
Ой-вей, писательницу Улицкую обвинили в плагиате

Что ж такое творится?! Кошмар!
Безумно совестливую, рукопожатную до невозможности Людмилу Евгеньевну
Улицкую (писательница, общественная
деятельница, соучредитель Конгресса интеллигенции "Против
войны, против самоизоляции России, против реставрации
тоталитаризма" и Лиги избирателей, офицер французского ордена
Почётного легиона, бывший завлит Камерного еврейского
музыкального театра, внучка троцкиста Якова Шмильевича Улицкого,
курсирующая между Италией, РФ и Израилем, считающая русских
"грязными,
больными дикарями", а Россию - "страной,
находящейся в состоянии войны с культурой, больной агрессивным
невежеством, национализмом и имперской манией величия")
заподозрили в прямом воровстве.
Причём обвиняют свои! Столь же светлоликие единоплеменники,
коллеги, не испытывающие большой любви к нашей стране. "Предъяву
кинула" писательница
Наталья Яковлевна Рапопорт, более тридцати лет
живущая в США. Доктор химических наук, почётный
профессор кафедры биоинженерии Университета штата Юта, дочь
известного патологоанатома Якова Львовича/Лейбовича Рапопорта (один
из главных фигурантов "Дела врачей").
По словам Рапопорт, Улицкая использовала чужой сценарий в
своей книге, не указав авторства.
Об этом Наталья Яковлевна написала в Facebook:
"В 1987-м году, по рекомендации Юлия Даниэля, я доверчиво
вступила «в творческий контакт» с Людмилой Улицкой. Кончилось это
тогда очень грустно, а некоторое время назад меня неожиданно
пребольно ударили те же самые грабли. Речь идёт о
сценарии, связанном со вспышкой лёгочной чумы в Москве в морозном
декабре 1939-го года. Я прочитала об этих событиях в папиной
рукописи. Папа был патологоанатом с мировой известностью. По
заданию Наркомздрава он вскрывал умершего в Новоекатерининской
больнице от чумы доктора Симона Горелика: необходимо было
подтвердить или опровергнуть страшный диагноз. Диагноз, к
сожалению, подтвердился, но вспышка чумы не стала эпидемией, а
может быть и пандемией, благодаря героизму и высочайшему
профессиональному мастерству врачей, в особенности доктора
Горелика, погибшего в этой схватке. В Москву чума приехала с
профессором Берлиным, заведующим лабораторией противочумной вакцины
в Саратовском институте «Микроб». Это было лабораторное заражение.
Берлин был вызван в Москву с докладом на заседание Коллегии
Наркомздрава и остановился в гостинице «Националь». Уже больной, но
ещё не подозревая об этом, он общался с коллегами, с персоналом
гостиницы, с врачами. Так его трагическая судьба оказалась
переплетённой с судьбами десятков знакомых и незнакомых ему людей.
После доклада Берлину стало очень плохо и его отвезли назад в
гостиницу. Вызванный к нему участковый доктор Россельс поставил
диагноз крупозная пневмония и направил больного в
Новоекатерининскую больницу. Там его принял дежурный врач Симон
Горелик и поставил правильный диагноз, приговорив тем самым к
смерти и больного, и себя... Чтобы предотвратить эпидемию,
необходимо было выявить и изолировать в карантин всех, кто
контактировал с доктором Берлиным в последние сутки его жизни. Их
выявлением и изоляцией занимался НКВД и, возможно, это был
единственный случай в истории, когда эта организация занималась
спасением, а не истреблением человеческих жизней. Чтобы избежать
паники в городе и стране, слово «чума» не произносили, и изоляции в
карантин были замаскированы под «банальные» аресты, которые в
1939-м году никого удивить не могли... Ночью в Новоекатерининскую
больницу привезли старого доктора Россельса; как и в остальных
случаях, его изоляция в карантин была замаскирована под арест. Дома
он оставил старушку-жену в полном отчаянии. Россельс упросил
коменданта больницы доктора Лукомского разрешить ему позвонить
жене. Звенящим от радости голосом он кричал ей буквально следующее:
«Дорогая! Это я! Я звоню из Новоекатерининской больницы.
Подозревают, что я мог заразиться чумой от пациента. Это не то
страшное, о чём мы с тобой думали! Это только чума!». История,
которую я прочитала в папиной рукописи, захватила меня на много
лет. Она потрясла меня не только совершенно фантасмагорическим
фактическим материалом, но и исключительной кинематографичностью. Я
придумала сценарий, который условно называла «Это только чума» или
«Пустяки, дорогая»: пять семей, в которых главу семьи
«арестовывают» в карантин, и через десять дней ни один из них не
возвращается в ситуацию, которую оставил дома до «ареста». Я
жила со своими героями, сочиняла им внешность, возраст и судьбы.
Когда началась Перестройка, я стала думать о сценарии всерьёз.
