Тлос


Тлос - один из самых древних городов Ликии. Он играл важную роль в этом регионе, начиная со 2-го тысячелетия до н.э. Со стороны Тлос кажется похожим на гигантский улей. Скала испещрена многочисленными гробницами. Одна из них связана с именем героя Беллерофонта, который на своем Пегасе победил страшную Химеру. Но город интересен не только своими ликийскими гробницами. Предлагаю прогуляться по Тлосу и убедиться в этом.
В античные времена территорию современной Турции от курортных Анталии до Фетхие занимал народ ликийцев. Здесь было множество процветающих городов, многие из которых оставили свой след в мировой истории. Я уже показывал развалины ликийских Патары и Антифеллоса (Каш). Но Тлос гораздо древнее их.
Первые находки в его окрестностях относятся еще к неолиту. Дальше люди здесь непрерывно жили в Бронзовом и начале Железного века. Мой путеводитель утверждает, что поселение на месте Тлоса возникло в начале 2-го тысячелетия до н.э. В 15-м веке до н.э. Тлос засветился в письменных источниках под именем Далава. Сохранились хеттская надпись этого периода. Также найдена более поздняя хеттская надпись уже 13-го века до н.э. о покорении хеттами некой Далавы.
В этих надписях упоминается не только Тлос, но и народ лукка, который тут жил. Также про лукка знают и древние египтяне времен Рамзеса II. Мой путеводитель делает вывод, что лукка = ликийцы, Далава = Тлос. Якобы, греки переняли у хеттов название лукка, а Далава - Тлава превратилась в эллинизированный Тлос.
Мой путеводитель по Тлосу писал довольно известный турецкий ученый. И у него явно прослеживается тенденция - максимально изгнать греков из истории этого региона. Неудобные факты, что между началом Железного века и вторжением персов в 6-м в. до н.э. в Тлосе ничего такого не накопали, и что сами ликийцы называли себя Трммили он как-то обходит.
При этом автору приходится спорить с Гомером и Геродотом. У Гомера и Геродота ликийцы - это пришельцы из Греции или из Крита. Никаких хеттов ни тот, ни другой не знают. Более того Геродот пишет, что сами ликийцы произошли от критского племени термилов и так себя до сих пор называют. И это самоназвание, действительно, было найдено на нескольких ликийских памятниках.
После 13-го века до н.э. лукка пропадают из истории. И, потом, снова объявляются лет этак через 600 уже в виде ликийцев в греческих источниках и Трммили, как самоназвание народа и страны. За этот период регион приходит в полное запустение. Например, исчезает империя хеттов. У ученых даже термин есть катастрофа Бронзового века.
Как я понял из книги, на месте Тлоса никаких построек времен хеттов не найдено. Только находки вроде каменных и бронзовых топоров, наконечников стрел и керамики. Все, что раскопано из зданий - это в лучшем случае 6-й век до н.э., т.е. уже периода завоевания Ликии персами.
Конечно, на своем профанном уровне не могу спорить с маститым турком. Но некоторая неуверенность в его построениях, что греческие ликийцы и хеттские лукка - это одно и тоже, осталась. Ту же близость ликийского и хеттского языков можно объяснить и через пришельцев из Крита. Там тоже был похожий язык.
Ладно, давайте теперь перейдем к мифам и легендам Древней Греции.
У Гомера ликийцы представлены очень хорошо. Это самое популярное в поэме племя-союзник Трои. Сарпедон, Главк, Пандар - одни из главных героев-защитников Трои. Собственно благодаря Сарпедону и появились ликийцы.
Сарпедон - сын Зевса. Жил на Крите вместе с братом Миносом. Оба влюбились в юношу Милета (сына Аполлона). За него они устроили войну, в которой победил Минос (тот самый с лабиринтом и Минотавром в нем). А Сарпедону пришлось бежать с Крита и обосноваться в Ликии. Сюда же он привел критское племя термилов, которое потом стало ликийцами. Как он умудрился дожить до Троянской войны? Все потому, что Зевс даровал ему возможность пережить три поколения.
Откуда пошло название ликийцы? У царя Афин Пандиона было четыре сына, в т.ч. Лик и Эгей. Когда Пандион умер, то ему наследовал Эгей. Тот самый, чей сын Тесей потом убьет Минотавра. Эгей долгое время был бездетным, так что он пытался извести своих братьев, опасаясь за свой престол. Из-за этого его брат Лик бежал к Сарпедону и его термилам. Они все вместе уплыли с Крита в Ликиию. И именно Лик дал название стране и народу.
Об этом пишет Геродот. Ликийцы родом критяне и назывались [прежде] термилами; свое же теперешнее имя они получили от Лика, сына Пандиона, афинянина.
Про основание Тлоса есть своя легенда. Его основал некий Тлоос, сын Тремилуса и нимфы Пракидикии. Тут явно пересечение Тремилус - термилы из Крита. У Тремилуса было несколько сыновей и они стали основателями многих городов в Ликии, не только Тлоса.
Гомеровский Главк - внук Беллерофонта. Беллерофонт - тесно связан с Тлосом, но об этом чуть позже, когда будем изучать его гробницу.

