Ответы "Российской газете"
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Что до очереди к святыне - напомню, что культура - это система табу. Не все, что можно, - можно. Человек становится человеком, когда он в чем-то себя ограничивает. Важнейшее человеческое деяние - усложнение мира. В нем есть сакральное и профанное, разрешенное и запрещенное, есть то, что временами разрешено, а временами табуировано. Эти табу могут быть моральными, ритуальными, чисто социальными. И следуя таким вроде бы бессмысленным запретам, человек вырастает в качестве человека. Человек - это тот, кто может сам себе создавать трудности. Например, жертвуя чем-то ради другого, с которым ты не состоишь в кровном родстве, но стараешься ему помочь. Так вот, кроме этических усложнений и осложнений бывают религиозные. Все последние дни церковная братия то и дело говорила: подождите, у нас есть частицы пояса Пресвятой Богородицы в других московских храмах. Но люди туда не шли. Значит, у них было желание совершить некие усилия. Суть любого паломничества состоит и в этом. Может, в нашу эпоху, когда мы паломничаем слишком легко - в комфортабельных автобусах и самолетах - возникает нужда в трудном пути. Традиционно ведь паломник менялся не у святыни, а по пути к ней, преодолевая массу трудностей пешего похода из Москвы в Киев или в Иерусалим. Зато у него появлялся шанс измениться. Я бы сказал так: те, кто стоял сутками в очереди к поясу Пресвятой Богородицы, - это люди, которые не успели стать мучениками в советские времена. Они хотели сделать что-то для своей веры сверх обыденного и сверх обычного. И надо не высмеивать эту установку, а пробовать завербовать их на социальную приходскую работу - помощь больным и бедным. Если они способны сутками стоять на морозе, то явно не лишены порыва помогать другим.
Что же касается парада самолюбий: "Я побывал у пояса, а ты?", то, конечно, любое доброе дело подвергается инфляции, если человек начинает, опираясь на него, противопоставлять себя другим. Тщеславие, кстати, может быть, как у тех, кто добыл особый доступ к святыне, так и у тех, кто долго стоял в очереди и решил, что он намного духовнее иных маловеров. Но те, кто, считая себя высокопоставленными, издевался над стоящими в очереди, все равно выглядят дурнее.
Меня бы нисколько не смутило наличие пропусков для VIP-персон. Мы же все понимаем, что мера нашей взаимной зависимости не одинакова. И есть такие "уголки" нашей жизни, где мы сильно зависим друг от друга, в том числе, например, от чиновников, начальников, от бизнесменов. От них часто зависят и общие условия нашей социальной жизни. Если отнестись к ним благосклонно и дать без очереди прикоснуться к поясу, то, во-первых, их может коснуться благодать, а во-вторых, есть надежда, что они хоть в эту минуту будут вместе с народом. И может, более милосердно станут относиться к людям.
http://www.rg.ru/2011/12/01/vizilyanskii-poln.html
|
</> |