Отождествление, или Мы и порноботы: выход из тупика
palaman — 09.12.2023При этом он плохо контролирует свою собственную психику даже там, где вполне осознаёт её. Границу между Я и не-Я разумнее проводить не по принципу осознания, а по принципу контроля.
Итак:
Человек не замечает своего демона потому, что отождествляет себя с ним. "Моя тёмная сторона это тоже Я". Что такое отождествление? Это психотехника, обещающая подчинить самоконтролю то, что тебе по сути неподконтрольно. Граница между Я и не-Я проходит между тем, что от меня зависит, и тем, что от меня не зависит, что я принимаю как данность.
Но ведь как данность человек может принять, что угодно. И что угодно может при желании ощутить своим, приняв это как данность. Так Я может стать и становится частью Мы — отождествляя себя с этим Мы. Понятие "своё" и "чужое" условны, как и границы нашего Я и Мы. Тут важно отметить, что Мы это очень важная часть психологического механизма, едва не первичная в отношении Я: сначала появляется Мы, а потом уже Я. Собственно Я это и есть недифференцированное Мы — такое Мы, которое (пока) нет оснований подразделять на части. А затем при желании можно и разделить при помощи анализа: в любом Я можно выделить отдельные части, таким образом переосмыслив это Я как Мы.
Мы и Я очень глубоко связаны между собой и взаимообусловлены. На старте младенец вообще не отделяет себя от матери, и основа его мироощущения это именно Мы. Если постфактум анализировать, то это первичное Мы состоит из трёх частей: Я + Мать + Бог, которые младенец отождествляет. Пока он во чреве, это отождествление естестввенно, другого варианта у него и нет. (Поэтому Христу угодно было родиться не от кого попало, но и именно от Богородицы.) С возрастом у человека появляются другие Мы, которые уже не включают в себя Мать. В нормальной семье этого новое Мы появляется очень быстро, через отождествление с Отцом (Мы = Я+Отец). Только тогда и может появиться собственное Я, осознающее себя отдельным от Матери, и начать самостоятельное путешествие.
Собственно Я это просто-напросто пересечение разных Мы данного человека. Психология XX века много внимания уделила Я и, как мне кажется, недостаточно изучала Мы, отдавая его на откуп социологии. Но если я не ошибся, и Мы это действительно основа Я, то и невозможно по-настоящему разобраться с Я, минуя Мы. Даже если мы не желаем понимать бессознательное так, как понимали его древние — как невидимый мир, населённый духами и богами — то индивидуальная психология не может не начинаться с социальной психологии, ведь даже в полном одиночестве Я должно наладить какие-то отношения со своим собственным бессознательным.
Основа современной философии — отождествление Я с Бессознательным. Современный человек просто по определению принимает всё, что он наблюдает в духовном мире, за проявления своего собственного Я. К примеру, для нас сегодня сновидения это Мои сны, продукция Моего мозга, и далеко не каждый современный человека способен выйти за рамки такого отождествления. Преимущество такой философии в её обещании когда-то в будущем подчинить психику контролю, который понимается как самоконтроль. Ожиданием этого будущего и живёт современный человек, порой вынужденный обращаться за помощью к психологам, специалистам по самоконтролю. Которые учат его, что именно ради самоконтроля и надо перестать себя контролировать, доверившись
Недостатком этой философии является слабое, дряблое Я, почти не способное к самоконтролю. Полный самоконтроль мыслится где-то в будущем, а пока Бессознательное контролю поддаётся крайне неохотно. Противоположной крайностью является Античная философия, в которой Я предельно твёрдо и конкретно, так как за Я здесь принимается лишь то, что полностью подконтрольно, а всё неконтролируемое осмысливается как действие внешних по отношению к Я сил, иных субъектов (духов и богов), взаимодействие с которыми и является основным содержанием психической жизни. Основываясь на этой философии, поэт или музыкант понимает своё вдохновение как нашествие духа:
Жизнь, кажется, висит на волоске.
Что почести, что юность, что свобода
Пред милой гостьей с дудочкой в руке.