Вернемся обратно к реальной истории. Как я сказал выше, между серединой 13-го (хеттская надпись) и серединой 6-го веков до н.э. про Ликию толком ничего неизвестно. Из тени она выходит в 540-м году до н.э., когда персы под руководством Кира II завоевали Ликию. Это время называют Династическим периодом.
Классический период начинается в 470-м году до н.э., когда Афинский морской союз изгоняет персов. В 430-м году до н.э. персы снова возвращают себе контроль над частью Ликией. И уже в 386 год до н.э. вся Ликия снова переходит под власть персов.
334 год до н.э. Ликию завоевывает Александр Македонский. Это начало Эллинистического периода.
323 - 168 гг до н.э. Ликия "ходит по рукам" межде Птолемеями, Селевкидами и Родосом.
Римский период. 168 год до н.э - 43 год Ликия - автономия под протекторатом Рима. Образуется Ликийская Лига - союз ликийских городов. Тлос входит в число шести самых влиятельных городов Ликийской лиги. 43 год - Ликия становится частью Римской империи.
330 год - переходит "по наследству" Византии. В 13-м веке Ликию завоевывают турки-сельджуки. Кое-что от них в Тлосе раскопали, но уже явно город пришел в полный упадок. С середины 15-го Ликия входит в Османскую империю. И только в 19-м веке европейцы переоткрывают Тлос для науки. С 2005-го года здесь ведутся археологические раскопки.
Я привел хронологию, чтобы было понятнее, к какому периоду относится постройка. Тлос сохранил следы всех этих периодов. И, хватит истории, давайте уже прогуляемся по зоне археологических раскопок.
После провала в Патаре, где мы в полдень сжарились под солнцем и не смогли осмотреть все развалины, в Тлос решили приехать прямо к открытию. Но турецкое сентябрьское солнце оказалось непросто обмануть. В 10 утра оно уже нормально так палило. Но все-таки было немного прохладнее. Тем более, что Тлос расположен выше в горах, чем низинная Патара.
На входе в ларьке с билетами я прикупил книгу об истории Тлоса. Не скажу, что она обязательна для короткой прогулки. Тлос - компактный и очевидный по логистике внутри раскопок, что-то пропустить тут невозможно. Плюс есть информационные таблички на основных достопримечательностях. Книга слишком академичная, для короткой прогулки явно избыточна. Но полезно для людей с бедной фантазией типа меня, там есть картинки с реконструкций объектов.

Карта раскопок Тлоса.
1. Акрополь
2. Дома
3. Ликийские стены
4. Римские стены с воротами
5. Эллинистическая стена
6. Стадион
7. Торговые помещения
8. Палестра
9. Малые бани
10. Большие бани
11. Храм Кроноса
12. Базилика
13. Театр
14. Агора
15. Современные жилые дома
16. Ликийские гробницы

Входим в зону раскопок через уцелевшие городские ворота. Это примерно, где на карте находится цифра 3. Ворота на самом деле 5-го века, т.е. Византийского периода. В это время горожане забросили старую античную часть города и переехали повыше на гору. Прямо под древнее кладбище. Они защитили свой новый небольшой городок новой стеной.

От этого византийского периода сохранились развалины нескольких зданий. Чуть подальше за ними есть еще одни ворота, но я не нашел.

С одной стороны новый город ограничивал стадион с другой скала с гробницами. Это примерно 2 и 3 на карте.

