Ответ Почаева на мою статью

К почаевскому ответу у меня есть ряд комментариев.
1) Во-первых, статья анонимная. Значит, разговаривать не с кем. Не будешь же вести дискуссию с Почаевской горой. В отличие от анонима, моя статья подписана, и все люди, мнение которых в ней приводится, называются своими именами. А на сайте Почаевской лавры даже нет возможности комментировать публикации.
2) Почаевцы пишут: "Начинается публикация из каких-то непроверенных сообщений, которые к тому же опроверг благочинный о. Герман. Но автор почему-то верит сплетням больше, чем реальному ответу официального лица Почаевской Лавры...". В статье я как раз привожу комментарий о.Германа и не ставлю его под сомнение.
3) В защиту своей позиции (против ИНН) почаевцы приводят "тяжелую артиллерию", прикрываясь именами "признанного православного авторитета – духоносного старца Паисия Афонского, и известного каждому чаду Русской Православной Церкви старца Кирилла Павлова, и старца Рафаила Берестова, и в Боге почивших старцев Иеронима Санаксарского, Христофора Тульского, Тавриона Батозского." Надо сказать, что мнение старца Паисия по поводу ИНН - это еще не мнение Церкви, и если даже святые порой ошибались во второстепенных вопросах, то это допустимо для всех, кого называют "духоносными старцами". А вот мнение своей Церкви в Почаеве предпочитают не слышать, а ведь по поводу ИНН давным-давно высказывались и Синод УПЦ, и Синодальная Богословская комиссия РПЦ. Но с ними почаевцам спорить трудно, а вот с о.А.Дудченко - пожалуйста.
4) Почаевцы говорят: "Вся исповедь батюшек на приходе, как правило, сводится только к одному вопросу «каетесь?», а то и вообще «исповедуют» по несколько человек сразу, допуская до Причастия людей со смертными грехами, о которых они даже не знают". В приходской практике есть также недостатки, но не далеко все приходы таковы, и статья посвящена не приходам, а Почаеву, куда съезжаются тысячи людей и получают там то, что описано в моей статье.
5) Почаевцы пишут, что их духовники "тайну исповеди хранят, в отличие от оскорбленных праведников, выносящих публично свои обиды". Вообще странный "аргумент". Понятие тайны исповеди приложимо только к священнику, который эту исповедь слышит, но никак не к тому, кто исповедуется. Человек свободен говорить о своих грехах не только священнику, а также и происходящем на исповеди - всем, кому посчитает нужным.
6) Почаевцы напоминают мне слова Христовы: "если согрешит против тебя брат, скажи ему, если не послушает, приведи двух-трех свидетелей, если их не послушает, скажи церкви". Верно. Но проблему эту обнаружил не только я. Проблема почаевского духовничества настолько широко известна, что о ней уже многие годы говорят множество священников. Но Почаев и ныне там. В статье я привожу несколько мнений, в том числе священников, которые так же как и я недоумевают о том, что происходит в Почаеве, и не знают, что с этим делать.
Кроме того, я свидетельствую, что среди своих знакомых священнослужителей, с кем доводится каким-либо образом общаться, я не знаю ни одного, который бы одобрял или восторгался тем, что происходит в Почаеве. Все либо недоумевают, либо возмущаются. Возможно, конечно, это мой круг общения такой, но поверьте, среди них - не только "либеральные" батюшки.
|
</> |