Внимательно взглянула на меня.
Ей говорю: «Ты ль Данту диктовала
Страницы Ада?» Отвечает: «Я!».
Для талантливого поэта полный самоконтроль лишён смысла: если я знаю, как делать стихи, то чем я отличаюсь от нейросети? Появление "сильного ИИ" знаменует собою начало высшего этапа современной цивилизации, при котором загадка человека кажется окончательно раскрытой. Наконец-то Я добилось полного самоконтроля... Нет, извините: не Я, а всего лишь Мы. Но зато какого!
Цитирую:
Посмотрите короткий репортаж (https://www.youtube.com/watch?v=kVu3_wdRAgY) от CNN про набирающий обороты сервис «виртуальных девушек», которые общаются с тобой голосом при помощи AI. Изучают тебя, запоминают, что тебе нравится, твои особенности. Выстраивают с тобой диалог так, чтобы тебе было максимально интересно. И всего лишь за $9.99 в месяц еще и эротические фотографии будут тебе прислать. Чтобы по-максимуму тебя удовлетворить.
Некоторые уже открыто признаются, что виртуальная женщина это лучшее, что с ними в жизни случалось (Business Insider (https://www.businessinsider.com/dating-ai-chatbot-replika-artificial-intelligence-best-thing-to-happen-2023-2)). Вот с этим вот и предстоит бороться нашим мизулиным. И это вам не Шалот и не Моргенштерн. Русская версия такой штуки просто вырубит нахер всех школьников из реальной жизни. Реальная жизнь будет тупо не нужна.
Женщины не нужны. Дети тоже. Ничего не надо.
Порнография удовлетворяет мальчиков доширак-сексом.
Скоро ИИ будет удовлетворять их доширак-эмоциями и поддержкой (вместо претензий от реальных женщин, с которыми «сложно»).
А когда ИИ сможет прямо на смартфоне делать генеративное порно (с нужным сюжетом и лицом), то всё — это конец. Осталось не долго.
Нищепанк шагает по планете. И никто к этому не готов.
И родители не готовы не только в плане воспитания детей (вообще 0%), но и даже сами они, скорее всего, будут на такое активно подсаживаться.
Все возрасты.
Это будет эпично.
Конец цитаты.
Да, всё происходит ужасающе быстро. Я надеялся, что хотя бы мои внуки успеют вырасти. Но нет, не успеют. А будет вот что: Инсайд о роботах: что нас ждёт.
Погодите, но это же обман? подмена понятий? Мы начинали с обещания, что Я полностью подчинит свою психику своему собственному контролю. Разве современный человек для того отождествлял себя со своим собственным Бессознательным, чтобы в итоге оказаться биологическим придатком очаровательного виртуального порнобота? Читать её стихи и радоваться её серебристому смеху по ту сторону монитора?
Обман, но только отчасти. Да, наше Я не справилось с задачей, зато с нею отлично справилось наше Мы, вооружённое всей мощью современной цивилизации. Да, ты по-прежнему себя не контролируешь, зато Мы отлично тебя контролируем, так что ты будешь доволен и попросишь ещё.
> А варианта для женщин ещё не придумали?
Женщина иначе переживает сексуальность. Зрелище для женщины не так важно, как для мужчины, и на то есть глубокая причина. Ведь главная часть сексуального акта совершается внутри женщины и переживается ею как внутреннее действие — в то время как для мужчины всё происходит вовне. Поэтому женщины реже и не так глубоко подсаживаются на порно.
А вот эмоционально женщину можно зацепить. Увы, и наверняка зацепят.
> Опасно, да. Это же по сути—цифровой наркотик. Угодливая доза дофамина в любое время без проблем и помех. Хотя, на мой скромный взгляд, тому, кто успел вкусить близости с живым человеком эта ловушка не особенно опасна. Но признаю—многие могут в неё попасть.
Да, дети — главная мишень. Но и по взрослым долбанёт будь здоров. Дьявол использует скрытые психологические проблемы, которые есть почти у каждого.