Пока еще не совсем пекло, решили подняться на самый верх в бывший Акрополь Тлоса. На его месте в начале 19-го века османы построили крепость. Так что стены на фото - относительно новые, но из материалов античных построек. Замок принадлежал местному феодалу Али Ага по прозвищу Кровавый. Путеводитель не объясняет за какие заслуги он его получил, но, видимо, был не самый приятный тип.
На этом же фото видны ликийские гробницы. Тут их два типа. На ближнем плане -саркофаги, на заднем - скальные гробницы.

Саркофаги в Тлосе - классического ликийского периода (5-4 вв до н.э.). В римские времена в Ликии также использовали гробницы такого типа, но у них была немного другая форма крышки. Никаких надписей и барельефов на них не уцелело.

Сразу за саркофагами начинаются ликийские гробницы в скалах.

Их два типа. На фото тип гробницы, которая фасадом повторяют деревянные жилища в этом регионе. Когда-то гробницы имели массивные сдвижные двери.

Храмовая гробница тоже есть в Тлосе. Чуть позже покажу ее. Она тут самая знаменитая.


Внутри несколько ниш для покойников. "Интерьеры" все очень простые. Но в некоторых уцелели надписи на ликийском языке. В этом некрополе жителей Тлоса хоронили на протяжении 600 лет. Т.е. от классического до римского периодов. Интересно, что даже в римских гробницах попадаются надписи на ликийском. Т.е. некотороые гробницы использовались несколько раз на протяжении веков. При этом старые ликийские надписи не сбивали.
Но уже, начиная, со времен Александра Македонского ликийцы стали переходить на греческий. Последняя надпись на ликийском относится примерно к 300-му году до н.э.

Мы были почти первыми в Тлосе, но постепенно стали подъезжать групповые экскурсии. Правда, многие ограничивались общим видом на Тлос с дороги, без прогулки по развалинам. Дальше всех везут в каньон Саклыкент, которое тут относительно рядом.

Карабкаемся повыше. Тут уже начинаются виды на долину.


Чтобы забраться наверх в Акрополь и Османскую крепость надо обойти скалу с северной стороны.

Там где развевается турецкий флаг, находился Акрополь Тлоса. Сейчас мы туда поднимемся.

Подъем - довольно опасное занятие. Камни отшлифованны за века. Где-то ширина прохода метра полтора, а по бокам пропасть. Пришлось крепко держать ребенка.

Но цель достигнута. Можно осмотреться вокруг. Высота примерно 515 м над уровнем моря.

Собственно весь Тлос на одном фото. На первом плане стена крепости османского периода. За ней византийская стена и огромный стадион. В центре стадиона бассейн. За ним торговые галереи с главной улицей. Потом Агора и совсем вдали театр Тлоса. Справа перед театром развалины византийской базилики и римских бань.

В древнегреческом не силен, извините.

Акрополь - наиболее древняя часть Тлоса. Мой путеводитель утверждает, что там можно найти следы построек 5-го и даже 6-го вв до н.э. Увы, в начале 19-го века османы построили тут крепость. Так что на мой взгляд дилетанта понять, где тут древность Акрополя, а где остатки замка Кровавого Али невозможно.

От Кровавого Али осталось еще одно монументальное строение. Это гигантская конюшня. Она даже была двухэтажной.

В отличие от других древних городов, которые я успел посмотреть (Каунос, Антифеллос, Патара), Тлос расположен довольно далеко от моря. Вокруг плодородная долина, а за ней возвышаются горы.

Где-то там за горами на юг от Тлоса находится ущелье Саклыкент.

Остатки замка Али Ага.

Постепенно начинает припекать. Пора спускаться с Акрополя вниз. Ловим редкую тень по дороге вниз.

Я так мчался вниз с горы Акрополя, что пролетел мимо очень интересного скального святилища. На фото оно на переднем плане справа. Путеводитель утверждает, что оно относится к раннему классическому периоду. На стенах есть барельеф всадника с копьем, очень похожий на такой же в гробнице Беллерофонта.



