Отреставрированный аппарат "Говорящая бумага".
nwc98 — 20.01.2025Восстановленная шкала приёмника:
Каждая из трёх секций шкалы имеет индивидуальную лампу подсветки, подсветка переключается при переключении диапазонов.
Бумагопротяжный механизм:
Звуковая дорожка на бумаге:
Моя помощь в реставрации аппарата "Говорящая бумага" не потребовалась, так что я в ней никак не участвовал. Отдельно отмечу традицинное для музея электросвязи при МТУСИ великолепное качество реставрационных работ!
Аппарат был доведён Олегом Разиным до полностью исправного состояния. В скором времени будет включен в постоянную экспозицию музея истории электросвязи при МТУСИ, и, вероятно, его работа будет время от времени демонстрироваться. Основное препятствие для частой демонстрации - изношенность имеющихся лент. Из-за замятия края бумаги ленты "гуляют" по барабану при воспроизведении, звук плавает. Только одна лента имеет малый износ, видимо, из-за крайней унылости контента. Её, скорее всего, и будут демонстрировать, пока не будет решён вопрос с печатью новых лент (тут есть определённый прогресс). Так же проблемой является, скажем так, некоторая сложность с остановкой аппарата посреди цикла воспроизведения.
Нюансы по работе аппарата:
1. Довольно существенные детонации, впрочем, характерные для червячного привода, особенно с вертикальным расположением зубчатого колеса. В электрофонах 30-х годов (большинство электрофонов того времени имели аналогичный привод диска, собственно в аппарате "Говорящая бумага" и применён привод от электрофона) эти детонации более-менее демпфировались массивным диском. Здесь мотор работает в реверсном режиме, и массивный маховик на приводном валу создал бы чрезмерные нагрузки на механику, поэтому демпфирование практически отсутствует.
2. АЧХ достаточно скромная, но не хуже, чем у электрофонов того времени.
3. Дверцы, закрывающие механизм - это не причуда дизайнера, а необходимость - оптический приёмник неплохо так ловит помеху от осветительных ламп. Помеха не особо мешает слушать музыку, но прекрасно слышна в паузах. Стоит закрыть дверцы, и всё становится хорошо.
4. Бумажная лента не так проста, как кажется на первый взгляд. Попытка воспроизвести звуковую дорожку, напечатанную на обычной офисной бумаге, дала обескураживающий результат - уровень звука был невысоким, а вот шумы очень даже ничего себе. Оригинальная "говорящая бумага" двухслойная. Звуковая дорожка напечатана на папиросной бумаге, которая наклеена на основание из глянцевой бумаги. По предположению Олега Разина хороший результат должна дать печать звуковой дорожки на глянцевой фотобумаге для принтеров.
5. Похоже, штатный режим работы аппарата "Говорящая бумага" - воспроизведение всех дорожек на ленте от начала до конца с последующим срабатыванием автостопа после завершения воспроизведения последней дорожки. Режим паузы не предусмотрен конструкцией, есть только кнопка перехода на следующу дорожку. Но при нажатии на эту кнопку посреди дорожки частенько происходит образование петли, иногда значительных размеров. Реверс срабатывает с конкретным таким бабахом, это хорошая тренировка нервов.
_
Пы-сы: сажусь за перевод куска статьи про историю магнитной звукозаписи из журнала Tape Recording. Много интересных и нигде ранее не встречавшихся мне подробностей про Телеграфон Поульсена 1907-го года. Увы, остальные части этой статьи печатались в смежных номерах журнала, отсутствующих в моей подборке. Они есть на одном буржуинском сайте, но туда без VPN не пускает, а мой VPN, похоже, поломался под ударами Роскомнадзора. Как починю, сделаю ещё одну попытку скачать, вдруг там найдётся ещё какая годнота?
|
</> |