Человек – другое дело. Только человека интересуют такие эфемерные вещи, как идеалы, ценности, причины и смыслы. Только человека может щемить тоска, а душа жаждать чего-то высокого и светлого, когда в холодильнике полно еды. Человек задумывается о вечности и пытается соотнести свою жизнь с этой категорией. Человек рассуждает о совести и долге, он способен на сострадание и самоотверженность. Это сугубо человеческие черты, принципиально отличающие нас от животных. Теория эволюции пасует перед вопросом, что же произошло с человекоподобной обезьяной, почему ее природа так изменилась, откуда в ней появилось столько иррациональных, не сводимых к простому выживанию сторон.
Только человек способен на удивительное чувство, почти нелогичное – осознание своей невероятной малости перед чем-то непостижимым, великим, бесконечно превосходящим его, и побуждение преклониться перед этим великим. Только человек может поднять голову к звездному небу, ощутить сложно передаваемое благоговение и задаться вопросом: что или кто стоит за всем этим? Это можно назвать Богом, Высшим разумом, Первопричиной, Великим дизайном (как у атеиста Хокинга) или как-то иначе, но осознание этого Великого неистребимо внутри всех нас, включая атеистов. Мне очень нравится формула смысла жизни, которую Достоевский вкладывает в уста одного из персонажей романа «Бесы»:
Весь закон бытия человеческого лишь в том, чтобы человек всегда мог преклониться пред безмерно великим. Если лишить людей безмерно великого, то не станут они жить и умрут в отчаянии. Безмерное и бесконечное так же необходимо человеку, как и та малая планета, на которой он обитает… Друзья мои, все, все: да здравствует Великая Мысль! Вечная, безмерная Мысль! Всякому человеку, кто бы он ни был, необходимо преклониться пред тем, что есть Великая Мысль. Даже самому глупому человеку необходимо хотя бы нечто великое.