Но есть тут и более уникальный барельеф. На одной стене высечен бык. Это значит, что скорее всего святилище было посвящено ликийскому богу неба и грома Trqqas. В него ликийцы верили еще во времена хеттов. Т.е. тут уникальный пример архаики. Занятно, что ликийцы сохранили древнюю веру в Trqqas даже в римский период. Просто они стали поклоняться Кроносу, которого считали эквивалентом своего родного бога. Пол святилища тоже интересный. В скале высечено множество правильных углублений.
Где-то в этом месте путеводитель также рекомендует отыскать мощную стену раннего классического периода (т.е. 5-ый век до н.э.). Из таких древностей в Тлосе уцелело только несколько гробниц и саркофагов.

И мы как раз спустились на уровень ликийских гробниц. Здесь они уже явно побогаче, чем те, которые я показывал выше.

Впрочем, внутри все также скромно. Древние гробницы имеют высеченные в скале ниши, более поздние римского периода - обычно из кирпичной кладки.

Пример более поздней гробницы с кирпичными "отсеками".


У некоторых гробниц два уровня. Внешний фасад, а за ним высечен или выложен из камней еще один.





Некрополь Тлоса, конечно, потрясающий. Я показал на фото только часть древнего кладбища. Путеводитель пишет, что гробницы в скалах стали вырезать в начале классического периода. До этого на вершине скалы существовала только крепость правителя династического периода.
Т.е. гробницы здесь 5-го века до н.э. и более поздние. Фасады одних вырезаны прямо в скале, у других выложены из каменной кладки. Есть и простые гробницы в виде ниш без фасада. Еще раз напомню, что фасады повторяли деревянные дома ликийцев.

Одна из гробниц Тлоса уникальна своими барельефами. На них изображена битва воинов в полном вооружении. Путеводитель датируют ее поздним классическим периодом, т.е. где-то 350-й год до н.э.

Показав семье самое интересное, т.е. древнее кладбище Тлоса я отправил их отдыхать в тени придорожного кафе. Ребенок сразу нашел себе занятие. А я пошел дальше исследовать раскопки Тлоса.

Главная моя цель была найти гробницу Беллерофонта. Для ее поисков пришлось выйти далеко за зону раскопок и прогуляться по шоссе, ведущему к Тлосу.

Беллерофонту как-то не повезло. Сейчас все знают только Геракла или Персея. А ведь в античные времена Беллерофонт был не менее популярен. Но в эпоху Возрождения он как-то выпал из списка возрожденных античных легенд. Ну, и далее уже пошло по накатанной. Даже его Пегаса художники стали отдавать Персею.
Беллерофонт был сыном царя Коринфа Главка и внуком знаменитого Сизифа. Беллерофонт случайно убил своего брата, и ему пришлось скрыться в Тиринфе у царя Прата. Беллерофонт сватался к дочери царя еще до убийства брата. В общем, Прат его давно знал и хорошо принял.
Хорошо приняла героя и жена царя. Так хорошо, что захотела его совратить, но безуспешно. В качестве мести царица оклеветала Беллерофонта перед мужем. Якобы он сам к ней приставал. Гостя и старого друга Прат не решился казнить. Для казни он отправил Беллерофонт своему тестю царю Ликии Иобату. Свою деликатную просьбу он изложил в письме.

Иобат тепло встретил гостя от своего тестя из далекого Тиринфа. Вполне возможно, что встречал он его именно в Тлосе. Девять дней они пировали с Беллерофонтом, а не десятый Иобат решил прочитать письмо. Упс. Теперь казнить Беллерофонта было бы нарушением закона гостеприимства. Иобат придумал такой ход. Он поручил Беллерофонту убить Химеру - трехголовое огнедышащее чудовище с головами льва, телом козла и хвостом змеи. Этот монстр много лет угрожал Ликии.
Беллерофонту помогла справиться с Химерой сама Афина. Она подарила ему крылатого коня Пегаса. Напомню, что Пегаса родила Медуза после того, как ее убил Персей. Медузу изнасиловал Посейдон, и в момент ее убийства Персеем она была беременна. На крылатом коне Беллерофонт легко справился с Химерой.

