Откуда происходили рабы, которыми торговала русь?

топ 100 блогов oldrus13.10.2023


Откуда происходили рабы, которыми торговала русь?


О торговле руси невольниками имеется множество сообщений в источниках. Практически буквально все, кто пишут о руси, пишут о том, что она торговала рабами.  Однако, каких именно рабов в ранний период становления русского государства в Восточной Европе, и в предшествовавшее этому время, русь перевозила через восточно-европейские реки и через Чёрное с Каспийским моря — в Византию и на Восток? Что это были за рабы, откуда они происходили и как были переправлены сюда?  

По всей видимости, изначально торговый путь через Русь являлся маршрутом для экспорта многочисленных невольников, которые захватывались в Западной Европе норманнами и вендами. По крайней мере, одним из таковых маршрутов, который постепенно стал главным. Пока данный вид деятельности не иссяк в Северной Европе. В итоге, использование этого пути привело к появлению в Восточной Европе самого государства Русь.

В множестве западных источниках присутствует огромное количество сообщений о захвате в рабство очень большого количества людей в ходе набегов как морских разбойников, так и сухопутных язычников славян — на Британские острова, а также на государство Франков, или Немцев, на Саксонию, Франконию, Гамбург, Париж, Руан, Бремен, Кёльн и т.д. Мы неоднократно приводили эти свидетельства и не будем повторять их здесь снова. Но это было действительно массовое явление.  

Например, в ирландских хрониках имеются записи, что в основанном в 841 году норвежцами, Дублине присутствовало по 200 кораблей наполненных захваченными в Британии невольниками — англами, бриттами, пиктами. Подобная запись имеется, в частности, относительно 871 года.  Дублин тогда являлся работорговческим хабом, куда свозили захваченных в разных местах на Британских островах людей.  Далее из них формировали «оптовые партии» и везли дальше. 

Об объёмах работорговли там можно судить по раскопанным в 20 веке древним дракарам, хранящимся в Норвегии. Один из этих судов с каждого борта имел 18 весел. Значит кораблю требовалось 72 гребца, и ещё несколько членов команды. Итого, около 80 человек. Длинна трех подобных сохранившихся драккаров составляет 21-23 метра при ширине 4,5-5,7 метра. При перевозке невольников команда могла сокращаться до 6 человек, а большинство гребцов, или все из них — комплектовались невольниками, закованными в цепи. То есть на одном корабле могли перевозить от 40 до 70 рабов.  Каков был оборот работорговли в Дублине? Обычная цена на здорового мужчину составляла в Англии в то время 12-13 унций серебра. Цена женщины была 8-9 унций серебра. То есть мужчина стоил около, или чуть больше тогдашнего английского фунта стерлингов, который в  9-10 веках весил 350 грамм. Если невольников не выкупали их родственники по подобным ценам, вероятно, массово их перепродавали существенно дешевле, или просто собирали в большом числе и везли для продажи дальше. Но всё равно, это было выгодно работорговцам. Продав невольников даже по низким ценам на заполнение одного корабля работорговец получал вероятно около десяти фунтов, если не больше. Весь годовой доход рынка работорговли в Дублине мог составлять несколько тысяч фунтов, или больше тонны чистого серебра. В принципе подобные объёмы сопоставимы с начальным этапом работорговли африканскими невольниками в Новом Свете. 

Только вот куда направляли всех этих пленников? 

