Отправь их в ад, Киану! Как создавался «Константин»


Всё началось в июне 1985 года, когда в 37-м выпуске «Саги о Болотной твари» читатели впервые встретились с детективом-оккультистом по имени Джон Константин. Сперва он был эпизодическим персонажем и выступал советником главного героя.

Первое время Константин периодически появлялся в разных комиксах, пока в 1988 году наконец не обзавёлся собственной серией под названием Hellblazer. К слову, изначально создатели планировали назвать её Hellraiser (то есть «Восставший из ада»), но после выхода в 1987 году одноимённого фильма Клайва Баркера заголовок пришлось поменять.
Авторы комиксов никогда не скрывали, что при разработке персонажа за основу брали внешность Стинга. Художники Стивен Р. Биссетт и Джон Тотлбен были большими поклонниками группы The Police и хотели нарисовать героя, похожего на музыканта. Это удачно совпало с желанием Алана Мура уйти от стереотипного изображения оккультистов и медиумов как строгих пожилых людей: он задумал сделать персонажа кем-то вроде «синего воротничка».

В 1997 году сценарист Кевин Бродбин пришёл на встречу с продюсером Лорен Доннер (позже она участвовала в создании всех «Людей Икс» и «Дэдпула») с целой стопкой комиксов Vertigo. Доннер одобрила идею кино про детектива-оккультиста. Сперва она подумывала превратить экранизацию в классический ужастик наподобие «Изгоняющего дьявола», но со временем концепция приняла вид более традиционного голливудского блокбастера.
Не секрет, что «фабрика грёз» никогда не славилась бережным отношением к литературным первоисточникам. У экранизации комикса в те годы и вовсе не было на это шансов. За написание полновесного сценария «Константина» взялся Фрэнк А. Каппелло, который, по его собственному признанию, не имел опыта в адаптации графических историй. Неудивительно, что в процессе работы над сюжетом многие ключевые элементы серьёзно изменились. Например, главный герой стал американцем и получил другую биографию, а место действия переехало из Англии в США. В какой-то момент проект поменял и название. Продюсеры не хотели, чтобы Hellblazer путали со всё тем же «Восставшим из ада» или «Хеллбоем», который тогда уже был в разработке.

Помимо главного героя и Миднайта, из первоисточника в сценарий попали водитель такси Чес и демон Элли. Но образ Чеса тоже заметно изменился. В оригинале он был примерно одного возраста с Константином и выступал его союзником, а в фильме стал намного моложе и служил скорее комедийным сайдкиком.

Продюсеры хотели, чтобы у «Константина» был яркий и модный видеоряд, который смог бы привлечь молодую аудиторию, поэтому они искали постановщика с опытом съёмки клипов и рекламных роликов. Первым кандидатом стал клипмейкер Пол Хантер, но тот не сработался с продюсерами, и его заменили на Тарсема Сингха, только что поставившего «Клетку».
После этого начались поиски исполнителя главной роли. Среди прочих рассматривали Мела Гибсона и Кевина Спейси, но в итоге выбор пал на Николаса Кейджа. Предполагалось, что съёмки начнутся в 2002 году.

Но больше всего отличался финал. По сценарию, Константин отпускал Чеса, после чего объединял силы с Папой Миднайтом, и они сражались с демонами. Миднайт погибал в схватке с Маммоном. В конце Константин приезжал в Африку и закапывал там Копьё судьбы.
Когда съёмки уже были готовы стартовать, грянул гром: Сингх разругался со студией. Стороны начали бомбардировать друг друга судебными исками, обвиняя в невыполнении контрактных обязательств. В итоге вместе с режиссёром проект покинул и Кейдж.

К счастью, продюсеры быстро нашли Сингху замену, пригласив клипмейкера Фрэнсиса Лоуренса, который снимал видео для Дженифер Лопес, Джанет Джексон, Aerosmith и многих других известнейших музыкантов. Лоуренс не был знаком с комиксами о Константине, но его заинтересовало описание персонажа — а также возможность дебютировать в большом кино.

По воспоминаниям Лоуренса, Ривз пришёл к нему в офис буквально на следующий день после возвращения из Австралии. Подготовленная режиссёром презентация его впечатлила, и он согласился стать Константином.
Роль Анджелы Додсон досталась Рэйчел Вайс, которая уже снималась с Ривзом в «Цепной реакции». Папу Миднайта сыграл Джимон Хонсу, Чеса — тогда ещё мало кому известный Шайа Лабаф, которого порекомендовал Уилл Смит.
Фрэнсис Лоуренс с самого начала хотел взять на роль Гэбриель Тильду Суинтон, но не верил, что та захочет сниматься в голливудском блокбастере и что студия, в свою очередь, одобрит выбор актрисы, которая ассоциируется с независимым кино. Однако, к удивлению режиссёра, Суинтон ответила согласием, а студия не высказала возражений.
Последним кусочком мозаики стал Люцифер. В сценарии никак не описывался его внешний вид. Создатели хотели удивить публику чем-то необычным, но их фантазии хватило лишь на наряд в стиле садомазо: кожаные штаны, собачий ошейник с шипами и татуировки на лице и голой груди.

Съёмки «Константина» начались в октябре 2003 года в Калифорнии. Создатели до последнего надеялись оставить в фильме одну из главных деталей образа Константина из комиксов — оливковый плащ, но во время примерки выяснилось, что он совсем не идёт Ривзу, — и его заменили на чёрный.

