Отнимите жемчуг — останутся слезы (М. Цветаева). Часть 2

Самыми опытными ныряльщицами за жемчугом слыли японские ама, которые ныряли без какого либо снаряжения, только в набедренных повязках, очках и головных платках, украшенных символами, призванными отгонять зло и приносить удачу. Термин "ама" восходит к 750 году нашей эры, и хотя традиция все еще сохраняется, большая часть культуры ама со временем уходит, но ама все еще продолжают нырять.

Утагава Кунинао
Созданием культивированного жемчуга, который стал доступным для более широкой публики, мы обязаны Кокити Микимото, которого прозвали "жемчужным королем". Микимото родился в японской провинции Сима в 1858 году и был старшим сыном владельца магазина удон. Когда его отец умер, Микимото, еще будучи подростком, взял на себя ответственность содержать свою семью. В детстве, наблюдая за ныряльщиками за жемчугом, которые выкладывали свои находки на берег, Микимото влюбился в эти прекрасные создания природы.

После многих лет исследований и экспериментов Микимото успешно создал процесс культивирования. В 1888 году в бухте Симмэй была создана первая плантация по выращиванию жемчуга. Микимото вводил инородные тела в раковины устриц, помещал их в бамбуковые корзины и погружал в море. В 1893 году была получена первая жемчужина полукруглой формы. Патент на полукруглый жемчуг был получен 27 января 1896 года.

Прирожденный бизнесмен, Микимото организовал выставки своих украшений из жемчуга в музеях по всему миру. Созданная им компания Mikimoto процветает до сих пор, выпуская как традиционные, так и современные украшения, используя культивированный жемчуг.

Брошь в виде водопада и зеленых сосен на склоне горы. Выполнена из белого и розового золота с пресноводным жемчугом, цоизитом, жадеитом, изумрудом, сапфиром и бриллиантами. Коллекция 2021 года "Японское чувство красоты" (The Japanese Sense of Beauty). В серьгах тоже использован культивированный жемчуг.

Глубокая V-образная форма, как символ силы, подчеркивается мерцающими жемчужинами. Эти украшения создают ощущение современности.
Пресноводный жемчуг не менее прекрасен, чем морской, но стоил дешевле. Это и понятно, добывать морской жемчуг гораздо сложнее, чем речной. К тому же морской жемчуг отличается большей цветовой вариативностью: белый, золотистый, кремовый, зеленоватый, серый, шоколадный и даже черный. Палитра пресноводного жемчуга скромнее, в основном это светлые оттенки: молочный и кремовый. Цвет морских жемчужин равномерный, а на речных часто можно встретить чуть заметные пятна.
Речной жемчуг чаще всего неправильной формы с неровными краями. Морские жемчужины тоже не идеально ровные, но в большинстве случаев круглые или каплевидные.
Но у речного жемчуга большая износостойкость по сравнению с морским. У морского экземпляра перламутровый слой более тонкий. Поэтому речной жемчуг предпочтительнее для ежедневной носки.

The Canning Jewel - кулон эпохи Возрождения, предположительно, был приобретен виконтом Каннингом во время службы в Индии. Сейчас находится в музее Виктории и Альберта.
Моллюскам природа дала возможность строить раковину. Для этого они используют карбонат кальция, который кристаллизуется в виде кальцита и арагонита. Кальцит напоминает мел, поглощает свет и не блестит. Арагонит же свет отражает и дает яркий, красивый блеск. Из более, чем 6000 видов моллюсков только двустворчатые и лишь те, что могут образовывать блестящий арагонит, составляющий перламутр, могут родить жемчужину.
Разные виды моллюсков живут в разной среде, соответственно, по месту обитания жемчуг делится на океанический, морской и пресноводный (австралийский и таитянский жемчуг называют жемчугом южных морей, хотя это как раз жемчуг океанический). Раньше пресноводный жемчуг делился на озерный и речной, но сейчас практически весь пресноводный жемчуг культивируется в озерах, а речной считается винтажным.
Чем больше водоем, тем больше раковина, и тем крупнее родится жемчужина. Поэтому самый крупный жемчуг – океанический. Чем неподвижнее вода, тем меньше моллюска "болтает" в процессе застывания перламутра, и тем ровнее будет жемчуг. Так что самая гладкая поверхность – у пресноводного жемчуга. Чем солонее вода, тем больше жемчужина будет блестеть. Соответственно, самый яркий блеск – у жемчуга морского.