Расспросила дополнительно папу о деталях, встретилась с дочерью
доктора Берлина Генриэттой Абрамовной, тоже доктором, прочитала по
её рекомендации книгу А. Шарова о чумологах, побывала в
Новоекатерининской больнице, где ещё работали люди, помнившие эту
историю. На этой основе написала несколько вариантов заявки на
сценарий и небольшую повесть (варианты заявки и фрагменты повести у
меня сохранились). Но столкнулась с проблемой: я хотела написать
сценарий, но соответствующего опыта у меня не было, и получилась
повесть. Я пожаловалась моему другу Юлию Даниэлю, и по его совету
предложила сотрудничество Людмиле Улицкой, посещавшей семинар
сценаристов. «Она учёный-генетик, — сказал Юлий, — но не
хочет работать по специальности, а хочет в литературу. Она сейчас
свободна и думаю, она этим заинтересуется. Для неё это тоже будет
полезный опыт. Попробуйте работать вместе». Так я начала
работать с Людмилой Улицкой. После своей работы в Институте
химической физики я мчалась к ней на Аэропортовскую. Это было
интересно, мы обсуждали сцену за сценой (они были у меня в целом
разработаны), сочиняли диалоги; Люся записывала. А потом меня
неожиданно отпустили на два месяца в научную командировку в Венгрию
— мою первую заграничную командировку. И я на два месяца
прервала работу над сценарием. А когда вернулась домой, оказалось,
что сценарий уже в работе с режиссёром Андреем Разумовским, но в
авторах сценария нет моей фамилии. Это был мой первый в жизни
сердечный приступ и первое предательство человека, которого я
числила в друзьях. Улицкая предложила мне две тысячи рублей
«отступного» — довольно большие деньги по тем временам — чтобы
«выкупить» сценарий. Я сочла это оскорбительным не только для
меня, но и для папы. Я написала письмо Элему Климову — он
был в те годы Председателем Союза кинематографистов – и режиссёру
Андрею Разумовскому. Сценарий сняли с производства, и на этом
история тогда закончилась. А недавно Улицкая опубликовала этот
сценарий — опять без моей фамилии как соавтора — на
аудиодиске и в своей книге, в издательстве Елены Шубиной. В обеих
публикациях ошибочно указана начальная дата создания сценария —
1978-й год. На самом деле я познакомилась с Улицкой, поделилась с
ней своей повестью и сотрудничала с ней в 1987-м году. Она кстати в
своих многочисленных интервью не отрицает, что «узнала эту историю
от дочери патологоанатома, принимавшего участие в тех событиях», но
вся остальная история создания сценария в её изложении
— сплошной вымысел. Истинная история изложена выше".
Наталья Рапопорт:
Публикация Рапопорт спровоцировала мощное бурление в той
специфической среде. Гевалт на весь штетл.
Переводчица, доцент Литинститута им. А. М. Горького,
участница Конгресса интеллигенции Наталия Мавлевич:
"На
подлость ЛУ не способна. Многолетнее знакомство с Людмилой Улицкой
позволяет мне сказать, что на воровство, обман, плагиат она не
способна". Участница Конгресса интеллигенции Наталия
Шлейфер: "С ЛУ,
как неуважительно её многие называют, встречалась много раз.
Достаточно посмотреть в глаза человеку и тут же станет ясно, с кем
говоришь. Людмила Улицкая большой талант, человек самодостаточный,
не боится высказывать свою позицию и взгляд на всё
происходящее. Совершенно не нуждается в советах адвокатов. Вся
эта затея мышиная возня!". Пианистка, психолог, продюсер
Марина Еврейсон: "Что
хочет Рапопорт сейчас? Улицкая положила жизнь на то, чтобы
стать писателем, каждая новая книга которой становится
бестселлером. Выпущенная под её именем, каждая её новая
книга обречена на успех". Живущая в Италии художница,
писательница Екатерина Марголис: "Почему
не предположить просто аберрацию памяти? Почему не поговорить
с Улицкой прежде, чем прилюдно её обвинять в
воровстве?". Живущий в Израиле поэт Игорь Иртеньев
(Рабинович): "О
чём говорить. У ЛУ примеров вольного обращения с фактами хватает.
Но до прямого воровства дело пока не доходило. Теперь и этот пробел
восполнен. Ай да Люся
Улицкая, ай да икона нашего либерализма! Глубоко сочувствую нашим
многочисленным общим друзьям".
Активист-навальнист Игорь Смеркис: "А
причём тут либерализм? Либеральные идеи дискредитированы поступком
Улицкой?". Канадская навальнистка Ольга Вольдман:
"Некрасивая
и неприятная история. Только для меня неудивительная. Сплошь и
рядом. Вот и Улицкая в этой же когорте людей оказалась".
