Ответсвенность

Разные страны, разные народы, разные обычаи. Но бывают и совпадения. Во время русско-японской войны генерал Ноги Марэсукэ командовал армией, осаждавшей Порт-Артур. Осада затянулась и стоила японской армии больших потерь. Хотя Порт-Артур пал и Первая Тихоокенская эскадра погибла, генерал Ноги считал себя виновным в этих потерях. Он стал национальным героем, император его щедро наградил, но когда генерал лично докладывал императору о ходе осады и взятии Порт-Артура, голос его дрогнул, Ноги заплакал и попросил у императора разрешения сделать сэппуку. Он не мог жить с таким чувством стыда. Император, подумав, сказал, что хорошо понимает мотивы генерала, но сейчас не время, есть много важных дел и если генерал твёрд в своём решении, он может совершить ритуальное самоубийство после того, как он, император, покинет этот мир.
Шли годы, Ноги времени не терял, служил своей стране, курировал военно-учебные заведения, основал в Японии скаутское движение, пожертвовал бОльшую часть своего состояния на военные госпитали для раненных солдат и памятники погибшим (двое сыновей генерала погибли на войне). Был воспитателем будущего императора Хирохито. Когда умер император, генерал сделал, как решил — вместе с женой он совершил сэппуку. Ноги Марэсукэ почитается синтоистской религией, есть храм в его честь.
В Европе по-другому, но всё же. Был в Третьем Рейхе такой генерал Эрнст Удет (1896-1941). Советский авиаконструктор А.С.Яковлев упоминает его в своих мемуарах. В положительном плане упоминает. Генерал-полковник, лётчик-ас Первой мировой (62 победы), заместитель Геринга. Когда в ноябре 1941 стало ясно, что Германия не вытягивает воздушную войну на два фронта и дальше будет только хуже, Удет не стал ждать дальнейшего развития событий и застрелился. Официально было объявлено, что герой рейха погиб при испытании нового самолёта. Государственные похороны со всеми почестями. Получилось так, что Удет с собой в могилу забрал ещё нескольких выдающихся лётчиков — самолёт, в котором они летели на его похороны, разбился. В числе погибших был полковник Вернер Мёльдерс, первый ас, одержавший 100 воздушных побед. Удет оказался не единственным генералом Люфтваффе, ушедшим из жизни подобным образом.
Ганс Ешоннек (1899-1943) был самым молодым генералом рейха. В 40 лет — генерал-полковник и начальник Генерального штаба люфтваффе. Когда летом 1943 года начались массированные воздушные удары стратегической авиации союзников по Германии, фюрер поставил происходящее Ешоннеку в вину. Выходя из ставки, Ешоннек застрелился. Отмечу, что ни жизни Удета, ни жизни Ешоннека ничего не угрожало. Максимум, что с ними могли сделать — снять с должности и уволить из армии. Так в рейхе поступали с другими генералами, вызвавшими недовольство фюрера. Обычно дело ограничивалось снятием с должности, из армии не увольняли, зачисляли в резерв. Стало быть, тут личное отношение к своим обязанностям. Не оправдал. Про Ешоннека тоже объявили, что погиб в авиакатастрофе, государственные похороны, все почести, рейхсмаршал произнёс речь.
Это я попробовал перенсти ситуацию в другую страну и другую реальность. Скажем, начальник генштаба докладывает зет-царю о блестящих победах его армии. Но когда дошёл до потерь в личном составе, поперхнулся, выскочил из кабинета и прыгнул с кремлёвской стены головой в брусчатку. Застрелиться он не мог, к царю с оружием в радиусе ста киломтров не подберёшься. Невозможно. Так не может быть. А вот списывать по тысяче юнитов в день — это запросто. А сколько в месяц, а в год? Такие цифры даже на рыжего американца в красной бейсболке произвели впечатление. Ещё бы, тут только со Второй мировой уже можно сравнивать! Другая страна, другие обычаи. Ни тебе сэппуку, ни табельного «вальтера» у виска. Бабы ещё нарожают! Вечный лозунг. Хорошо им с такой-то философией, опять же с народом крупно повезло.
|
</> |