Отворачиваться от прошлого - значит, его сохранять
krylov — 01.05.2011 Русских довольно часто упрекают в желании перечеркнуть прошлое и начать с чистого листа. Дальше начинается про историческую память и прочее в том же духе.На самом деле проблема в том, что мы как раз этого-то и не умеем – начинать с чистого листа. Потому что не умеем ОЧИЩАТЬ ЛИСТ.
Дело в том, что «всё бросить и начать с начала» - нельзя. Это предполагает, что от прошлого можно отвернуться, как будто его и не было. Но ведь это будет именно что КАК БУДТО, потому что оно было, и хуже того – ОСТАЛОСЬ. Прошлое необходимо РАЗОБРАТЬ – то есть что-то аккуратно демонтировать, что-то взорвать и зачистить, что-то использовать как стройматериал, и так далее. А перед этим с ним нужно разобраться, чтобы его разобрать. Попытка же «просто забыть» и «отвернуться» кончается, как учит нас психология, самым обыкновенным неврозом, «вытесненными содержаниями» и прочей пакостью. Хуже того – прошлое начинает ДОВЛЕТЬ. Потому что из позиции, когда твоё существование отрицается, а ты на самом есть, очень удобно «давить». Сопротивляться-то нельзя, потому что тогда придётся признать наличие того, чему сопротивляешься, а этого нельзя. «Дурачки сами зажмурились, тут-то мы их и хехе».
Одна из тайн Европы заключается в том, что они очень аккуратно уничтожают прошлое. Причём умело, выедая опасную мякоть и оставляя безвредные скорлупы, часть которых идёт в дело.
На меня в своё время сильное впечатление произвели готические соборы в Вене. Не только своей красотой, но и своим ПОЛОЖЕНИЕМ в городе. Они смотрятся так, как смотрится пушка или ракета на пьедестале: оружие, когда-то грозное, а теперь ставшее безвредным «памятником». Внутри они тоже пусты, будто выедены – как, знаете, краба можно положить в муравейник, и муравьи очистят его от следов мяса, так что останется красивые сувенир. При этом всё сохранится, вплоть до маленького коготочка или колючки на панцире. Но – «даже запаха не останется». Вот и там «нет запаха». Чисто и пусто, только туристы с любопытством рассматривают витражи и мозаики.
И это не само образовалось. Это именно что результат огромной работы по демонтажу католичества, проведённой в Европе. «Тихо-мирно всё сделали». Не сломав ни одного витража, не повредив ни одной резной фигуры. Просто – «выели изнутри».
При этом, что очень важно, вся «информация» была тщательнейшим образом сохранена. Католицизм изучен, исследован, более того – сама католическая церковь наполовину превращена в «орудие изучения католицизма». Пишут католические учёные толстые диссертации о католическом прошлом. Сами себя оформляют-закапывают, ага-ага.
Но это в случае, если с прошлым и в самом деле нужно покончить. А если кому-то хочется его возродить и повторить?
Тогда нужно действовать прямо противоположным образом.
Возьмём, например, историю российского отношения к советскому прошлому. Она очень показательна.
Есть такое выражение – «советское прошлое замазали грязью». Так ведь и верно – ЗАМАЗАЛИ. То есть суть советчины СКРЫЛИ за слоем грязюки – бездарных писаний, дешёвых статеек, лживой и мерзкой (сознательно лживой и осознанно мерзкой) пропаганды, плевков, визга. Не допускалось только внятное и серьёзное исследование советского прошлого. Этого не просто не было сделано – к этому перекрыли все возможности, даже архивы толком не открыли. «Да зачем вам в бумажках копаться – идите и пишите, что Сталин убил миллиард младенцев, все съедят». Люди радовались такой экономии усилий и шли писать про миллиард младенцев.
Я помню это тошнотворное ощущение от антисоветской пропаганды девяностых. Сейчас то же самое дерьмо разводят жижицей, но это именно дерьмо, и у нормальных людей оно вызывает исключительно отвращение.
Однако же, советская система за слоем грязюки ОТЛЕЖАЛАСЬ. Пока вымирало поколение, помнившее, как оно всё было на самом деле. Пока оставшимся промывали мозги, уничтожая реальную историческую память и заменяя её фантазмами на тему прекрасного сысысыра, где все ели прекрасную колбасу за два-двадцать и царила дружба народов. Пока модернизировались старые добрые советские инструменты директивного управления. Пока всё это делалось – советское прошлое благополучно почивало под защитной корочкой грязи. Которую усердные муравьишки-либеральчики натаскивали и натаскивали, за что их, в частности, и держали.
Но ведь грязь-то легко смывается. Кажется – куча навоза, ужасная, противная. А окатил водой – навоз растёкся, и из-под говна вновь сияет бронзовый лик Сталина. «Что, забыли батьку? Батька к вам вернулся».
Реального же демонтажа советчины не только не проводили – но именно что не допустили.
И если это когда-нибудь начнётся, то начнётся с Института Советских и Постсоветских Исследований. Серьёзной такой организации с финансированием из федерального бюджета. С неангажированными исследователями, ни в коем случае не страдающими припадочным антисоветизмом. Без единого либерала в руководстве. И с очень большими правами по допуску к любым материалам, включая право производить раскопки на местности. Потом – Комиссия по увековечиванию памятников борьбы и мученичества, по образцу польской. Которая не будет ломать советские памятники, а памятники СТАВИТЬ. Везде, где размещались чекистские подвалы, например. Красивые памятники с политкорректными, но внятными формулировками, и непременно красивая антисоветская символика. Заметим, кстати: у нас нет специальных антисоветских символов, их просто не существует, а они необходимы… Ну и так далее – кирпичик на кирпичик. На века работы. Ну так и надо закладываться на века. ТАКОЕ ДЕЛО.
)(