Владимир Куш
Сейчас пресноводный жемчуг идет в основном из Китая. Его культивируют на юге Китая. Раньше этим занималось семь провинций, но борцы по защите природы добились того, что 10 лет назад производство ограничили одной провинцией. Чтобы поддержать фермеров, правительство выделило деньги на развитие научных исследований в жемчужной отрасли, которые привели к так называемой жемчужной революции: жемчуг научились получать без ядра. Сегодня культивированный жемчуг не отличить от природного даже на рентгене. Вместо шарика моллюску делают инъекцию химической смеси и стимулируют выработку перламутра.
Собранный урожай жемчуга поступает в обработку. Жемчужины красивой формы, но неудачного цвета подвергают отбеливанию. 90 % белого жемчуга в мире отбелены. В Китае отбеливальщики работают династиями, каждый хранит в секрете составы, которыми пользуется. Эта работа особенно ценится, а мастера считаются почти небожителями. 80 процентов раствора, в который погружается жемчуг, это перекись водорода.
Есть множество видов окрашивания жемчуга. Например, в черный цвет красят с помощью нитрата серебра. Розовый жемчуг часто бывает натуральным. Серебристый и золотистый – редко родного цвета.

Из трех мешков сырья может выйти всего 20-30 подобранных пар.
До 17 века в России существовал свой, русский жемчуг. Северные реки были жемчугоносными, а жемчужины размером с голубиное яйцо считались лучшими в мире. До 1921 года основным поставщиком речного жемчуга на мировой рынок была Россия. Моллюски в речных ракушках-жемчужницах обитали на глубине от полуметра до одного метра, даже нырять не надо – ходи да собирай.
В былые времена речным жемчугом украшали оклады икон, церковную утварь, одежды и даже ордена.

Считалось, что святые христианские иконы Девы Марии в жемчужных окладах оказывают терапевтическое воздействие. Оклады таких чудодейственных святынь обычно украшены узорами из так называемого половинчатого жемчуга, символизирующего великую скорбь матери, потерявшей сына. А вот скатный жемчуг (жемчужины имеют форму, близкую к идеальной, сферической, а потому скатываются), напротив, считается символом счастья.

Портрет княгини Зинаиды Юсуповой в русском костюме. Константин Маковский
Речной жемчуг на территории Латвии хотя и не удостоился такой славы, как наш янтарь, однако же был вполне известен в определенный исторический период 17-18 веков. Тогда на латвийских реках существовал самый настоящий жемчужный промысел. Первое упоминание об этом относится к 1612 году. Ливонский хронист Дионисий Фабриций упоминал, что на реках края добывалось много речного жемчуга.
В шведские времена назначался даже специальный инспектор по жемчугу, в обязанности которого входило следить, чтобы крестьяне не продавали жемчуг русским купцам. В 1697 году отдельным указом вводилась жемчужная монополия на жемчуг, то есть хозяином всего жемчуга на территории Ливонии провозглашался шведский король Карл XII.
После присоединения Ливонии к России (по условиям Ништадтского мира) хозяином лифляндских жемчугов становится император Петр I. По представлению Берг-Коллегии указом 1721 года "частным лицам запрещалось ловить жемчуг" на территории губерний, указ касался в том числе помещиков или же предусматривал в отношении их некоторые ограничения.
Указом 1722 года помещикам и крестьянам все-таки позволялось собирать жемчуг, "но не иначе как под надзором Правительства".
За большие и хорошие жемчужины "выдавалось соразмерное вознаграждение". Маленькие и низкого качества жемчужины разрешалось оставлять себе. Нарушители правил подвергались денежному штрафу. Так что в былые времена в Гауе можно было насобирать жемчуга на хорошее ожерелье.

Константин Маковский
Михаил Ломоносов в свое время занимался научными изысканиями, связанными с Лифляндией. В 1745 году его попросили дать оценку лифляндскому речному жемчугу, определить, насколько он хорош. Ломоносов отозвался с восторгом, сравнив жемчуг лифляндских рек со знаменитым тогда богемским, и даже составил подробную инструкцию, как лучше его добывать, как определять степень готовности жемчуга в раковине жемчужницы. Однако инструкция, хотя и была писана рукой знаменитого ученого, увы, не соблюдалась, жемчуг по-прежнему добывался хищническим способом, потому уже в следующем столетии стал быстро иссякать.
Сейчас на территории Латвии можно обнаружить шесть видов двустворчатых моллюсков: две беззубки, три перловицы и одну жемчужницу. Жемчуг, если очень повезет, окажется только в жемчужнице. Сегодня жемчужницы – большая редкость, занесенная в Красную книгу, Латвии в том числе. Жемчужницы пропали так же, как пропали многие виды животных и растений. Так что в ближайшем будущем нам придется довольствоваться китайским жемчугом.

"Жемчуг". Сигизмунд Видбергс (1890-1970), один из лучших графиков Латвии первой половины 20 века.
"Жемчуг трогает нас тем же чувством простоты и сладости, что горная ромашка или дикая роза. Это абсолютный дар природы, который человек не может улучшить. Мы переходим от блестящего, ослепительного украшения из бриллиантов или изумрудов к ожерелью из жемчуга с чувством облегчения, и взгляд останавливается на нем с тихим, довольным покоем и восхищается его скромным великолепием, его мягким блеском, заимствованным из его дома в морских глубинах".
Из "Книги жемчуга" Джорджа Фредерика Кунца и Чарльза Хью Стивенсона. 1908 год.