Студия выделила картине солидные по тому времени 100 миллионов долларов. Тем не менее этой суммы не хватило, чтобы реализовать все задумки. Например, под нож пошёл пролог в Стамбуле: его заменили более бюджетной сценой в Мексике. Отказаться пришлось и от большой сцены погони, где Бальтазар, превратившись в адскую гончую, преследовал машину героев на улицах Лос-Анджелеса. Её заменили эпизодом, в котором силы зла вытягивают Анджелу из здания. Его сняли с реальными декорациями, зелёным экраном и миниатюрами. Для этого была построена уменьшенная копия офиса (своего рода отсылка к «Матрице»), через которую протянули небольшую куклу персонажа Вайс.

Одним из самых сложных испытаний для съёмочной группы стала визуализация ада. Сперва его планировали показать безжизненной пустошью, покрытой чёрной жидкостью и костями, — но авторы быстро поняли, что им нужен более эффектный образ. Фрэнсис Лоуренс предложил сделать ад эдаким шоссе, проходящим через изнанку нашего мира (это также было шуточным комментарием по поводу «удобства» системы дорог Лос-Анджелеса).

Кроме того, Лоуренс хотел, чтобы у ангелов в фильме были не классические белые, а тёмные крылья, как у хищных птиц, — напоминание о том, что они в первую очередь воины Бога. Сперва специалисты по спецэффектам планировали снимать крупные планы Тильды Суинтон с аниматронными механическими крыльями (их сконструировала прославленная студия Стэна Уинстона), но от этого позже отказались, и крылья полностью нарисовали на компьютере.




Мастеря различные талисманы и артефакты, реквизиторы постарались на славу. Знаменитую зажигалку Константина сделали на основе настоящей Zippo, но увеличили её, чтобы она лучше выглядела на экране. А святой дробовик должен был иметь более «кустарный» вид — но, когда стало понятно, что эта идея не работает, его дизайн изменили, сделав оружие куда более стильным.

Вместо Вайс за «любовь» в фильме отвечала демон-полукровка Элли, с которой Константин периодически встречался. Её сыграла Мишель Монаган. Однако уже на стадии постпродакшена линию Элли решили вырезать, и остался буквально один кадр с Монаган.
Съёмки «Константина» завершились в феврале 2004 года, и начался пост-продакшен. Для создания музыки наняли Брайана Тайлера — но продюсеров не совсем устроил результат, так что ему на подмогу выписали Клауса Бадельта.

«Константин» вышел в широкий прокат 18 февраля 2005 года. В дебютный уик-энд кино собрало в США 33 миллиона долларов. Это было неплохо, но потом его касса стремительно «посыпалась», и в общей сложности фильм собрал в Америке лишь 76 миллионов. Мировой прокат оказался чуть успешнее и принёс создателям ещё 155 миллионов. С учётом затрат на маркетинг кино в лучшем случае вышло в ноль. Правда, в те времена продажи на видеоносителях давали хорошие деньги — скорее всего, «Константин» отбил потери и всё же принёс прибыль. Но студия рассчитывала не на это.

Однако главной причиной того, почему фильм собрал меньше, чем ожидалось, стал беспощадный разнос, который ему устроили критики. Под раздачу попали и сценарий, и режиссёр, и актёры — особенно Киану Ривз. В те времена он не был любимцем рецензентов, так что ему пришлось отдуваться за всех. Ривза, как обычно, критиковали за «деревянную игру», а некоторые обзорщики и вовсе заявили, что кто угодно сыграл бы Константина лучше, чем Киану.
Знаменитый кинокритик Леонард Малтин поставил «Константину» самую низкую оценку из возможных. Его коллега Роджер Эберт оценил фильм чуть выше, что не помешало ему катком пройтись по всем его компонентам (досталось даже спецэффектам: Эберт заявил, что сцены ада выглядят так, словно их создали с похмелья) и позже включить «Константина» в список своих самых ненавистных фильмов.

Был ли «Константин» на самом деле достоин такого приёма? Вряд ли. Реакцию фанатов понять несложно — однако не стоит забывать, что именно благодаря фильму многие узнали о комиксах про детектива-оккультиста. Свою роль в провале сыграло и то, что на момент выхода многие рецензенты рассматривали фильм Фрэнсиса Лоуренса исключительно сквозь призму «Матрицы», считая его просто неудачным религиозным клоном творения Вачовски.

То, что к фильму стали относиться лучше, свидетельствует не только постепенный рост его оценки на IMDb, но и разговоры о сиквеле. Фрэнсис Лоуренс неоднократно подтверждал, что хочет снять продолжение — и теперь по максимуму использовать рейтинг R. Киану Ривз заявлял, что тоже готов вернуться к роли.

В 2022 году официально объявили, что сиквел «Константина» находится в работе, а сценарий пишет Акива Голдсман. С тех пор, правда, проект несколько раз хоронили. Но каким-то образом сиквел «Константина» пережил и «резню» проектов, устроенную генеральным директором Warner Bros. Discovery Дэвидом Заславом, и приход Джеймса Ганна на пост главы DC Studios, и забастовку 2023 года.
Конечно, всё это не гарантирует, что сиквел увидит свет. История Голливуда знает множество несостоявшихся продолжений, застрявших в производственном аду (в случае «Константина» это было бы особенно иронично). Но, честно говоря, хочется, чтобы в этой истории наступил хеппи-энд. Если «Константин 2» всё же доберётся до больших экранов, это будет небольшим чудом. Чудом, в котором так нуждался главный герой первого фильма.
Читайте также
|
</> |