Ну, медиасрач это всегда интересно. Устраиваем бурю в стакане и на
ресурс валит народ. А чо, шоу-биз пользуется, чего бы и
интернет-ресурсам так не действовать? ;) Но это если по форме. А
если по сути - очень даже неплохой разбор "творчества" дезигнера
всея Руси ;)
Иногда на семинарах я упоминаю о разнице между западным и
российским дизайном, и меня просят объяснить, в чём же разница.
А разница, на самом деле, очень проста. Давайте посмотрим, в чём
она заключается.
Договоримся сразу, что я не буду даже пытаться оценивать
креативность - она всегда субъективна. Вместо этого я коснусь
вещи совершенно объективной: создания новых качеств предмета и
новых возможностей для пользователя.
Для удобства я беру только те образцы, где от дизайнера не
требуется вести какую-то инженерную или научную разработку, а
достаточно просто нарисовать предмет и передать картинку на
производство, дальше инженеры без проблем всё спроектируют.
В качестве примеров российского дизайна я взял работы студии
Лебедева как самой известной в России. Итак, дизайнерский матч
«Запад против России»:
Раунд 1: Розетки
Европа:
Россия:
Европа представляет настенную розетку, которая простым нажатием
кнопки превращается в удлинитель. Россия представляет жёлтую
треугольную настенную розетку «Варнингус».
Раунд 2: Блоки розеток
Америка:
Россия:
Америка представляет скрытый блок розеток, который выдвигается
по мере надобности - нужна одна розетка, получите одну, нужны
две, получите две, а если не нужно ни одной, то они прячутся.
Россия в ответ представляет здоровенную настенную розетку
«Розеткус», в которую будет сложно вставить больше двух круглых
вилок или больше одного зарядника/адаптера (но зато она красиво
смотрится на картинке).
Раунд 3: Кружки
Европа:
Россия:
Европа представляет кружку с кармашком, в который можно вложить
печенье или пакетик с сахаром либо вставить ложку. Россия
представляет кружку «Атмарк», главная особенность которой -
фигурная ручка (мне, кстати, держать эту кружку было неудобно).
Раунд 4: Зонты
Европа:
Россия:
Европа представляет зонт-ракушку, который гораздо лучше защищает
Вас от дождя, особенно от косого дождя. Россия в ответ представляет
зонтик «Фак дождю».
Раунд 5: Зеркала
Европа:
Россия:
Европа представляет пару зеркал, которые надеваются на обычное
зеркало заднего вида в машине, давая водителю дополнительный обзор.
Ответный ход России - креативное настенное зеркало «Воус».
Раунд 6: Светофоры
Европа:
Россия:
Европейские дизайнеры представляет концепт светофора, который
позволяет понять, как долго осталось ждать смены сигнала. Россия
отвечает концептом светофора «Люксофор», который отличается от
обычных светофоров тем, что фонари в нём не круглые, а
квадратные.
Бонус-трек
Бонусом предлагаю Вам сопоставить задачи, которые решают
дизайнеры на Западе с задачами, которые решают дизайнеры в России.
Я подчёркиваю ещё раз, что все примеры с Запада - это вещи, которые
дизайнер может просто нарисовать, а уж как это сделать, чтобы оно
ещё и работало, без труда разберутся инженеры на производстве. Т.е.
дизайнеру не нужно иметь Ph.D. по ядерной физике, ему достаточно
хорошей фантазии и умения рисовать.
Запад:
Россия:
Запад:
Россия:
Запад:
Россия:
Запад:
Россия:
Запад:
Россия:
Запад:
Россия:
Запад:
Россия:
Запад:
Россия:
Западные дизайнеры представляют компьютерную мышь-перчатку,
эстетский набор ножей (единственный в списке предмет, не создающий
нового качества, а просто красивый), межкомнатную дверь-теннисный
стол, мотоцикл для инвалидов-колясочников, солнечный зарядник для
смартфонов, рюкзак с капюшоном на случай дождя или просто чтобы уши
не мёрзли, батарейку с разъёмом USB, которую можно использовать в
обычных электроприборах и для подзарядки гаджетов, а также кубик
Рубика для слепых.
Российские дизайнеры в ответ представляют креативную
компьютерную мышь в форме стрелки курсора, креативную подставку для
ножей в форме ручки швейцарского ножа, креативные упоры для книжной
полки, креативную копилку с прорезью в форме плюса, креативную
скрепку с четырьмя петельками вместо двух, креативный брелок для
ключей, креативные палочки для еды, раскрашенные «под берёзу», и
креативный ёлочный шар с 14 крючками вместо одного.
- Думаю, не будет несправедливым сказать, что дизайнеры,
которых хватает в основном на то, чтобы придать одному предмету
форму другого или заменить круглое на квадратное, едва ли могут
претендовать на то, что они выросли из детских штанишек
Как видите, в европейском и американском дизайне сильна
тенденция «Хотим сделать этот предмет не только красивым, но ещё и
более функциональным, более удобным в использовании, дающим
покупателю какие-то новые возможности».
А в российском дизайне скорее держится тенденция «Хотим сделать,
чтобы хорошо смотрелось на картинке» (а порой и «Хотим сделать,
чтобы читатели бложика сказали "Гы-гы! Лол! Лайк!"»).
К чему я об этом говорю? В российском маркетинге, на мой взгляд,
ровно та же проблема. Вместо того, чтобы подумать о клиенте и дать
ему дополнительную ценность, дополнительные возможности -
изобретают «уникальную копилку, которая отличается от других
копилок крестовидной прорезью». Вместо того, чтобы в рекламе
рассказать о выгодах клиента и о том, как продукт изменит его жизнь
к лучшему - делают объявление, которое красиво смотрится на
полосе...
- И в конце года имеют в графе «Объём продаж» то, что
имеют.
Надеюсь, ради всего святого, что хотя бы вы, леди и джентльмены,
не бегаете по этим граблям?
Сопипащено отсюда.
Тем более, многие русские дизайнеры создают эти самые концепты для Европы.