> Согласен. Взрослый в обычном состоянии пройдёт мимо такого сервиса, а вот человек в душевном раздрае, если он не молится, не стремиться жить христианской жизнью, запросто попадётся. Точно как это бывает с алкоголем и другими веществами. А в целом впечатление примерно такое: "В городе появились фальшивые ёлочные игрушки. Они выглядят как настоящие, только радости от них нет" [С. Лукьяненко. Ночной Дозор]
> У этих виртуальных подружек есть одна особенность - они, как сказать, они по поведению максимально женственны. Ну то есть в реальной жизни пообщается парень с феминистками, с сильными и независимыми. А потом пообщается с виртуальной, но с женственной. И сделает сравнение далеко не факт что в пользу "живых".
> Ну проблема то не новая. Нездоровая любовь/одержимость к аниме-девочкам у забитых и брошенных юношей уже давно встречается. А если смотреть ещё раньше, то увидим любовь к выдуманному образу Прекрасной Дамы. Данте и та же Беатриче.
Да, верно.
Первоисток всех этих проблем — античное манихейство и средневековое богомильство, постепенно вошедшее в состав европейской культуры. "Идеальное выше материального", образ человека лучше человека из плоти и костей.
Ну, вот и докатились до идеальных киберлюбовниц.
Но ведь всё могло бы пойти и в другом направлении, которое я наметил в заметке Лекарство от наивности, а затем развил в Темнице материального. Если уж отождествляться с Бессознательным, то не по-детски.
Почему современный человек только психику решил считать частью своего Я? Почему не включить в состав Я заодно и материальный мир? Давайте тогда уже примем за аксиому, что всё совершающееся совершается по Нашей воле. Эта философия намного более красива и внутренне логична, чем популярное сегодня половинчатое решение, а котором Я ограничивается лишь психикой, считая материальный мир внешним по отношению к Себе. Итог развития этой философии нам сегодня уже понятен, но по сути дела он был заложен в самой её основе: если материальный мир это не Я (и тем более не Мы), то Бог, Творец этого мира, сразу исключается из нашего Мы. А такие вещи добром не кончаются.
Отрекшись от Православия, европейская цивилизация встала на те рельсы, последовательно двигаясь по которым мы уже почти поехали до порноботов. Но ведь это по-сути-то довольно жалкое достижение. Изначально предполагалось, что мы будем создавать галактики и вообще делать с материальным миром всё, что захотим — а закончилось таким же пшиком, как украинская незалежность. В чём причина? Не в том ли, что вот как раз материальный мир мы исключили из нашего "Мы", рассматривали его как внешний и чуждый нам объект воздействия. Между тем, экспансию надо всегда начинать с расширения границ своего Я. Если бы украинцы начали с того, что вообще-то Россия это неотъемлемая часть их страны (Киевской Руси), вся эта история окончилась бы совершенно иначе.
Потому если уж отождествляться с нашим собственным бессознательным, то делать это надо с размахом! Так, как я это описал в цикле и цикле Магия Власти (см. Очарование свободы). Давайте примем за аксиомы, что Мы контролируем всё, вообще всё. Всё, что совершается в мире, совершается по Нашей воле. А если Мы этого пока не поняли, значит Нас кто-то ввёл в заблуждение, но и это тоже Наша игра, Нам так захотелось, Нам это интересно.
Рассуждая таким образом, Мы не исключаем Иисуса Христа из состава нашего "Мы", и тем самым задаём Нам совершенно иную траекторию развития, двигаясь по которой Мы действительно получаем шанс обрести власть над мирозданием — точнее, вернуть себе своё. Как это вышло, что Мы как будто потеряли контроль над происходящем во Вселенной? об этом повествует библейская история грехопадения: Мы исключили Бога из нашего Мы. А Новый Завет раскрывает нам Путь, идя по которому Мы восстанавливаем свой статус-кво: Бог Сам захотел стать Одним из Нас, приняв на Себя тяжесть проблем, возникших вследствие Нашей ошибки.