Везти данных невольников в Западную Европу, в империю Франков для перепродажи на работорговческих рынках (которые существовали там веками, и участвовали в том числе в экспорте невольников из Англии в Средиземноморский регион, чем, например, долгое время занимался Марсель, ещё во времена англо-саксонских завоеваний Британии) норманны в то время вряд ли бы стали, так как ненавистных язычников, которые регулярно грабили и сами франкские земли, постоянно захватывая в них пленников — прибудь они во франкский город для торговли рабами, тут же уничтожили бы, или обратили в рабов, а «товар» конфисковали.  Идти с огромным грузом рабов через Аквитанский залив, Испанию, Португалию и Гибралтар непосредственно в Средиземное море — тоже так себе затея. Далеко, опасно и подобные караваны опять же могли задержать и уничтожить франки или испанцы. Особенно, учитывая то, что плавание на далёкие расстояние осуществлялось тогда в основном каботажным методом — параллельно берегу и недалеко от него, с частыми остановками.  Показательными с этой точки зрения является три договора второй половины 9 века (840, 880, 888 годы) между Венецией и франкскими императорами, в которых венецианцы вынуждены брать на себя обязательства не продавать рабов из имперских земель. Что во-первых, свидетельствует о том, что земли Франкского государства являлись источником значительного числа невольников. А во-вторых о том, что Франкское государство вело борьбу с торговлей невольниками, происходившими из его земель.

И куда же везли захваченных в Британии и Франкской империи невольников? Конечно на Балтику. Больше просто некуда. Далее их перепродавали там. Либо в каких-то довольно многочисленных торговых городах в Скандинавии, либо в ещё более многочисленных, массовых и богатых торговых городах на Южной Балтике. Включая, конечно и Русский остров — остров Рюген.

Далее, этих невольников, вероятно, первоначально переправляли через Центральную Европу — на Дунай, а по нему в Чёрное и Средиземное моря. Отсюда имеющиеся в источниках сообщения о торговцах русах в Праге и Кракове, а также выше по Дунаю, в Раффельштеттене. И о продаже там, в том числе невольников.  Но по мере становления в этих землях собственных принявших христианство государств — подобный маршрут становился, вероятно, затруднительным. Ибо эти государства препятствовали подобной деятельности. Очевидно, что по мере приобщения Центральной Европы к средневековой цивилизации,  торговать невольниками из христианских земель через Центральную Европу становилось сложнее. 

И тогда главным маршрутом для работорговли стал далёкий «Восточный путь», через Восточную Европу — через Западную Двину, Нарву, Чудское озеро, реку Великую, Неву, Ладогу, Волхов, Ловать и т.д. на Днепр и на Волгу. Известный обитателям Балтики уже давно.  

Контролировала этот путь, как мы понимаем русь! Кстати, торговали на нём, в том числе и захваченными скандинавами. Вспомните упоминание Титмара Мерзебургского о рабах данах, которые помогали защищать Киев от печенегов: «сильных, беглых рабов, отовсюду прибывших сюда, и, особенно, из быстрых данов».  Другой вариант перевода: «До сих пор этот [город], как и весь тот край, силами спасающихся бегством рабов (servi), стекавшихся сюда со всех сторон, а более всего стремительных данов (Dani) противостоял весьма разорительным [набегам] печенегов (Pecinegi), побеждал также и других.» 

Речь по всей видимости о сбежавших от работорговцев данах, принимавшихся в народное ополчение в случае столкновений с кочевниками. Весьма любопытное сведение. Это же самое вероятно иллюстрирует и Гельмольд, описывая что  в Мекленбурге в базарный день продавали по 700 датчан.

Вероятно поначалу русь помимо торговли захваченными своими собственными силами пленниками, перекупала указанных невольников у себя на острове, а потом везла их через будущую Восточно-Европе1йскую Русь на Юг и на Восток. Первоначально возвращая полученные от торговли огромные прибыли на свой остров. Не зря самый ранний из наиболее массовых кладов арабского серебра во всей северной Европе был найден именно на Рюгене (более 2 000 монет, середина 9 века, J. Herrmann - Ralswiek auf Rügen, Teil IV: Der Silberschatz vor 850, 2008), подобные по объёмам клады в Скандинавии, включая Готланд начинают появляться только в 10 веке и позже. Затем, вероятно, центр перекупки смещается ближе к будущей Восточно-Европейской Руси — на Готланд и в Прибалтику. Ибо более поздние массовые клады восточного серебра фиксируются именно там. Хотя в Прибалтике известны даже ещё более ранние клады  — 8 века. Но они меньше по объёму. 

