Отсталая Европа
devibhakta — 31.10.2019 Еще до н. э. в Индии появляются представления о периодах времени, обладающих огромной длительностью. В буддийской «Саманнапхала-сутте» (середина I тыс. до н. э.) речь идет о великом космическом цикле. В сформировавшемся виде эта концепция представлена в индуистских пуранах. Триста шестьдесят человеческих лет составляют один божественный год. Двенадцать тысяч божественных лет приравниваются к одной махаюге, состоящей из четыре юг: Сатья, Трета, Двапара и Кали (в античной традиции это золотой, серебряный, медный и железный века. В ходе этих эпох происходит процесс нарастающей деградации. Мы будто бы живем в Кали-югу, которая началась в полночь 18 февраля 3102 г. до н.э.). Семьдесят одна махаюга составляет одну манвантару, а четырнадцать манвантар – одну кальпу («день Брахмы»). В течение «дня Брахмы» происходит «развертывание» Вселенной, за ним следует «ночь Брахмы» такой же длительности, когда Вселенная снова «свертывается». «День» и «ночь» составляют сутки Брахмы, следовательно, год Брахмы включает семьсот двадцать кальп, и Брахма живет сто таких лет. В переводе на наше обычное летоисчисление получаются такие цифры. Махаюга соответствует 4 320 000 человеческих лет, манвантара – 306 720 000 человеческих лет, с перерывами между манватарами примерно по 2 млн. лет, кальпа – 4 320 000 000 лет, год Брахмы – 309 173 760 000 лет, а вся жизнь Брахмы – 309 173 760 000 000 лет. Бируни в своей замечательной книге «Индия» сообщает о еще более длительных периодах. Так, длительность дня Шивы определяется пятидесятишестизначным числом. Таковая индуистская концепция, а у буддистов и джайнов есть свои версии с не менее протяженными периодами. Мы, конечно, можем не разделять мнения о кальпах и манвантарах, но интересно обратить внимание, что кальпа примерно соответствует общепризнанному ныне времени существования Солнечной системы (4,5–5 млрд. лет), а манвантара – периоду оборота Солнца вокруг центра Галактики (по разным данным, от 230 до 275 млн. лет). В любом случае, сама идея неизмеримой длительности существования Вселенной несравненно ближе современной науке, чем сделанные на основе библейских сказаний расчеты иудейских и христианских теологов, в плену у которых долгое время оставался западный мир. Также обращает на себя внимание, что в индуистской концепции время существования Земли и Вселенной «разводятся»: Земля гибнет в конце каждой кальпы, а Вселенная целиком только в конце жизни Брахмы.Очень долгое время европейцы, даже самые просвещенные, верили, что живут в мире, которому всего 6 или 7 тысяч лет, при этом Вселенная и Земля были якобы созданы одновременно («В начале сотворил Бог небо и землю», как сказано в Библии). Так, согласно византийской эре, принятой у православных, мир был сотворен 1 марта 5508 года (впоследствии 1 сентября 5509 года). В России счет годам «от сотворения мира» велся до Петра I, который вел эру «от рождества Христова». Католики считали, что мир еще моложе: датой сотворения назывался 4713 или 4004 год. Когда в середине XVIII века французский естествоиспытатель Жорж-Луи Бюффон на основании своих опытов с остыванием чугунных шаров пришел к выводу, что Земля должна образоваться 74,8 тыс. лет назад, это был настоящий прорыв. В XIX в. матушке-Земле давали уже десятки и сотни миллионы лет. Наконец, к середине XX века утвердилось мнение, что наша планета существует около 4,5 млрд. лет, а возраст Вселенной составляет от 12 до 20 млрд. лет, по нынешним подсчетам, почти 14 млрд. лет. Таким образом, западная наука только в последние три столетия пришла к пониманию той истины, которая уже давно была известна индийским мудрецам: Вселенная, в которой мы живем, существует миллиарды лет.
|
</> |