Филолог Марина Птушкина: "Многое
прояснится, если ЛУ ответит на рассказанное НР. Что-то подсказывает
мне, что отвечать она не станет. Рада буду ошибиться. Её молчание
тоже будет ответом, и лично я понимаю, что такое молчание будет
значить". Экс-журналистка Русской службы BBC Наталья
Рубинштейн: "Мне
жаль ЛУ. Она же точно знает, как было. И ей с этим знанием
жить". Психолог Анжела Зильберг: "Верю
почему-то, что так и было". Блогер Анна Леппик:
"Те,
кто заступился за Улицкую — такие же ворюги, как и
оная". Фотограф Илья Гинзбург: "Печально".
Психолог Александра Кужевская: "Тошно
просто...". Сценарист Михаил Липскеров:
"Ох. Вот и черви в сыре. Как же неприятно...".
Израильский программист Лев Урицкий: "Очень
неприятная история". Израильский сценарист Игорь Шприц:
"Кстати,
сама по себе эта история тоже основа для хорошего
сценария". Американская журналистка Евгения Лещинская:
"Наташа,
вы большая молодец, что не замалчиваете всю эту недостойную
историю. Вот уж поистине, не сотвори себе кумира!".
Германская журналистка Майя Беленькая: "Ох,
как я расстроилась... И как надеюсь, что это горькое, очень
обидное, но всё-таки недоразумение...". Германский
культуролог Лариса Бельцер-Лисюткина: "Круг
людей, близко знавших Наталью Раппопорт, хорошо знает эту истории
по её устным рассказам. Выражение «Это всего лишь
чума!» стало среди нас мемом с незапамятных времён. Где-то с
70-х годов, когда я впервые услышала эту историю в пересказе моей
подруги, а потом и из уст самой Наташи, для меня и для всех, кто
лично общался с Наташей — это её и только её история. Она
— часть истории её семьи. Никакого соавторства тут нет. Если
Л.У. написала самостоятельный текст сценария по этому сюжету, то
как минимум Наташа должна быть названа как автор
идеи. Проблема в том, что в России не существует суда как
института разрешения конфликтов. Разрешать такие конфликты в
ситуации полного бесправия можно только путём их огласки, мне
кажется. Так поступали в СССР бесправные диссиденты".
Американский математик Лев Левитин: "Я
инстинктивно чувствовал в Л.У. некую фальшь (м.б., из-за
«православия»). Да уж, это так по-христиански!".
Австралийский филолог Татьяна Бонч-Осмоловская: "Человек меняется.
В том числе, а) растёт и развивается и нарабатывает высокое
качество работ, б) забывает старое. Сегодня Прощёное воскресенье,
повод признать, просить прощения и простить".
Супруга Иртеньева-Рабиновича, писательница, поэтесса,
журналистка Алла Боссарт: "Происходит
очень болезненная для меня история. Хотя я лично к ней
непосредственного отношения не имею. Людмила Улицкая, о
которой идёт речь и которую я давно (хотя и не близко) знаю,
никогда не давала мне повода усомниться в её порядочности. Автор
поста Наталья Рапопорт
— мой близкий
и давний друг, известный американский микробиолог. Не только учёный
с международным именем, но и писатель, классный мемуарист, автор
многих книг. Её человеческие качества — кристальная честность,
абсолютная порядочность, ум, талант, блестящий юмор
— обеспечили ей дружбу многих наших замечательных
современников. Её друзья и герои — Окуджава, Давид
Самойлов, Юлий Даниэль, Губерман, Юлий Ким, Зиновий Гердт,
множество выдающихся ученых и так далее. Так что ей есть что
рассказать и о чём вспомнить. Кроме того, Наташа — из
семьи известного доктора Якова Рапопорта, который попал под раздачу
в деле "врачей-вредителей", отсидел, реабилитирован, к счастью, не
посмертно. Было кому воспитать её в самых лучших либеральных
традициях. Если бы я не знала Наталья Яковлевну настолько
хорошо, я не стала бы ввязываться в это дело. Но у меня нет
сомнений, что все, рассказанное ею, правда. Тем более, что она
владеет совершенно неопровержимыми доказательствами своей
честности. Хочу, чтобы прежде, чем спускать на Наталью
Рапопорт (как мы любим и умеем) хорошо натренированных собак за
покушение на доброе имя совести нации, вы попытались бы
разобраться, что к чему. У Людмилы Улицкой — репутация. Но у
меня, по-моему, тоже. Есть репутация, и вполне высокая — у
Наташи. Я знаю, что меня спросят — зачем, мол, Алла,
тебе-то вся эта свара. Легко отвечу. Наталья — мой друг, это
раз. Я ненавижу любые проявления творческого шулерства, это два. И
я прекрасно понимаю, что Наташа одна прёт с лабораторным шприцем на
тяжёлую технику, на всю либеральную тусовку, к которой и я
отношусь, безусловно. И знаю поэтому наш горячечный энтузиазм и
непреклонность. Это три".
Наиболее экзальтированные поклонники Улицкой обвинили
Рапопорт в причастности к "заговору
Путина и ФСБ против Улицкой". Не шучу.
Продолжаем наблюдать со стороны за данной тусовкой.
Запасы попкорна неисчислимы.