Возможно, часть невольников, захватчики, или первичные перекупщики могли везти и сразу в Ладогу. Где их покупала русь. Которая видимо, перенесла центр этой своей деятельности с Рюгена, уже в свою колонию. Или точнее, торговую факторию, из которой позже получилось Древнерусское государство. Чтобы транспортировать их дальше. И действительно на Готланде, в Прибалтике, Ладоге и рядом найдены многочисленные следы подобной торговли — арабское серебро, невольничьи колодки и прочее. Объёмы этой торговли, судя по количеству найденных кладов были колоссальными. На Балтике найдено действительно немало арабского серебра, а значит за него надо было давать что-то в обмен. И самой главной статьёй экспорта Балтики были рабы, которых везли из Европы. По сути, больше Балтике тогда и предложить-то было ничего. Ну разве что янтарь. Но объёмы серебра слишком большие, значит платили его в основном за рабов. 

Могла ли сама Ладога со своими окрестностями, а тем более маленькие Готланд, или Рюген обеспечить подобный поток невольников своим собственным населением? Конечно нет! Их нужно было ввозить откуда-то. И да — это была та самая многострадальная христианская Западная Европа. Хотя источники рабы, полученные из балтийского региона конечно также  использовались — это были и местные военные столкновения, славяне нападали на скандинавов, скандинавы на славян, и пиратские нападения, и продажа преступников, должников, или обесчещенных женщин. 

Вот, что например, об этом говорит Адам Бременский

«Сами же пираты, которых там называют викингами, а у нас аскоманнами, платят дань датскому королю (…) эти пираты зачастую злоупотребляют вольностью, предоставленной им в отношении иноземцев, обращая её на своих. Они до того не доверяют друг другу, что, поймав, сразу же продают один другого без жалости в рабство — неважно своим сотоварищам или варварам. (…) они сразу же продают тех женщин, которые оказываются обесчещенными. (…) У данов нет иных видов наказаний, кроме смертной казни и обращения в рабство.»

В саге об Эгиле повествуется о том, как главный герой во время набега на куршей, попал к ним в плен. И встретил там ещё несколько рабов — датчан, которые сидели у куршей в яме. Получается, что скандинавские невольники были довольно обыденным делом в куршских хуторах.

Но всё же главным источником этих невольников — очевидно являлись дальние походы, по морю или по суще, в земли христианских европейских государств той поры.  

Имеются весьма красочные описания горестной судьбы захваченных таким образом людей. Например текст конца 9 века Житие Финдана, Vita Findani (варианты написания имени Findan, Findanus, Fintan). Который повествует о некоем Финдане, представителе ирландской знати, христианине. Который в начале 9 века был обращён норманнами в рабство при попытке выкупа из плена свой сестры, захваченной при набеге на поселение в котором он жил вместе со своей семьёй. Финдан принёс норманнам деньги, но они забрав выкуп, сестру ему не вернули, а потом и пленили его самого. Дальнейшая судьба его сестры неизвестна. Однако, самого его через какое-то время отпустили. Но далее, сами же ирландцы, представители враждебного его семье клана, поймали его и снова продали норманнам в рабство. Позже его ещё несколько раз перепродавали. Однажды он помог одному из своих очередных хозяев отбить атаку ватаги разбойников, пытавшихся ограбить его лагерь. За что тот снял с него колодки и цепи. В конце концов Финдан прыгнул за борт и выплыл на один из Оркнейских островов. Далее он жил в Шотландии, а позже ушёл в Рим, в конце концов, став монахом и осев в Швейцарии. Сейчас почитается как святой.