Дальше он по заданию Иобанта покорил племена селимов и амазонок. После чего царю Ликии пришлось не казнить, а миловать. Иобант даже отдал Беллерофонту в жену свою дочь. У них были дети, а внук Беллерофонта Главк стал одним из предводителей ликийцев в Троянской войне.
Вся эта sucсess story вскружила голову герою. Он решил на Пегасе подняться на Олимп. Зевс был очень разгневан и подослал к нему овода. Укушенный оводом Пегас сбросил Беллерофонта на землю. Хромой, слепой и всеми покинутый герой скитался по Алейской долине до самой смерти. Будучи слепым стариком, он примирился с богами и осознал свою гордыню. Так-то.
Гробница Беллерофонта находится немного в стороне от основного массива гробниц Некрополя. На фото она в правом нижем углу. Сама гора называется скала Титанов.

Гробница Беллерофонта похожа на храм. Это еще один распространенный в Ликии тип гробниц. Конечно, здесь захоронен не сам герой. Но ее владелец явно ассоциировал себя с ним. Внутри гробница богата украшена барельефами. И главный из них - изображение Беллерофонта на Пегасе, убивающего Химеру. Также сохранилась надпись на ликийском. Из нее понятно, что тут похоронен правитель Тлоса по имени Хриксттибили (напоминает грузинскую фамилию).

Из интересного еще рельеф на фронтоне. По бокам два льва, в середине бог с топором и пучком молний. Это ликийский бог грома Trqqas. Показательно, что у хеттов был его полный аналог Тархунт, и изображали его точно также. В книге про Тлос пишут, что это старейшая гробница Некрополя. Ближе к началу 5-го века до н.э.
Тархунт является богом грозы, отвечающим за различные погодные явления, такие как гром, молния, гроза, дождь, облака и бури. Кроме того, он управляет небом и горами. Поскольку именно Тархунт решает, будет урожай или засуха и голод, он стоит во главе хеттского пантеона.

Было очень соблазнительно попасть в гробницу Беллерофонта. Но, путь к ней совсем неочевиден. Пишут, что тропинка размечена. Но я ее следов не обнаружил. В любом случае, времени было немного, и я решил потратить его не на поиски дороги, а не осмотр остального Тлоса.

Я начал подниматься обратно к зоне раскопок.


Тлос уникален на фоне других городов Ликии своим огромным стадионом. Его длина 148 метров, т.е. в полтора раза больше футбольного поля. Скорее всего он был построен еще в эллинистический период. Но затем перестроен в римский. Хорошо сохранилась одна трибуна у подножия Акрополя.
Чуть выше трибун виднеется стена бывшего здания Булевтерия или парламента. По бокам от него стены византйиского периода. В центре стадиона находится длинный бассейн. Его глубина около метра. В самом начале - фонтан. Вряд ли там соревновались пловцы. Скорее всего бассейн служил для религиозных церемоний. Но точно его назначение неизвестно.
На месте стадиона проводились раскопки. Именно тут нашли больше всего артефактов Бронзового века и даже более ранних периодов. Похоже, что именно на месте стадиона был центр древнего Тлоса.

Трибуны и византийская стена. В византийский период большая часть античного Тлоса была заброшена и жители переехали повыше. Трибуна стадиона за которой возвели стены, стала границей города.

В римский период стадион по периметру огородили красивой галерей с колоннадой. Кое-что от нее уцелело.

Реконструкция стадиона и окрестностей.

Здание Парламента Тлоса (справа) чуть крупнее. После династического периода с местными сатрапами в Ликии наступила демократия. Дадим слово римскому историку и географу Страбону, вот так он описывал советы ликийцев.
Жители каждого города сходятся на общее собрание, выбрав подходящий для этого по своему усмотрению город. Самые большие города располагают каждый 3 голосами, города средней величины — 2, а прочие — 1. В таком же отношении они выплачивают подати и несут прочие государственные повинности. В собрании совета прежде всего выбирают «ликиарха», а затем других должностных лиц союза. Суды они также назначают сообща.
В прежние времена они обсуждали вопросы войны, мира и союзов, теперь же, естественно, это не допускается (так как эти дела неизбежно зависят от римлян), за исключением, быть может, тех случаев, когда римляне разрешают такие обсуждения или это полезно для них самих. Таким же образом они выбирают судей и должностных лиц от каждого города соответственно количеству голосов. При таком прекрасном государственном устройстве они даже под господством римлян сохранили свободу и отцовские владения.

От стадиона к Агоре вели монументальные ворота.

