Палехские шкатулки
ajushka — 30.10.2019 Наконец-то у меня наладилось с заливкой фотографий на япикс - огромное спасибо Володе orion4 за совет! Фликр так и остался недоступным, не пускает меня вообще, отказывается логинить, менять пароль и пр. Жаль, что будут постепенно пропадать мои фотографии. Япикс мой первый аккаунт тоже зарыл, пришлось завести новый, а то я уже в отчаянии была, словно был заговор интернета против моих фотографий.В Шую я отправилась 19 октября, световой день уже довольно короткий, да и погода была не очень. Чуть не опоздала на "Ласточку" в 7.07 с Курского, метро заставило меня понервничать и все-таки вызвать такси, но спасибо таксисту, приехала вовремя. Ехать до Шуи 3 часа 20 минут, билет стоит 673 рубля, поезд удобный, с туалетами в вагонах, можно купить еду, даже горячую - блинчики, сырники или сэндвичи.
В Шуе наш гид Юля рассказала, что шуяне уже не чаяли перемен к лучшему, раньше до Москвы ехали часов 6-8, хотя из Иваново ("Ласточка" идет как раз до Иваново) такие поезда ходили в Москву, но через Ярославль. Прежние губернаторы отмахивались от просьб шуян и для них пустить "Ласточку", говорили, денег нет, пути старые, ничего не выйдет. А новый губернатор Ивановской области Станислав Воскресенский взял и сделал! Якобы даже вагоны приобрел за свой счет. Легенда ли это, я не знаю, за что купила, как говорится. Но планы у губернатора колоссальные, он начал с создания транспортной инфраструктуры области, которая станет основой для возрождения промышленности и туризма. Поднимают сельское хозяйство - начали сеять лен, построили крупный свинокомплекс, в который заселят высокопородистых животных из Голландии и Норвегии. Почти 2 миллиарда рублей будет вложено в два города Ивановской области - Шую и Кинешму. Надо и в Кинешму поехать теперь. В Шуе есть что восстанавливать и облагораживать, чтобы привозить сюда туристов - типичный русский провинциальный город со своей историей, с частично сохраненной архитектурой (какие-то храмы исчезли, но и оставшиеся впечатляют), есть просто прекрасный Дворец Павлова, который поразил меня богатством интерьера и хорошей сохранностью, Москва могла бы гордиться таким особняком.
И люди там хорошие.
Встретил нас вокзал Шуи - старинный, деревянный, который сейчас находится в стадии реконструкции: старые бревна аккуратно подпирают новым фундаментом, рабочие перекрывают крышу. Один из рабочих увидел, что я фотографирую, встал в позу и стал активно махать мне руками:)
2
Нашу группу усадили в комфортабельный автобус и первым делом повезли в Палех, который находится в 30 км от Шуи. Про палехские шкатулки я наслышана куда больше, чем про Шую, у нас дома даже есть такая шкатулка "По путевке комсомола", маме кто-то подарил ещё в советское время.
По дороге в Палех Юля не раз говорила, что у шуян есть свои отличительные особенности, они законопослушны и патриотичны. Слова словами, но на подъезде к Палеху и водитель, и Юля оживились: один из местных жителей выставил на обозрение огромный портрет Николая II. "Вот и подтверждение моих слов", - улыбнулась Юля. Говорит, ещё недавно этого портрета не было.
Портрет в окружении потемневших от времени и полуразвалившихся домов выглядел впечатляюще... Русская душа - наше всё.
3
Высадили нас возле Крестовоздвиженского храма, купола которого выкрашены в непривычный сиреневый цвет. Храм построен в XVIII веке, в советское время в здании был музей, благодаря чему удалось сохранить иконы, росписи и интерьер храма.
4
Палехский музей находится в нескольких зданиях, можно осмотреть разные по тематике экспозиции.
Изначально палехские художники славились иконописью, а также расписывали соборы. После революции художники остались без работы: храмы новая власть разрушала, новые иконы никому не были нужны. Два художника, Иван Голиков и Александр Глазунов, задумались о том, как реализовать свои таланты и умения, отправились в Федоскино, где изготавливали шкатулки из папье-маше, покрывали лаком и росписями, освоили технологию и открыли художественную артель. Они стали основателями палехского стиля росписи, сохранившей черты иконописи.
5
Мы побывали в музее и увидели уникальную коллекцию палехских шкатулок разных периодов, темы росписей менялись во времени. Это и сказки, легенды, и картины быта, и... патриотичные сцены, есть даже Ленин со Свердловым.
Одну шкатулку мастер делает несколько месяцев.
6
Основу шкатулки изготавливают из нескольких слоев папье-маше, склеенных между собой клеем, которые оборачивают вокруг бруска нужной формы.
Художники покупают уже готовые формы, покрывают поверхность несколько раз черным лаком. Пробовали разные цвета, но на синем, красном, зеленом фоне другие краски теряются, поэтому основа палехских шкатулок - снаружи черный лак, внутри красный.
