможно, это то же самое, что Явурдех, древняя столица Шугнана, почти напротив которой русскими пограничниками был основан Хорог, с годами перенявший эту роль. Как бы то ни было, если в других афганских кишлаках я видел лишь глинобитные лачуги средневекового вида, то здесь за рекой много вполне капитальных построек:

43.
Памирский тракт (запад). Часть 3: Рушан и Шугнан

Хотя и не по-постсоветски причудливо вписанных в скалы:

44.
Памирский тракт (запад). Часть 3: Рушан и Шугнан

И в отличие от остального афганского берега, где по вечерам светят разве что фары, здесь на тёмном склоне можно увидеть редкие и тусклые, но всё же явно домашние огоньки.

45.
Памирский тракт (запад). Часть 3: Рушан и Шугнан

У моста через Пяндж хорошо виден городок построек, где обычно по субботам проходят Афган-базары. В 1990-х Ага-хан понастроил мостов через Пяндж, а афганские и таджикские памирцы после падения "железного занавеса" вновь узнавали друг друга. Поначалу, в трудные времена гражданской войны на равнине и блокады в горах, афганцы носили памирцам еду. Позже жизнь на этом берегу наладилась, в Афганистан же пришли смутные времена господства талибов, и уже афганцы ездили на памирский берег за топливом, одеждой, техникой - всем тем, что не с руки возить вьючными караванами по козьей тропе. Местом встречи народа с двух берегов и стали Афган-базары, проходившие сначала прямо на мостах, а потом в специальных павильонах перед мостами - входить в них свободно могли люди с любой стороны, выходить - только обратно на "свою" сторону. "Золотым веком" Афган-базаров были "нулевые", когда американцы разгромили Талибан, и несколько лет Афганистан представлял собой, за вычетом нищеты и опиумных платнаций, почти нормальную страну. Но дальше за Пянджем вновь стало неспокойно, Афган-базары начали проводить всё реже и во всё меньшем числе мест, а появление дороги на том берегу и вовсе сделало их почти бессмысленными - всё то, что афганцы покупали в Хороге, Ишкашиме или Калаи-Хумбе, стало проще привезти из областного центра Файзабада. На момент моей поездки последний Афган-базар проходил раз в неделю под Хорогом, но и тот отменили из-за Дня независимости, а ждать следующего ещё неделю я себе позволить не мог. На самом деле жалко - афганцы и их товары, в том числе всякие народные промыслы на продажу туристам, вблизи весьма колоритны. Чужие фотографии Афган-базара есть, например, здесь.

46.
Памирский тракт (запад). Часть 3: Рушан и Шугнан

Афганский пограничник в "пустынном" камуфляже у запертых ворот. НАТОвский контингент в Бадахшане, самой спокойной афганской провинции, сколь мне известно не американский, а немецкий:

47.
Памирский тракт (запад). Часть 3: Рушан и Шугнан

На тракте у спуска к базару - роскошная советская автобусная остановка:

48.
Памирский тракт (запад). Часть 3: Рушан и Шугнан

На подобный дизайн остановок был более богат Рушан:

49.
Памирский тракт (запад). Часть 3: Рушан и Шугнан

Но и в Шугнане нашёлся интересный образец жанра:

50.
Памирский тракт (запад). Часть 3: Рушан и Шугнан

А от моста рукой подать и до Хорога. Вид с холмов простирающегося выше по Пянджу Горона: из-за гор на заднем плане выглядывают Димургон, оттуда же приехали и мы, а Хорог втягивается в боковое ущелье по долине реки Гунт, к Пянджу выходя лишь предместьями. На другом конце города в Гунт впадает Шахдара, и их долины - основная часть Шугнана, делавшая его крупнейшим из горных княжеств Бадахшана. В каждой из этих долин сохранилось ещё по три крепости - на Гунте Кафиркала, Сидж и Дехбаст, на Шахдаре, вдоль которой вытянут Рошткалинский район - Рошткала, Чарыккала и Деруж, всяческие петроглифы да колоритные шугнанские сёла. Однако на Шахдаре туристы бывают не чаще, чем на Язгуляме и Бартанге, да и из долины Гунта, по которой Памирский тракт ведёт дальше на плато, я так и не нашёл толковых фотографий.

51.
Памирский тракт (запад). Часть 3: Рушан и Шугнан

Про Хорог, город у самой Крыши Мира - в следующей части.

ТАДЖИКИСТАН-2016
Обзор путешествия и другие посты о нём (оглавление).
Перелёт Москва - Душанбе и получение регистрации.
Таджикистан в общем. География и реалии.
Таджикистан в общем. Быт и колорит.
Душанбе и Гиссарская долина (Районы республиканского подчинения) - см. оглавление.
Хатлонская область (Южный Таджикистан) - см. оглавление.
Согдийская область. - см. оглавление.
Каратегин. Гарм.
Памирский тракт
Западный Памирский тракт

Начало тракта. Душанбе - Калаихумб.
Дарваз, врата Бадахшана.
Бадахшан в общем. Природа, культура, люди.
Бадахшан в общем. Афганистан за рекой.
Язгулям. Долина Искандера.
Рушан и Шугнан. Центр Горного Бадахшана.
Хорог. Город под Крышей Мира.
Ваханский коридор
Горон и его гейзеры.
Ишкашим. Наматгут и путь в Биби-Фатима.
Ишкашим. Биби-Фатима и Вранг.
Ишкашим. Лянгар и Ратм.
Восточный Памирский тракт
Лянгар - Аличур. По карнизу Крыши Мира.
Мургаб и окрестности. Жизнь на Крыше Мира.
Мургаб - Каракуль. Крайний Верх.
Каракуль - Ош. Старый Памирский тракт.
Так же:
Узбекистан-2016. Обзор и оглавление.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Я совсем молодой был. Но у меня был такой же шок, как в то лето, когда разбился Виктор Цой. Я слушал Цоя и Листьева я смотрел постоянно по ТВ. Особенно любил его передачу, когда он примерил "подтяжки Ларри Кинга" и брал интервью. Хотя и "Тема" была хороша. Вообще, потом оказалось, что ...
Если вы спросите у меня, убеждённого антисоветчика, есть ли что-то хорошее, что осталось от "Совка" 20-30-х годов, то я вам отвечу: ЕСТЬ И это хорошее - дома, построенные с стиле конструктивизм) 1. Днепрострой. Здание управления строительством.  2. Москва. Дом ночлега - МУНИ в ...
У Израиля может быть до 80 ядерных боеголовок (по другим данным до 200 и даже 400 боеголовок), но на первый план он ставит возможность отразить ядерный удар по его территории Вопрос обладания Израилем ядерным оружием окутан туманом тайн и недомолвок. В своих заявлениях израильские офиц ...
Очередная подборка фото в стиле Макро... Красота! ...
Летом Ладожские шхеры являются излюбленным местом фотографов пейзажистов. Но очень мало кому посчастливилось побывать здесь зимой. Ландшафты здешних мест создаются сочетанием скал, льда и открытой воды. Ладога довольно редко замерзает. В сильный мороз вода дымится, над озером стоит ...