"Овечка"

Прочитала у Натальи — natalia_goodler — про паровозы — «Музей железных дорог России. Паровозы» и решила написать пару строк и о нашем памятнике под открытым небом, который находится на привокзальной площади (где ж ему ещё быть).

Родом этот паровоз «Ов-3705» из 1901 года и построен был в Харькове. Будучи ещё юнцом в марте 1919 года паровоз доставил 80 тысяч пудов хлеба голодающим рабочим Петрограда и Москвы. В переводе на килограммы эта цифра ещё внушительнее – более 1,3 млн кг.
В ту пору голодали не только в столицах, но и по всей стране. Тем не менее крестьяне Сарапульского уезда собрали зерно и отправили тем, кому в ту пору было ещё хуже.
Как гласит предание начальником паровоза "овечки" (так называли эту серию) в те годы был Василий Мымрин, по прозвищу Васька Рыжий. Он и повёл этот состав, на одном из вагонов алела надпись: «Срочный груз Ленину—дарственный хлеб от крестьян Сарапульского уездного съезда комитетов бедноты».

В центре состава теплушка с нарами и железной печуркой, здесь разместились проводники хлеба. Долгих три недели с 17 февраля добирался эшелон до Москвы, останавливаясь на станциях из-за нехватки: то воды, то топлива для паровоза. Наконец, 11 марта сарапульский хлеб прибыл в Москву, а сопровождающих удостоил своим вниманием Ильич, пригласив на беседу в Кремль. Так гласит легенда. Потом появилась статейка, что всё это выдумка.
Дальше следы этой "овечки", как и многих других никто не отслеживал. Спустя годы у профессора Научно-исследовательского института истории языка и литературы Уральского отделения Российской Академии Наук К И. Куликова возникла идея установить в нашем городе памятник, увековечив тем самым замечательный подвиг сарапульских крестьян. Начались поиски легендарного паровоза. Запрос в МПС принёс неутешительный ответ: «В стране все "овечки" ликвидированы».
Как-то начальник Ижевского отделения дороги возвращался из
отпуска. Проезжая по Тульской области, вдруг увидел из окна поезда
паровоз. Приехав в Москву, сразу же связался с Тулой. Ему ответили,
что это паровоз сахарного завода и завод готовит его к сдаче в
металлолом. На завод срочно выехал начальник цеха локомотивного
депо. И точно — "овечка"! Изготовленная в Харькове в 1901 году, вся
проржавевшая, и номер тот самый — 3705.
Тульские железнодорожники взялись подготовить паровоз к далёкому
рейсу. Подняли машину, выкатили колёсные пары, подбили буксовые
подшипники. Решили по рельсам доставить ветерана в Ижевск. Так и
ехали: впереди тепловоз, за ним "овечка", со скоростью 25 км в час.
В Азгрызском депо паровоз подготовили к вечной стоянке и 7 ноября
1974 года — на следующий год юбилей — паровоз был установлен на
привокзальной площади.
Так и достоял до начала этого века. Любимое место многих мальчишек и девчонок, которые не прочь были исследовать этот паровоз внутри и снаружи, рискуя получить нагоняй от бдительных прохожих и милиционеров.

Горожане города были возмущены, когда в июне 2006 года руководство города вместе с отделением Горьковской железной дороги решили заменить этот паровоз на другой, серии «Эр» и устроили небольшую забастовку. Новость эта докатилась до Москвы. Возможно поэтому прислушались к мнению горожан: паровоз «Ов−3705» был отреставрирован и уже 9 сентября 2006 года вернулся на своё постоянное место, на привокзальную площадь. Вот только надпись поменяли.

Такие паровозы без устали трудились в прошлом веке и особенно в Великую Отечественную. Они оказали неоценимый вклад в победу, перевезя тонны груза. И как дань памяти им, трудягам, и всем ушедшим с перрона вокзала солдатским эшелонам, 22 июня провели памятный вечер у этого паровоза «Прощание славянки».