В саге о людях из Лососьей долины описывает судьбу рабыни ирландки. Звали её Милькорка, она была захвачена у себя на родине, и в итоге продана где-то в Прибалтике. Тут мы видим прямое и явное свидетельство о восточном направлении транспортировки и продажи подобных рабов. Однако, там её снова выкупил норманн, который увёз её в Исландию, где она стала его наложницей и родила сына. В конце концов он выделил ей  собственный дом. Вдали от той фермы, на которой жил вместе со своей законной женой, где она первоначально обитала с ними, ибо с женой у неё постоянно случались конфликты. Надо отметить, что судьба этой конкретной женщины оказалась относительно удачной, что вряд ли можно сказать о тысячах других невольниц, захваченных в Европе в те годы. А женщин этих была масса. Вспомните, например, описание Ибн Фадлана о русах торгующих невольницами на Волге: 

«Они приплывают из своей страны и причаливают свои корабли на Атыле, - а это большая река, - и строят на ее берегу большие дома из дерева.

И собирается [их] в одном [таком] доме десять и двадцать, - меньше или больше. У каждого [из них] скамья а, на которой он сидит, и с ними [сидят] девушки-красавицы для купцов. И вот один [из них] сочетается со своей девушкой, а товарищ его смотрит на него. И иногда собирается [целая] группа из них в таком положении один против другого, и входит купец, чтобы купить у кого-либо из них девушку, и наталкивается на него, сочетающегося с ней. Он же не оставляет её, пока не удовлетворит своей потребности».

Если Ладога сама занималась захватом рабов — то где? Окрестные земли были заселены довольно жидко. Ну может конечно ходили к соседним карелам, веси, води, ями и прочей чуди. И даже новгородские источники говорят, что Рюрик погиб в стычке с местными племенами там, где сейчас стоит крепость Корела к северу от нынешнего Питера. Но ходил ли он туда с целью захвата рабов, или просто подчинения местных и приведения их к обязанности платить дань? Что касается земель пригласивших Рюрика и русь на княжение  — могла ли русь захватывать невольников из числа племён, нанявших её для выполнения военных и административных функций? Речь о словенах новгородских, кривичах, чуди, мери, веси. Новгородцы и позже никогда не испытывали особого пиетета к князьям и воспринимали их как нанимаемых городом военачальников, а совсем не как повелителей, или поработителей. И они собственно и являлись в Новгородских и Псковских землях приглашёнными военачальниками. И более ничем. В любом случае, ладожанам и новгородцам, вероятно, проще было купить на Балтике уже «готовых» невольников из англичан, ирландцев, саксов, франков, фризов, датчан, вендов и прочих. Да и вообще, на северо-востоке Европы тогда самих людей было намного меньше, чем в Западной Европе. Ибо там более холодный климат и малоплодородные, малопродуктивные земли. 

Мы конечно помним довольно многочисленные указания восточных авторов на то, что русь нападая на ас-сакалиба, захватывает их и продаёт в рабство. Сейчас обычно это переводят как то, что русь захватывала славян и на этом  даже построена целая система взглядов. Однако кого именно арабы и персы подразумевают в этих текстах под ас-сакалиба на самом деле не совсем ясно. Скорее они зачастую именуют так просто всех белых европейцев и невольников, выходцев из центральной и северной Европы. Ибо тот же Ибн Хордадбех в 9 веке пишет, что сама русь — есть разновидность ас-сакалиба. А в Испании описываются ас-сакалиба выходцы из лангобардов, франков и прочих западных европейцев. Хотя славян они так конечно тоже называют.  

Разумеется, когда русь захватывала новые области, например, во время походов Олега на Смоленск и в Киев. А потом к древлянам. Или Игоря к древлянам, или войн Святослава с теми же древлянами, ещё в младенчестве — тогда наверное победившие русы обращали кого-то из своих пленников в рабство. И потом продавали их. Или когда Святослав покорил вятичей — он вполне мог поработить кого-то из побеждённых! И отправить их на продажу. Но когда это уже были их подданные, или союзники, а тем более, призвавшие их наниматели — конечно в рабство их продавать не могли. На улицах русских городов людей не хватали с целью продажи в рабство. Торговали иноплеменниками, захваченными в дальних походах! Или купленными, у кого-то ещё, кто захватил их в своих собственных военных походах.  