Всё новое это забытое старое. Предлагаемая философия стара как мир, хотя и звучит как писк моды постмодерна: "Весь мир Моё воображение". Ну, во-первых, не Моё, а Наше. В самом деле, если Я могу всё и Ты можешь всё, то Нам ни к чему отделяться друг от друга. Однажды я выразил мысль, что правильное, православное Мы не может не включать в себя Иисуса Христа. Но если верно, что Я это пересечение разных Мы, то эта мысль нуждается в коррекции. В самом деле, если человек не имеет ни единого Мы, которое не включало бы в себя Иисуса Христа, то он и не может осознать своё Я отдельно от Христа. Это очевидным образом неверно, иначе невозможной стала бы Иисусова молитва, в которой я прошу Иисуса Христа помиловать «меня грешнаго».
Истинное самосознание невозможно без того, чтобы сознавать Я отдельной личностью, которой может быть свойственно нечто чуждое Христу, например, грех. Эта проблема разрешается Духом Святым: в Нём человек может переживать себя как Я, не отделяясь от Истины. В самом деле, если всемогущее Я у Самого Иисуса Христа сознаёт Себя, не смешиваясь с Отцом — тем более моему Я неуместно смешиваться с Ним, иначе это привело бы к новому самообману. Тайна Троицы оказывается необходимым фундаментом истинного самосознания, так как в Боге Я, Ты и Он это единое (что невозможно в двоице): Бог Сам является для Себя Другим. Но здесь граница возможности рационального познания, ведь Я это основа рационализма.
В Духе Святом Я имею возможность осознать Себя отдельным от Христа, пусть даже пока отделённым от Него грехом — но не лишаясь при этом единства с Ним во благодати. И это начало покаяния (= изменения ума, метанойи, изменения сознания). Если Нам предстоит обОжение, значит в какой-то момент Нам предстоит по-настоящему осознать: всё, что совершалось и совершается во вселенной, совершается по Нашей воле. Нашим благоволением или Нашим попущением. Потому правильная граница между Мы и не Мы должна проходить как раз между благоволением и попущением. Чужое — это то что Бог позволяет, но Сам в этом не участвует. Но реальность покорна Богу, потому всё реальное — наше. Все лукавые намерения — чужие, так как им не суждено осуществиться. Таковы границы Нашего истинного Мы.
Нарушая эти границы, принимая помыслы нечистых духов за свои собственные мысли, Я расширяю границы своего Я на область Божественного попущения, и этим создаю себе все проблемы — точнее даже, не создаю, а воспринимаю в себя чужие проблемы нечистых духов. Потому что нечистые духи отвергли волю Бога о самих себе, добровольно сузив своё Мы так, что реальность или по крайней мере часть реальности уже воспринимается ими как нечто чуждое. Их родная стихия это иллюзия, а реальность им чужда, так как принадлежит Богу, которого они отвергли. Так и Мы, расширяя своё Мы на область иллюзий, неизбежно отрекаемся от части реальности, отвергая её как нечто чуждое Нам: неправильное, ошибочное.
Вот на этот-то ошибочный путь и встало европейское человечество, приняв психику за Я, а материальный мир из Я исключив. Кто и когда увёл Нас от Православия, толкнул Нас на этот ложный путь — тема для отдельного исследования. Впрочем, ответ на этот вопрос почти очевиден. Ну для кого материальный мир чужд, а "мир идей" (то есть, психика) — свой родной? Для неоплатоников? Для древних манихеев? для средневековых богомилов? Вот с них-то всё и началось. Осталось лишь понять, каким путём они впрыснули свой яд в тело Церкви, сначала отторгнув от него Католичество, затем отторгнув от католичества протестантизм (особенно в форме кальвинизма и безумного пуританства) — ну и далее везде, вплоть до французского революционного культа Разума (см. За пределами гуманизма), призванного овладеть тёмной материей. Ну, а материализм это профанная часть этого культа, рассчитанная на толпу (см. Материализм и культ Матери, а также Неестественное в материализме).
См. также Либидо революции и Внутреннее христианство
|
</> |