7
Затем на поверхности иголкой наносят задуманный рисунок, внутри него задивают и растирают специальные белила, чтобы краска была видна хорошо, только потом приступают к нанесению красок, которые соединяются между собой и образуют неповторимые сочетания, поэтому нет одинаковых шкатулок, каждая уникальна.
8
Краски разводятся вручную с использованием яичного желтка, который нужно очень аккуратно извлечь из скорлупы, сохранив оболочку. Затем мешочек с желтком перекатывают в ладонях, чтобы снять белковую слизь, которая наносит вред краске. Потом желток разводят с водой в фарфоровой чашечке, лишь после этого добавляют туда краску, растирая её пальцем с яичной эмульсией. Хранится эта смесь несколько дней на холоде, чтобы не испортился желток, для сохранения добавляется уксус. Чтобы получить нужный оттенок, художник наносит тончайшей беличьей кисточкой краску на фарфор или стекло, смешивает, после чего пишет на шкатулке. Грязную кисть в чашку с краской не окунают, сохраняя чистый цвет.
Особенностью палехских шкатулок является добавление золотой или серебряной (алюминиевой) красок, которые дают сияние и глубину.
Чтобы получить золотую краску, мастер берет листик сусального золота, в течение нескольких часов растирает его на гуммиарабике пальцем на дне фарфоровой тарелки или чайного блюдечка. После высыхания воды, на которой разводится гуммиарабик, на поверхности тарелки оседает золотая пленка, легко растворимая в воде. Золотом пишут от руки, используя тонкую, гибкую беличью кисть. Золотой орнамент затем полируют клыком волка, что усиливает сияние золотой краски. Когда роспись завершена, поверхность крышки покрывают шестью слоями светлого лака, после чего изделие шлифуют и полируют.
9
Поскольку электричества век назад не было, освещение художники делали сами: в стеклянные шарики наливали масло с фитилем, поджигали, стекло снизу бликовало и давало точечное освещение.
10
Письменный набор.
11
В зависимости от того, качественный ли был лак, шкатулки могут быть гладкими или выглядеть так, словно написаны на крокодиловой коже. Отреставрировать такую шкатулку практически невозможно. т.к. может потрескаться лишь один из нескольких слоев лака, можно повредить саму роспись.
12
13. Эта миниатюра выполнена на основе из карельской березы, поэтому фон светлый, сохраняющий цвет и структуру дерева.
14. У нас дома есть палехская шкатулка, похожа на эту. Обратите внимание на орнамент, обрамляющий рисунок, он тоже неповторим, попробуйте представить, как мастер, склонившись над небольшой коробочкой, выписывает эти линии тончайшей кистью из волосков беличьего хвоста. Учатся художники 4-5 лет.
15. "Суд пионеров над Бабой Ягой, Ведьмой и Лешим". 1935 год
Были попытки расписывать посуду - вазы, тарелки. Однако были сложности с закупкой и хрупкостью фарфора, палехская роспись посуды не прижилась.
16
17
18
Сейчас художникам приходится нелегко, т.к. работа кропотливая, тщательная, работать над несколькими шкатулками одновременно сложно, на одну шкатулку уходят месяцы труда, цена на изделие высокая, ждать покупки приходится долго. Поэтому "на пенсию наши мастера заработать много не могут", как сказала нам одна из местных жительниц.
19
В магазине при музее можно представить, сколько стоит одна работа мастера, на которую он потратил несколько месяцев.
20
21
22. Набор новогодних украшений.
23. Башмачок, очевидно, для ювелирных украшений.
24. И даже компьютерная мышь.
В сувенирных магазинах можно купить магниты "под Палех" за 50 рублей и с ручной росписью и подписью автора за 500-600 рублей.
25. Жительница Палеха.
26
27
28
Поездка в Шую-Палех уложилась в один день, уезжали мы уже в темноте, поезд уходил в Москву в половине восьмого вечера. Экскурсия получилась очень насыщенная, с большим количеством впечатлений. В один поствсё уложить невозможно, буду делиться частями. Для себя отметила, что ехать туда нужно все-таки на 2 дня, чтобы успеть и в музеи сходить, и в храмы, в самой Шуе есть великолепный дворец Павлова. Зайти в сувенирные магазинчики, купить себе на память что-то о поездке: цены не самые высокие, т.к. туристов пока не так и много (на вокзале в Шуе из поезда вышли три небольших группы, наша самая многочисленная, человек 20, остальные, похоже, договаривались частными образом с местными экскурсоводами, группы были человек по 5-10), а умельцев хватает. Побывав там, трудно удержаться от помощи художникам.
Если соберетесь в те края, прихватите с собой денежек: в магазин шуйских ситцев мы не попали, я купила лишь прихватки в стиле пэчворк из ситца, представляю себе магазин тканей - качество и расцветки очень хорошие. Ещё есть "Шуйская водка", большой выбор настоек и замечательный бальзам. И шуйское мыло, ароматное.
|
</> |