Откуда берутся желания, цели и ценности?
impressionante — 27.03.2019 Последние годы я стала обращать внимание, что все больше становится людей, у которых с желаниями, целями и ценностями прямо-таки хреново. Желания хилые, чахлые, зыбкие, ценности размытые, цели невнятные…Знаю это по многочисленным письмам в личную почту, в которых звучат горестные сетования на слабость или отсутствие желаний. Знаю по социальным сетям, где часто и много обсуждают проблему «чего-то хочу, а как это выглядит, не знаю».
Пребывая в подобном тумане, человек хочет найти – ни много, ни мало – высокие Отношения… да еще и свое Призвание!
Про отношения – отдельная тема, а пока сосредоточимся на поиске призвания.
***
Призвание начинается с того, что у
человека к какому-то Делу лежит (или стремится) его душа.
Интересно, кто ей – душе – подсказывает правильное направление, где
искать и что искать?
Кто? Известно, кто! У человека есть такая замечательная штука
– Память.
Память дает возможность накапливать опыт и знания о мире,
сохранять их и передавать следующим поколениям. Если бы не Память,
мы бы из пещер и шкур никогда не вылезли бы.
Именно здесь хранятся представления человека о добре и
зле, подлости и благородстве, которые человек
почерпнул из своего опыта. Там же зарождаются желания.
Как это происходит? А просто! Все, с чем человек сталкивается
в течение жизни, все, что его радует,
бесит, раздражает, наводит тоску, должно откладываться в памяти.
Это как маяки, ориентиры в психике: туда не ходи – сюда
ходи.
Ребенок растет, развивается, и в 12-13 лет, когда мозг
созревает до сложных операций, человек может не только отмечать, но
и анализировать, где (и почему) ему
было хорошо, а где плохо, что у него получается, а что – нет, чем
ему нравится заниматься, а что – в тягость.
Если события и, главное, эмоциональное отношение к ним,
зафиксированы в памяти, обмозгованы, проанализированы, они
становятся опытом. Личным! Выстраданным! И потому
драгоценным.
На самом деле, всю первую четверть жизни человек ищет
занятие, которым ему будет интересно заниматься.
Он не просто учится рисовать или
фотографировать, играть на сцене или в футбол, на самом деле он
примеряется – что ему интересно, что ему удается.
И тогда выбор происходит естественным путем – мальчик,
который с детства любил машины, в дальнейшем делает это своей
профессией – он идет их чинить или конструировать. Или человек
становится энтомологом, потому что ему страшно интересны
насекомые.
Что-то же когда-нибудь, где-нибудь должно было нравиться,
увлекать, захватывать душу?
как еще бывает кроме того, как я видел».
Он приглядывается не только к своему окружению, он смотрит
кино, читает книги и отмечает, кто как
ищет себя в жизни, кто что ищет
в жизни.
О роли Культуры в развитии Души
писала много и смачно:
Как добыть цветок папоротника? Он сулит несметные
богатства...
Культура позволяет прикоснуться к мировому опыту и расширить
представления о том, как еще бывает: чем люди могут
дорожить, за что драться или даже умирать, что того стоит, а что не
стоит…
***
А если не рождаются? Значит, что-то сломано в душе, а точнее,
в эмоциональной памяти.
Очень меня заинтриговала связь памяти и желаний!
Поэтому придумала упражнение, которое проявляет, в каком
состоянии находится эмоциональная память. И пошла по миру
исследовать сие явление.
Делала это упражнение всем, кто попадал в мое поле зрения.
Коллегам, родственникам, друзьям, знакомым, знакомым родственников
и друзей, а также охранникам в офисах и на стоянках, продавцам в
магазинах, даже милиционеру, тормознувшему меня…
В общем, за месяц это упражнение сделали 124
человека.
***
Упражнение кажется простеньким и
нехитрым: вспомнить момент своей жизни, когда в душе играло и пело
радостное волнение. Описать его с нюансами и подробностями
ощущений.
