Отпуск-2025. "Огни Москвы"
admiral_scheer — 04.10.2025
Надо сказать, про этот музей я знал давным-давно, мне в школьные
годы выписывали "Юный техник" и там была про него статья. Прочитал
с интересом, потом как-то забыл, а потом, при встрече,
vedmed1969 у меня спрашивает - "А
ты в "Огнях Москвы" был?". Стало ясно, что пробел надо заполнять;
тем более, что я уж сколько времени занимаюсь вещами, связанными с
уличным освещением!
Расположен в Армянском переулке, на территории одного из подразделений Горсвета. Здание стоит в глубине и по дороге к нему, проходишь мимо чугунных цоколей и опор разных лет:

Экспозиция продолжается на дорожках перед зданием:


Основная экспозиция, конечно, внутри. Занимает 4 зала в старинном здании, примерно XVIII века (у самого здания тоже насыщенная история; достаточно сказать что сперва им владели Милославские, затем Протопоповы, затем - Щепотьевы). Имеется аудиогид, также, можно заказать экскурсию. Залы разделены по эпохам - сперва, лучины, масло и керосин; во втором зале - газовое и электрическое освещение, третий зал - электриоческое освещение в промежутке от Революции и примерно до 60-х годов, и в четвёртом зале - 70-е года и позже, и тут же - электрочасофикация.
Интерьеры первого зала:


В этом зале оказалась большая подборка каретных фонарей - вопросы круглосуточного движения были уже и тогда. Опять-таки, зимой ночи длинные:

Подборка керосиновых ламп - среди них попадаются настоящие образцы искусства:

И "Летучая мышь" - как же без неё. До сих пор используются как резервные источники света:

Следующий зал начинается с газового света:


Заканчивается электричеством:

Представлены различные светильники, многим из которых более века:

Есть рекламные материалы - на них попадаются знакомые марки:

Следующий зал - там особый интерес предтавляют распредщит:

Подборка электротехнических изделий:

Различные светиильники под потолком - в основном, уже под лампы типа ДРЛ:

Светильник под ксеноновую лампу:

Аудиогидом было сказано, что прибор применялся на спортсооружениях - видимо, поэтому я с такими и не сталкивыался. Обычно, попадались на глаза установки типа ОУКс - мачты высотой до 30 метров, где наверху ставилась лампа до 50 кВт накрытая сверху зонтичным отражателем. Устанавливались такие на железнодорожных станциях. Позже, они были вытеснены сперва прожектарами с металлогалогенными (МГЛ) лампами, а сейчас - светодиодными. Причина - низкая светоотдача: ксенон выдаёт 35 лм/вт; лампы МГЛ - порядка 90 лм/вт; а светодиоды - к примеру, с которыми работаем мы, дают до 150 лм/вт.
Главная достопримечательность этого зала - пульт управления наружным освещением:

Он был запущен перед войной, и позволял как дистанционно включать и переключать режимы освещения, так и видеть, по световым индикаторам, режимы работы по районам. Касательно режимов - уже тогда задумывались об экономии, поэтому,в определённые часы вводилось димирование - приборы питались пониженным напряжением. С лампами накаливания такое получалось хорошо, но вот позже, когда першли на газоразрядные лампы, такой фокус уже не проходил; поэтому стали отключать.освещение либо полностью, либо частично (2 светильника из 3). Сейчас, со светодиодными светильниками, снова вопрос димирования встал и при проектировании новых линий освещения, такое решение закладывают.
В годы Великой Отечественной, с этого пульта производилось затемнение города.
В следующем зале представлен ещё один пульт, только уже 70-х годов. Тоже, аналоговая техника, так что сходство с предыдущим есть. Разве что - контрольных точек поболее:

Здесь же, как я упоминал, подборка экспонатов электрочасофикации. Уличные часы тоже были в ведении Горсвета:



В общем, провёл время с интересом и пользой, так что - рекомендую посетить при случае.
Курсы повышения квалификации педагогов: новые подходы и цифровые технологии
Индейка с кабачками
Мороз воевода
Доставка от ДостАевского
Угол зрения решает всё
Силиконовая Долина (Лариса)
Диптих. Часть первая. Кочевник
"Подгоревший тост" — девушка Бонда, Супермена и сантехника Тери Хэтчер и ее