Константин Багрянородный пишет о пактиотах славянах — то есть тех, с кем у руси был пакт, или иными словами договор (как слово пакт и переводится на русский). Они делали и продавали лодки для руси. Значит их вряд ли обращали в рабство! Это были союзники. Которые помогали руси транспортировать рабов, привезённых из Западной Европы, или захваченных в других краях. Он же описывает и несколько крепостей пактиотов Руси. Например, Витичева, которая располагалась на Днепре, чуть к югу от Киева. Где русь останавливалась на постой во время прохождения своих речных караванов. Что уж говорить о племенах, непосредственно участвовавших в призвании князя Рюрика и руси! Словене новгородские, кривичи, весь, меря.

Многие помнят высказывание князя Святослава, записанное в Повести Временных Лет. Которым он объяснял решение переселиться из Киева в Переяславец на Дунае, в 969 году. По его словам, в тот город стекаются блага из разных стран, в том числе из Руси «скора и воск, мёд и челядь». Из чего вытекает, что основными товарами, которые Русь поставляла в те годы на мировой рынок, были скора (меха), воск (очень ценный по тем временам продукт), мёд (хмельной напиток, медовое вино) и челядь (рабы). Во времена Святослава, как и ранее – Русь постоянно вела различные наступательные и часто победоносные войны, например, против вятичей, волжских булгар и дунайских болгар, греков и конечно хазар. Святослав учинил настоящий разгром Хазарии. Эти войны и служили постоянным источником невольников, которые Русь экспортировала на внешний рынок. Это были захваченные во время походов пленники. Сообщения о массовых угоне которых в той же войне с хазарами совершенно прозрачны. И, таким образом, далеко не все из них были славянами. Более того – скорее всего, как раз славян среди «челяди» Святослава был минимум. Разве что далёкие предки нынешних москвичей, вятичи. Остальные – это либо поволжские булгары, либо жители Хазарии, либо финно-угры, либо греки, в земли которых Святослав ходил неоднократно и т.д. По данному вопросу, можем рекомендовать работу И.Я. Фроянова «Рабство и данничество у восточных славян», в которой автор весьма развёрнуто и аргументированно доказывает, что «челядью» на Руси назывались именно рабы-иноплеменники, купленные, или захваченные в бою. Во времена Святослава, имелся постоянный поток пленников, которые захватывались самой русью, а также, вероятно, продолжались пребывать рабы, поступавшиеся с Балтики. Которыми Русь вела транзитную торговлю. 

Повесть Временных Лет не сообщает о том, что русь обращала в рабство местных. В ней иногда присутствуют жалобы на то, что русы грабили и забирали зерно на свои нужды. Насильно изымали провиант в походы. Устраивали «продразвёрстку». Но сообщений о порабощении новгородцев, смолян, изборян, псковичей, ростовчан и прочих киевлян — не присутствует. 

Однако, рабов между тем русь на иностранные рынки везла. Об этом, например, довольно подробно пишет Константин Багрянородный! Он рассказывает, как их переправляют по Днепру, через пороги в Чёрное море и дальше:

 
(...)Итак, у этого порога все причаливают к земле носами вперед, с ними выходят назначенные для несения стражи мужи и удаляются. Они неусыпно несут стражу из-за пачинакитов. А прочие, взяв вещи, которые были у них в моноксилах, проводят рабов в цепях по суше на протяжении шести миль, пока не минуют порог. Затем также одни волоком, другие на плечах, переправив свои моноксилы по сю сторону порога, столкнув их в реку и внеся груз, входят сами и снова отплывают (...)

По всей видимости, это были, помимо пленников самой руси, ещё и захваченные на западе, или на Балтике, перепроданные на Рюгене, или на Готланде, в Прибалтике, или непосредственно в Ладоге невольники, транспортировавшиеся на юг — в Византию. А в другом случае — на восток, в Среднюю Азию, или в Багдад!

