Нагота в культуре
devibhakta — 12.10.2019
В сознании современных людей нагота ассоциируется прежде всего с
эротикой и сексом или же просто с эстетическим любованием красотой
обнаженного тела. Несомненно, этот аспект восприятия наготы имеет
очень древние корни. Недаром богинь любви, начиная с Иштар, было
принято изображать обнаженными. Однако этим роль наготы в мировой
культуре не исчерпывается. В древних языческих религиях обнаженное
божество символизировало абсолют, свободный от внешних оболочек,
или как пишет Ю. Эвола, «сущность вне всяких форм». В Библии нагота
– символ райского первозданного состояния человека, которое тот
утратил после грехопадения (Бытие 2:25, 3:7). В древнем и
средневековом христианстве существовало течение адамитов,
проповедовавших возвращение в это состояние. Адамиты появлялись на
своих собраниях в обнаженном виде, отрицали семью и брак и
утверждали безгрешность плотских желаний. В инициатических обрядах
нагота означала новое рождение. Особенно велика была роль обнажения
в магии. Прежде всего, речь идет об аграрной магии, основанной на
связи человеческой сексуальности с плодородием земли и вызыванием
дождя (известны обряды обнажения на поле, танцев нагишом и
ритуального соития). Само собой разумеется, не меньшее значение
нагота имеет в любовной магии. Но, кроме того, она находила
применение в апотропеической магии, то есть в обрядах, призванных
отпугнуть нечистую силу. В частности, одним из действенных средств
в этом отношении является демонстрация эрегированного фаллоса.
Поэтому фаллические или «приапические» фигурки и амулеты, также как
и «непристойные» жесты служат в качестве средства защиты от злого
глаза во многих уголках света. Отсюда прямая связь с героической
наготой – наготой мужчины-воина, демонстрирующего свою силу и
бесстрашие.
"Дорифор" Поликтета - прекрасный образец героической наготы в
искусстве эллинов
Мы встречаем ее практически во всех ветвях древнейшей евразийской
традиции антропоморфных стел, изображающих героев-воинов. Известно,
что древние кельты зачастую сражались обнаженными. Наконец, нагота
может ассоциироваться со стыдом, беспомощностью, нищетой,
страданием и смертью. Такое восприятие наготы особенно часто
встречается в Ветхом завете, но, кстати, оно присуще и грекам
гомеровской поры. Как не вспомнить эпизод из Илиады (XII.375–405),
когда Ахилл тащит за собой привязанное к его колеснице мертвое тело
Гектора. Итак, мы выделили следующие функции наготы: 1)
эротическая, 2) эстетическая, 3) теологическая, 4) указывающая на
изначальное природное состояние человека; 5) инициатическая, 6)
магическая, 7) героическая, 8) связанная со стыдом, бесчестием и
смертью. В разных культурных регионах на первый план выходили те
или иные функции наготы, в то время как другие не получали
значения.
Из моей статьи "Нагота в искусстве Древней Греции и Древней Индии".