Отношение РПЦ к науке


А как же относится РПЦ к науке сейчас? - подумал я и запустил поиск слова "наука" в тексте
Основы социальной концепции Русской Православной Церкви ( Документ принят Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви (13-16 августа 2000 г., Москва, XXС)
И, представляете, что я там нашел? Цитирую:
значительное число людей не перестают верить(sic!) во всемогущество научного знания. ... является общеизвестным фактом, что во все времена, включая и настоящее, многие самые выдающиеся ученые были и остаются людьми религиозными
Жаль, очень жаль, что выдающиеся ученые не были названы поименно) Кто бы это мог быть? - подумал я и начал вспоминать об отношении православия к ученым вообще и науке в частности. Надо упомянуть, что все печатные издания в Российской Империи проходили т.н. "духовную цензуру".
В 1740 году по инициативе М. Ломоносова была издана книга Фонтенеля «Разговор о множестве миров». Священный синод признал книгу «противной вере и нравственности», книгу изъяли и уничтожили.
До 1815 года печаталось школьное пособие «Разрушение коперниковской системы», в котором автор называл гелиоцентрическую систему «ложной системой философической» и «возмутительным мнением».
Последним произведением, в котором критиковалась гелиоцентрическая система, стала вышедшая в 1914 году книга священника Иова Немцева «Круг земли неподвижен, а солнце ходит».(может, этого ученого имел в виду Юбилейный Собор?)
В 1879—1880 годах запрещена и сожжена книга Геккеля «История племенного развития организмов».
В 1890 году запрещена и уничтожена книга С. Альберта «Чарлз Дарвин и его учение», которую духовные цензоры называли «катехизисом материалистического отрицания религиозных идей»
В 1902 и 1906 годах были сожжёны два тиража книги Геккеля «Мировые загадки», так как в книге «красной нитью проходила идея животного происхождения человека»
В 1866 году Петербургский митрополит Исидор попросил Синод сослать физиолога и мыслителя И. М. Сеченова «для смирения и исправления» в Соловецкий монастырь «за предерзостное душепагубное и вредоносное учение».
В 1830 году духовная цензура за наличие идей, «противных христианской нравственности, правительству и религии» запретила «Обеденные беседы» Гольбаха.
В 1890 году уничтожены «Сатирические и философские диалоги» Вольтера, а в 1893 — его поэтические произведения, в которых были найдены «антирелигиозные тенденции»
В 1850 году не допущена к печати статья В. Гутцейта «Об ископаемых Курской губернии», так как в ней «мироздание» объяснялось «по понятиям некоторых геологов, вовсе не согласных с космогонией Моисея».
В 1866 году из библиотек ряда учебных заведений изъяты книги по геологии, признанные «вредными и нигилистическими».
В 1901 году харьковский епископ Амвросий писал, что развитие науки приводит к росту неверия, учёных же он называл «опаснейшими врагами церкви»
В 1914 году запретили работу Энгельса «Принципы коммунизма», а в 1915 — признали «кощунственной» работу «От классического идеализма к диалектическому материализму»; весь тираж этой книги был уничтожен
Архиепископ Казанский и Свияжский, ректор Киевской Духовной Академии Антоний (Амфитеатров) называл «дьявольскими» и «богопротивными» железные дороги, газовое освещение и телеграф. Близкие мысли высказывал Епископ Леонид (Краснопевков), писал «Железные дороги прямо действуют на мозг. Дороги и телеграфы заставляют голову слишком быстро работать»
Архимандрит Феофан (Говоров), ректор Петербургской Духовной Академии писал об открытой «враждебности» технического прогресса христианской истине. Феофан прославлен в лике святых на Поместном Соборе РПЦ в 1988 году.
Но это было давно. А сейчас, наверное, православные покаялись, полюбили науку и технический прогресс?
Ведь и в ответ на письмо десяти академиков, РПЦ объявила, что «Русская православная церковь и в прошлом признавала и ценила науку, и в настоящем признает и ценит её»?
Давайте оценим сами.
Современные православные науки:
психология: http://dusha-orthodox.ru/
медицина: http://rpmp.ru/
психиатрия: http://lib.eparhia-saratov.ru/books/01a/avdeev/psychiatry/contents.html
из последней ссылки процитирую, не могу удержаться, уж больно душевно:
Будучи врачом психиатром-психотерапевтом, я убежден, что моя практическая деятельность, в основе которой - диагностика и лечение пограничных нервно-психических нарушений, душевная поддержка и утешение обращающихся за помощью людей, не может быть вне моего собственного мировоззрения, вне спасительного лона Православия.
Книга, надеюсь, будет полезна коллегам-врачам, в чьих сердцах есть искра веры Христовой, и всем тем, кого интересуют проблемы психического здоровья.
|
</> |