Нитка жемчуга. Уильям Макгрегор Пэкстон
В Британской библиотеке находится рукопись поэмы Pearl, написанной в 14 веке анонимным автором, которого называют "Жемчужным поэтом".
Специалисты описывают это произведение, как "наиболее сложное средневековое английское стихотворение с самой замысловатой конструкцией". Поэма полна символизма.
Начинается она приблизительно так (приблизительно, потому что продираться через старо-английскую "сложную конструкцию" не каждому лингвисту по силам)
"Одно я знаю точно: она
была несравненной жемчужиной, которая добавила бы
света в жизнь любого принца,
каким бы золотым его жизнь ни была.
Никто не смел коснуться ее, она сияла
при любом свете, такая гладкая, такая маленькая —
она была жемчужиной лучше всех остальных.
О, пожалейте меня, когда я потерял ее
в этом саду, где она упала на землю в траву.
Я стою потерянный, пораженный
любовью и утратой. Моя безупречная жемчужина..."
Перевод с адаптированного текста Джейн Дрейкотт.
Дальше рассказчик засыпает и начинает видеть сны. Во сне он переносится в сад из своего мира. Блуждая по ручью, он видит, что по ту сторону - рай. Пытаясь найти способ перейти ручей, он видит молодую девушку, в которой узнает свою Жемчужину. Дальше начинаются приключения.

Одна из иллюстраций рукописи.
"В пучину капля с вышины упала.
Ходили волны; ветер выл.
Но Бог, узрев смиренной веры пыл,
Дал капле твердость высшего закала.
Ее в себя ракушка приняла,
И вот в венце властителя державы,
Признаньем доблести и славы,
Блестит жемчужина, прекрасна и
светла".
Иоганн Вольфганг Гете

Мэри Спарроу
"В коралловом лесу жемчужина живет,
Похожая на капельку тумана.
Баюкает ее столетья напролет
Жужжанье голубого океана".
Новелла Матвеева

Погребальный портрет дамы в жемчужных украшениях из Египта римской эпохи. I—III век
Мизгирь (хвалится какой жемчуг добыл)
"Какого нет в коронах у царей,
Ни у цариц в широких ожерельях.
Купить его нельзя; полцарства стоит
Жемчужина. Сменяться? Вещи равной
Не подберешь. Ценой ему равна,
Снегурочка, одна любовь твоя.
Сменяемся, возьми бесценный жемчуг,
А мне любовь отдай.
Снегурочка
"Бесценный жемчуг
Себе оставь; не дорого ценю я
Свою любовь, но продавать не стану:
Сменяюсь я любовью на любовь.
Но не с тобой. Мизгирь"
А.Н. Островский "Снегурочка"

Николай Рерих. "Снегурочка". Эскиз костюма к опере "Снегурочка" Н.А. Римского-Корсакова и пьесе А.Н. Островского, 1912.
"Жемчужина небесной тишины
Лампада снов, владычица зачатий
Кристалл любви, алтарь ночных заклятий,
Царица вод, любовница волны..."
М. Волошин

"У моря есть жемчуг". Уильям Генри Маргетсон
"Руки, вечно молодые,
Миг не смея пропустить,
Бусы нижут золотые
На серебряную нить.
Жемчуг крупный, жемчуг малый
Нижут с утра до утра,
Жемчуг желтый, жемчуг алый
Белой нитью серебра..."
В.Брюсов

Жан-Франсуа Портальс, бельгийский художник-ориенталист
"И, с чуть дрожащей ниткой жемчуга,
пугливо голову склоня,
смотрела маленькая женщина
на незнакомого меня".
Е. Евтушенко

Антонио Д'Убертино Верди (по прозвищу Бачиакка)
"Мил мне жемчуг нежный, чистый дар морей!
В лоне океана, в раковине тесной,
Рос он одиноко, как цветок безвестный,
На обломках мшистых мертвых кораблей.
Бурею весенней выброшен со дна,
Он лежал в прибое на прибрежье диком,
Где носились чайки над водою с криком,
Где его качала шумная волна…"
И. Северянин

В. Пронкин
"Ведь в горечи ее сокрыта
Крупинка соли тех морей
Из коих вышла Афродита
В жестокой наготе своей..."
Теофиль Готье (Перевод А. Эфрон)

"Немало раковин на дне морском,
Но лишь в немногих жемчуг мы найдем.
Ракушки схожи все, но неспроста
В той – жемчуг, в этой – только пустота
Мы люди – раковины и отнюдь
Не всех сходна с жемчужинами суть".
Джелаладдин Руми

Коби Уитмор
|
</> |