Отступать некуда
cantadora_09 — 14.07.2011 Отступать некуда. За нами – ХогвартсЯ даже не знаю, о чем это писать. Я вчера была на премьере и до сих пор под впечатлением.
Слова рассыпаются под грузом чуда… Но я попробую.
Это по-настоящему хорошее кино. Кино, которое узнается с первых кадров, возникает внутри и прочно обосновывается там. Многие мои самые любимые фильмы стали «моими» именно так.
Во-первых, это удивительное попадание в историю, и учитывая, что фильм снят в 3D, попадание физическое. Я не шучу. Применить технологию легко, но вот сделать так, чтобы я, сидя в кресле, затаила дыхание и старалась не делать резких движений, потому что на темной лестнице наверху пролета стоят Гарри, Рон и Гермиона и обсуждают свои планы, а я не хочу их спугнуть – вот это действительно искусство.
Первая сцена фильма завораживает. По-хорошему, она поэтически описывает все, что дальше будет происходить и протягивает ему руку. Темная фигура в мантии в арке Хогвартса. Северус Снейп. Смертник. Стоит и смотрит, как в школу входят Стервятники.
А потом все перемешалось и началось безумие. Гермиона выпускает дракона, и он летит над полями зимней Англии, и прыжок троицы на землю перемежается видениями бушующего Волдеморта, который понял, что Гарри уничтожает его хоркруксы… Мрачный Снейп, нарочито картинно выпытывающий у детей, где находится Гарри Поттер, и разуверившийся, упрямый и отважный Аберфорт Дамблдор… Ощущение тишины сквозь все это.
Больше всего меня потрясли не реалистичность действия, не красота картинки – хотя все это есть и сделано с большим вкусом, по-английски и «по-поттерски». Больше всего меня потрясло, сколько человеческих чувств, простых и глубоких, возникло и расцвело в этой истории, пронизало экран и объяло зрительный зал.
Это и есть самое главное чудо. Уже не впервые я замечаю, как наращивание объема и мощи спецэффектов достигает некого пика, развивается, а в финале истории – вдруг уступает место простым человеческим чувствам. Так было с «Властелином колец». И так произошло с «Гарри Поттером».
Очевидно, какая-то сила, сила, которая говорит независимо от того, что хотим или пытаемся сказать или показать мы, в определенный момент снимает ограничения воображения и понимания, и просто говорит.
Она говорила через взгляды, которыми обмениваются учителя Хогвартса, едва заметные движения рук, мимоходом брошенные фразы, расположение событий.
Минерва Макгонагалл выходит на порог школы и начинает творить защитную сферу вокруг Хогвартса. Маленький и смешной профессор Флитвик едва заметен среди суровых статуй, которых Макгонагалл оживила для обороны школы. «Всегда мечтала использовать это заклинание…» - фраза из тех, которые искоркой вспыхивают в темные времена.
Невилл Лонгботтом бросает в лицо Волдеморту оскорбления, и Нарцисса Малфой, которая уже приняла свое решение, зовет Драко присоединиться к Темному Лорду, потому что точно знает, что Волдеморт уже проиграл.
Я все равно не смогу описать всё.
В отличие от предыдущего фильма, который как-то неуловимо распадался на части, этот – удивительно целостный. Живой, активный, сильный. С потрясающей музыкой и в точку попадающей тишиной.
Да, и ещё. В свое время, когда вышла шестая книга о Гарри Поттере, все впечатление от нее, и все ее содержание, и все чувства сводились к одной фразе: «Снейп убил Дамблдора». Примерно тот же шок я испытала от того, как в последнем фильме рассказана история Принца-полукровки. Практически без слов, отрывочными фразами, образами, возникающими в Омуте памяти. Шелест деревьев над Снейпом и Лили, его глаза, когда он пришел к Дамблдору, и его горе в разрушенном доме Поттеров, когда он плачет, обнимая женщину, которую почти никто не оплакивал – ведь все праздновали победу над Волдемортом…
И его слова - «Всегда», и его память, которая пережила годы, - против Волдеморта, обратившегося в прах.
Снейп убил Волдеморта.
А Гарри Волдеморта победил.
Сказка, которую мы слушали десять лет, окончена.
Мальчик со шрамом, саркастичный профессор, белобородый старец, снимайте маски! Как, вы упрямитесь?.. Что ж, как хотите. Вам нравятся эти обличья, и вам всегда будет что сказать.
До свидания.
|
</> |