Пальчиковые игры
Mamin_dnevnik — 10.12.2010
Начну с того, что двое моих замечательных деток имели (а
младших до сих пор имеет) проблемы с произношением некоторых
звуков. Благо старшей дочери повезло, и она попала в садик,
где работали прекрасные педагоги. И хотя я сама в то время
В«ворчалаВ», что приходится много переписывать (ксерокс в садике
был только для избранных, а тетрадь с заданиями не давали никому
домой, нужно было сидеть и переписывать по 3-4 страницы текста),
сейчас я очень благодарна нашим воспитателям и особенно
логопеду.
Для чего нужны пальчиковые игры?
Уже давно ученые доказали тесную взаимосвязь между руками
(пальчиками) и речевым центром мозга. Пальчиковые игры и
упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и
речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание
текстов с использованием В«пальчиковойВ» гимнастики
стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания,
воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную
выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его
речь делается более выразительной.
Как проводить занятия?
Хочу заметить, что все пальчиковые игры были тематическими. В
начале занятия проводилась беседа по теме, например: животные,
овощи, праздник Новый год и т.д. Игра начиналась с того, что я
показывала движения, четко проговаривая все звуки. Потом упражнение
мы повторяли вместе несколько раз, до полного запоминания. Как
правило, все игры дочь быстро запоминала, тем более в садике они
повторяли эти упражнения довольно часто. На начало наших
занятий младшему ребенку было около года, кстати ему тоже было
интересно наблюдать за нашими играми и он как мог,
участвовал.
Теперь и сами игры из наших тетрадок.
1) Раз, два, три, четыре, пять
Раз, два, три, четыре, пять
Будем пальчики считать
Крепкие дружные все такие нужные
На другой руке опять
Раз, два, три, четыре, пять
Пальчики быстрые, хотя не очень … чистые.
(во время упражнения по очереди загибаем пальчики
сначала на левой, а потом на правой руке, на последних
строчках машем пальчиками обеих рук)
2) Раз, два, три, четыре (загибаем
пальчики)
Мы с тобой снежок лепили (лепим воображаемый снежок, меняя
положение ладошек)
Круглый, крепкий, очень гладкий (показываем круг,
сжимаем ладошки, гладим)
И совсем-совсем не сладкий (грозим пальчиком)
Раз-подбросим, два-поймаем (подбрасываем и ловим
воображаемый снежок)
Три уроним и сломаем. (топаем ногами)
3) Сидит белка на тележке (хлопаем в ладошки)
Продает она орешки (ударяем кулачками друг о
друга)
Лисичке-сестричке, (загибаем пальчики, по одному, начиная с
большого)
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке ушастому.
4) Этот пальчик дедушка,
Этот пальчик бабушка,
Этот пальчик папочка,
Этот пальчик мамочка,
Этот пальчик Я
Вот и вся моя семья.
(гладим (растираем) каждый пальчик, начиная с большого, на
последнюю строчку делаем из ручек В«замокВ»)
5) Раз, два, три, четыре (ударяем кулачками друг о
друга)
Мы посуду перемыли (хлопаем в ладоши)
Чайник, чашку, ковшик, ложку (загибаем пальчики, начиная с
большого)
И большую поварешку
Мы посуду перемыли (одна ладонь на другую)
Только чашку мы разбили (загибаем пальчики, начиная с
большого)
Ковшик тоже развалился
Нос у чайника отбился
Ложку мы чуть-чуть сломали
Так мы маме помогали (хлопаем в ладоши)
6) Повстречались два котенка: "Мяу-мяу!",
Два щенка: "Ав-ав!",
Два жеребенка: Иго-го!",
Два тигренка: "Ррр!"
Два быка: "Муу!".
Смотри, какие рога.
(на каждую строчку соединять поочередно пальцы правой и
левой рук, начиная с мизинца. На последнюю строчку показать рога,
вытянув указательные пальцы и мизинцы.)
7) У Лариски - две редиски,
У Алешки - две картошки,
У Сережки-сорванца
Два зеленых огурца.
А у Вовки – две морковки,
Да еще у Петьки
Две хвостатых редьки.
(По очереди загибаем пальчики, начиная с большого,
сначала на левой руке, затем на правой)
8)Мы делили апельсин, (хлопаем в ладоши)
Много нас, а он один.
Эта долька для ежа, (загибаем пальчики)
Эта долька для стрижа,
Эта долька для утят,
Эта долька для бобра,
А для волка кожура. (разводим руки в стороны)
9) Перед нами елочка (пальцы рук переплетены, из
указательных пальчиков елочка)
Шишечки, иголочки (указательные пальчики В«в стороныВ»
показываем иголочки)
Шарики, фонарики (показываем круг большими и указательными
пальчиками)
Зайчики и свечки (показываем ушки)
Звезды, человечки. (пальцы рук переплетены, из указательных
пальчиков звездочка)
10) Бу-бу, я рогатый (рожки из пальчиков)
Бу-бу, я хвостатый (хвостик за спиной)
Бу-бу, я ушастый (ушки из ладошек)
Бу-бу, очень страшный, (рожки из пальчиков,
бодаем)
Бу-бу, испугаю,
Бу-бу, забодаю.
11) Падал снег на порог, (медленно руки
вверх-вниз)
Кот слепил себе пирог. (прижимаем ладошки друг к другу -
лепим пирог)
А пока лепил и пек,
Ручейком пирог утек (пальчиками обеих рук побежали по
столу)
Пирожки себе пеки, (прижимаем ладошки друг к другу -
лепим пирог)
Не из снега – из муки.
12) Еж, медведь, барсук, енот,
Спят зимою каждый год.
Волка, зайца и лису
И зимой найдешь в лесу.
(соединяем пальчики по очереди друг с
другом)
13) Сколько птиц в кормушке нашей (сжимаем и
разжимаем кулачки)
Прилетело? Мы расскажем:
Две синицы, воробей, (на каждое название загибаем
пальчик)
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пестрых перышках
Всем хватило зернышек. (клюем пальчиком по
ладошке)
14) Посадили зернышко, (кладем пальчиками в ладошку
зернышко)
Выглянуло солнышко. (сжимаем и разжимаем кулачки)
Солнышко, свети — свети!
Зернышко, расти — расти!
Появляются листочки, (пальцы по очереди соединяем с большим
пальцем на двух руках одновременно)
Распускаются цветочки. (сжимаем и разжимаем
кулачки)
Источник