Откуда есть пошла вступительная математика? История об увязшем коготке

топ 100 блогов pustoj_zhurnal16.01.2022
Как будто она пошла с мехмата МГУ - многие люди, туда поступавшие в 70-80х годах (поступившие и не поступившие), наверно, еще помнят об уродских противоестественных вариантах письменных вступительных экзаменов. Эти мехматские варианты стали для многих других вузов  образцом для подражания уже в те годы (с устными экзаменами на мехмате тоже была история, но история другая и давно закончившаяся).

Стоит отметить, что задачник Сканави 1968г., рассчитанный на втузы, был другим проектом, значительно более вменяемым. Но математически продвинутые вузы (втузы) скорее действовали в мехматской парадигме. Кажется, что дело было так (хотя в действительности история никем не исследовалась, и провести такое исследование не совсем просто).


Другой вопрос - а когда это случилось? Я долгое время был уверен, что дело было между 1968 и 1970 годом. Когда-то  один старший коллега сказал, что это не так,  недавно я удосужился проверить...

Оказалось, что  это произошло не поздней 1966-67гг. Разница в датах невелика, но она забавна. Это был самый что ни на есть "Золотой век" московского мехмата и советской математики. Чтобы не быть голословным, я привел образец варианта 1967г. в предыдущем посте.


Кто это придумал - история умалчивает. Как примерно  это произошло,  понятно. Мехмат был очень популярен, был большой конкурс, около 1960г. появились физматшколы (тогда 444, 7, 2), что привело к взвинчиванию ставок...



Надо было все время изобретать новые задачи, которые относились бы к элементарной математике. Делать это было трудно (и это вообще трудно), говорят, что несколько лет шла игра на повышение, варианты усложнялись,  а потом появились эти чуда-юда, и настала стабильность.



И уже тогда (во времена "Золотого века") это поползло на другие естественные факультеты МГУ (на большинстве из них вступительные экзамены по математике проводил мехмат). Если на мехмате это было малоудачной реакцией на объективно сложный кризис, то на других факультетах таких проблем со взвинчиванием математических ставок не было...


Надо сказать, что эти варианты с неисчислимым количеством  подлянок (их  величали "подводными камнями") давали хорошо растянутую шкалу из баллов, которую можно было разбить на отрезки произвольным образом. Например, велено на письменной математике иметь 70 процентов двоек, 25 процентов троек, 4 процента четверок и все остальные пятерки - берем и проводим границы по соответствующим процентам (работы плюс-минус один балл к граничным значениям, если мне не изменяет память,   дополнительно проверяли, - четвертая проверка).

Технология в только что описанном духе - система максимально приближенная к двухбальной (2 или 3) - применялась, например, на биофаке МГУ. Надо было с помощью письменной математики уменьшить число абитуриентов до возможности проводить содержательные экзамены по биологии и химии, а значение самой математики для неотсеянных поступающих свести к минимуму.


О том, что подобная лафа будет иметь отрицательное последействие, в колокол должны были бить не биологи, а математики. Как математики вообще, так и преподы-математики, работавшие на  каждом отдельно взятом "обобщённом биофаке" - ведь этих студентов надо было дальше учить.



++++++++++++++++++++++++++++++++++++++


Что такое вступительная математика? Это отдельная область человеческого знания, которая не соответствует никакой сколько бы то ни было вменяемой школьной программе, она задаром не нужна для обучения математике в вузах (и вообще задаром не нужна), а также  вредна с точки зрения  развития мышления (каковая цель перед математикой всегда ставилась).


Обучение этой науке с точки зрения математического образования контрпродуктивно, и эта контрпродуктивность тем больше, чем последовательнее ведется это обучение.

Я помню  плохое отношение к этой отрасли человеческого знания в московской тусовке  второй половины 70х, связанной с дополнительным образованием...  Уже работая в МИЭМе, с 1984г. я вполне имел возможность наблюдать отрицательное воздействие вступительных экзаменов на уровень обучаемых.

Следует подчеркнуть, что есть два разных содержательных вопроса

-- Эффективны ли эти варианты как инструмент вступительного отбора?

-- Как они влияют на уровень обучения вообще?

Я склонен думать, что ответ на первый вопрос положителен.   А влияние в среднем  вредно для отдельных индивидов, а также  имеет дурное воздействие на всю систему образования, с  накапливающимися с годами и десятилетиями отрицательными эффектами.


Пока была Советская власть, то школы, в целом, учили по школьной программе. Когда она пала, то  школы начали перестраиваться на вступительную математику, и никаких сдерживающих сил не осталось.


НИКАКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ РЕАКЦИИ ПО ЭТОМУ ПОВОДУ НЕ БЫЛО.
Хотя математическая тусовка вообще была довольно голосиста.


К началу нулевых система вступительных экзаменов по математике находилась в полном кризисе, кризисе как содержательном, так  отчасти (не без этого) коррупционном.



Именно на  этом фоне либеральным реформаторам удалось провести ЕГЭ (разумеется,  цели ЕГЭ какого-либо отношения к содержательным задачам образования не имели, но это совсем другая история). В итоге досталось не только математикам, которые объективно выступили как флагман разрушения, но и другим предметам и наукам.


Никаких содержательных проблем ЕГЭ, разумеется, решить не могло (если, конечно, не считать существование на 2000й год всё еще неплохого школьного математического образования проблемой, подлежащей решению). Потому что в большой стране варианты экзаменов неизбежно стандартизуются, а дальше эти стандартизованные варианты становятся главной целью обучения (при том, что этот стандарт уже становится и официально главным)... Дальше неизбежно получается всесокрушающий таран.


Да, и  общественной реакции на это нет. Ах, мы все протестуем, протестуем, протестуем до посинения. По всем вопросам, кроме тех, которыми следовало бы заниматься по долгу службы.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Всем привет! Много воды утекло с тех пор, как глубокой ночью 5 января в морозной Москве мы сели на поезд до Улан-Удэ. За месяц мы проехали Россию, Монголию и Китай, через несколько дней покинем и Вьетнам. Настала пора подвести промежуточные итоги и показать маршрут первой части поездки ...
Начались грозы... И лучше так, чем монотонный дождь целыми днями...Не дюблю ...
Ниже приводится запись из ЖЖ уважаемой alazor , которую я не мог не перепостить. Если кто-то вдруг не знает, кто такая alazor , то я скажу. Это совершенно замечательный, выдающийся ученый, специалист по косаткам и их коммуникации. Провела бог знает сколько сезонов на Д ...
Это видео стоит посмотреть. Оно самодостаточное, там не нужны комментарии к тому, что происходит. Это тот "русский мир", в который нас хотят затащить путины-просвирнины-холмогоровы-ольшанские. Русская африка. Это к вопросу о "soft power" - очень трудно доказывать "высокодуховность" и каки ...
В эти выходные мотался по делам в Пензенскую область, а на обратном пути в Самару был задержан инспекторами ДПС, буквально на выезде из Пензы. В районе всем известного "Золотого Петушка", в 6 часов утра меня остановил один из сотрудников (всего на обочине стояло два экипажа), не представив ...