По бокам от ворот, между стадионом и палестрой располагались торговые галереи (на самом верху плана). Перед галереями проходит главная улица Тлоса. Сохранилось ее мощение. Дальше постройки эллинистического и римского периодов.
Схема этой зоны раскопок на картинке ниже.
https://www.lycianmonuments.com/tlos/

Справа от Агоры, за стадионом и магазинами возвышалась огромная базилика. Она была построена в византийский период, как христианский храм. Сам этот район был уже подзаборшен, но видимо внутри крепостных стен места было мало. Поэтому базилику поставили на месте бывшей римской палестры и агоры за чертой города.

В Тлосе был свой епископ. Т.е. это важный христианский центр Ликии. Епархия просуществовала тут до 12-го века. Известны даже имена некоторых епископов. Они принимали участие в соборах, в т.ч. во Вселенских.

Реконструкция базилики Тлоса.


А вот этот небольшой храм - уникален для всего региона. Судя по надписям римского периода, он был посвящен Кроносу. Его культ был широко распространен по всей Ликии. Скажем, его изображение есть на ликийских монетах. В честь него в Ликии проводили праздники Кроний. Но храм найден только в Тлосе.
По некоторым архитектурным деталям храм относят ко 2-му веку н.э. Как я писал выше, ликийцы, похоже, отождествили Кроноса со своим древним богом грома и молний Trqqas. Правда, странно, почему не Зевса/Юпитера? И в римский период продолжали поклоняться ему под видом Кроноса в этом храме.



Переходим к римским баням. Неплохо уцелели две бани: большая и малая. Вид на развалины римских бань со стороны Акрополя. Справа большие бани, в центре - малые. Слева от малых бань - площадь Палестры.

В большой хорошо читаются все три помещения. На первом плане: прохладный фригидарий. Затем идет теплый терпидарий, и в самом конце горячий кальдарий. В них под полом уцелела система отопления.
Большие бани были заброшены в 3-м веке н.э. Затем в византийские времена терпидарий и кальдарий переделали под церковь. Большие бани, пожалуй, лучше всего сохранившееся строение Тлоса после театра. Может, турки надумают его восстановить. Внутрь сейчас не попасть, т.к. их огородили сеткой.

Кальдарий больших бань, который стал византийской церковью.

Малые бани примыкали к Палестре. Позанимался спортом и в баню (или наоборот). Вообще, в Ликии Палестр найдено не так много. Тлос вообще кажется городом со спортивным уклоном. Тут и огромный стадион, и спортплощадка для простых жителей. В малых банях толком сохранился только терпидарий



Из окон малой бани открывался вид на стадион и Акрополь Тлоса. Как и большие, они были заброшены в 3-м веке.

Перед театром располагалась обширная Агора. От нее почти совсем ничего не осталось. На ее месте были поля, т.е. за века тут все перепахали, а затем еще построили асфальтовую дорогу. Уцелели только несколько магазинов Агоры рядом со стадионом. На фото они на ближнем плане по бокам от ворот стадиона.

Театр Тлоса - один из лучших в Ликии. Как и в Патаре, он вмещал примерно 6000 зрителей. Обычно вместимость театра - хороший показатель численности населения города. Рядов тут было даже больше, чем в Патаре. 36 против патарских 33. В центре ложа для почетных зрителей.
Как и в Патаре на сцене был устроен небольшой дорический храм. Театр богато украшен статуями и барельефами. Кое-что уцелело. Но большинство декора увезли в музей Фетхие. Путеводитель относит театр к концу 3-го века до н.э. Затем он был сильно перестроен уже в римские времена.

Увы, посмотреть поближе не получилось. Театр турки активно восстанавливают. При мне работал кран и бегали рабочие. Они же замахали мне руками, когда я хотел подойти поближе. "Мрамор башка попадет, совсем мертвый будешь."

Уже начиналась полуденная жара, и пора было забирать семью из кафе и ехать в прохладный Саклыкент. В целом, я на этот момент уже выполнил всю программу по Тлосу. Зона раскопок тут довольно скромная. Если быстро ходите, то можно все обойти за час-полтора. Но, конечно, рекомендую посетить. Есть несколько эффектных развалин, атмосферный некрополь, плюс повод немного погрузиться в древнюю историю.

Нажмите, чтобы увидеть оглавление всех рассказов о моих путешествиях
(с) kolllak.livejournal.com
|
</> |