При том — русь ведь не только продавала невольников в Византии и на Востоке. Она ходила в военные походы, как в Грецию, Малую Азию, так и на Каспий, в Закавказье и Персию.  У греков присутствует множество описаний нападений руси на те, или иные области Византии, включая Константинополь, и захвата ею множества пленников. Вероятно далее их везли в основном, через Азовское море, Дон и Волгу на Каспий, а оттуда в Среднюю Азию, Персию и Багдад. Ибо самой руси такое количество греческих рабов вряд ли было необходимо. А равно и в восточных текстах присутствует множество описаний нападений руси на прикаспийские города. Есть даже подробное описание знаменитого похода середины 10 века, в Закавказье, на город Берда, откуда русам удалось вывести множество пленников — женщин, девушек и юношей. Вот соответствующие описание Ибн Мискавейха:

« (...) Когда уменьшилось их (русов) число, вышли они ночью из крепости, в которой пребывали, и несли на своих плечах всё, что могли, из имущества, драгоценностей, превосходной одежды, и сожгли оставшееся. И вели женщин, юношей и девушек, сколько хотели. Направились к Куре, а [там] были наготове корабли, на которых они вышли из своей страны, на них — корабельщики и 300 человек русов. Поделились с ними частью своей добычи и уехали от них, и удалились . Избавил Аллах мусульман от дел их. (…)». 

Соответственно, рабов, захваченных в восточных странах — русь продавала вероятно на Дунае и в Византии. Если их не удавалось продать где-то поближе, например, в каким-нибудь другом городе на Каспии, или в Хазарии, до её разгрома Святославом.

Вот откуда начиналась Русь! 


P.S. В связи с данной темой у меня есть вопрос к знатокам скандинавских саг. Припоминаю, что некоторое время назад кто-то сообщал мне, что в одной из саг есть упоминание следующего характера: один из героев собирается поехать в Ладогу (или возможно Новгород) так как там можно за небольшую плату купить раба. Типа рабы стоят там очень дёшево. Разыскиваю точное название саги и, желательно, точную цитату. В принципе — если Русь являлась в то время эдаким международным  центром работорговли и в неё везли рабов из разных частей Европы, для перепродажи и дальнейшей транспортировки на юг, то по законам экономики, они действительно должны были бы стоить тут довольно дешево. Ибо массовое предложение всегда снижает цену. В условиях изобилия предложения — цены на рабов могли быть не очень высокими. Так что это была бы любопытная иллюстрация. 


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
На видео говорится, что ничего оскорбительного в термине "секта" нет, и авторы ссылаются на википедию. Но значения слов (или их эмоциональная окраска) могут меняться со временем, как например произошло с вполне нейтральными старинными терминами "жид" (еврей) и "блядь" (заблуждающийся ...
А вот если бы вы пошли на мастер-класс грузинской кухни, какие три блюда вы хотели бы увидеть? Прямо перечислите по пунктам: 1. Ореховые соусы, заправки и пхали 2. Чанахи 3. Хачапури аджарские Или: 1. Салат крестьянский традиционный 2. Чихиртма 3. ...
Картинка из инета. 1) Ничего не предвещало. А потом ко мне пришла кума. Помирать. Потому что в тени +35, ветра нет и вот, по пути домой, она решила "двинуть кони" у меня. Но у меня очень сложно "двинуть кони", особенно если я уже включила мигалку скорой помощи... а включается ...
А  работа (точнее уже ЭКС-работа) сегодня пошла сюда :))))  УРАААА!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! каких то 2 недели и. :)))))))))))))))))))))))))))))) . . Тепловые завесы для Вашего уюта ...
Госслужащего в Осаке уволили за пытки босса кипятком, цепью и электрошокером... В японском городе Осака 48-летний сотрудник Департамента архитектуры был отстранён от работы за то, что жестоко обходился с собственным начальником. Об этом сообщает телеканал NHK. В учреждении ...