Один вспоминал, как шел на свидание, другой – репетицию с
Маэстро, третий – как собирал чемодан, чтобы ехать в большой город
поступать в институт, четвертый – как ловил
рыбу…
По результатам я разбила испытуемых на 3 группы.
В первой группе (31%) люди оказались способны с головой
погружаться в воспоминания и переживать их как бы заново в данный
момент. Это было видно: лицо начинало розоветь, губы темнели,
дыхание углублялось, в голосе появлялась легкая, какая-то
сексуальная хрипотца. Знаете, это было слышно даже по телефону –
углубленное дыхание, изменившийся звук голоса… Но главное – сами
описания были яркие, со звуками и запахами, с обилием сочных
метафор.
Позволю себе привести здесь один пример воспоминания о любительском спектакле.
…Стою
на сцене после спектакля. Знаю, что мы выложились по полной. По
реакции публики понимаю, что мы сыграли просто
прекрасно.
- Какие
ощущения?
- Нарастающий восторг и
благодарность.
- Благодарность
кому?
- Ребятам, с которыми
играли. Себе, что смогла. Публике. Человечеству! Богу!!
Вселенной!!!
- Благодарность за
что?
- За этот момент! За эти
ощущения!
- Можешь через метафору
передать, что там внутри?
- Ой, там как будто
переливается северное сияние!
- А какой вкус бы передал
это состояние?
- Это что-то очень сладкое,
с горчинкой, ягоды какие-то, ах, знаю, это земляничное варенье! из
детства! бабушка варила, тягучее такое, каждая ягодка
отдельно…
(Спектакль, о котором идет речь, можно посмотреть здесь. Он называется «Поезд Щастья». Стоит обратить внимание на лица в конце спектакля – в них можно увидеть отсветы северного сияния…)
Люди из этой группы, открыв для себя,
как можно проникнуть в воспоминания, поняли, какой это потрясающий
ресурс, и прочувствовали, сколько сил и радости это дает… И многие
здорово «подсели» на археологические раскопки своей памяти. Это
оказалось очень полезно для психического здоровья.
Простой пример: многим не хватает уверенности в себе. Что
предлагают нам в этом случае тренинги и вульгарная психологическая
литература? Самовнушение, замешанное на самообмане. То
есть надо самому себе наврать, какой я офигенный, и поверить в
это.
Угадайте, что легче и эффективнее, – придумать и сымитировать
уверенность, которую человек в себе не чувствует? Или вызвать из
памяти состояние, знакомое тебе из личного
опыта?
Думаю, ни у кого нет сомнений, что вспоминать легче, чем
придумывать, но это при условии, что память работает…
***
Ко второй группе (43%) я отнесла
людей, которые вспоминали события своей жизни отстранённо и без
отношения. Так пересказывают полузабытый фильм.
Метафор не было. Интонации ровные, вялые.
Прямо иллюстрация к словам Гришковца:
«Помню, где. Помню, с кем. Помню, что. Не помню –
как».
Когда я спрашивала, как «зовут» ощущения, что в тот момент
были внутри, возникала долгая пауза. «Имена» эмоций вспоминались с
трудом: «Наверное, это была радость». Приходилось уточнять –
радость какая: тихая, нежная, светлая или бурная? Игриво-шаловливая
или безудержно-шальная? Неистовая или безмятежная? От такого
количества «видов» радости человек слегка офигевал, задумывался, и
дальше мы начинали специальным образом «кочегарить» память. (Она
«кочегарится» на вопросах, а задавать точные вопросы – особое
искусство!)
Иногда нам удавалось докопаться до тех самых ощущений, и это вызывало бурю
всяких положительных эмоций.
Впрочем, получалось далеко не всегда.
В третью группу (26%) вошли люди, у
которых воспоминания так и не открылись. Никакие. Ни
разу.
Человек с трудом откапывал какое-нибудь событие, типа: «Мы
ходили в горы», а дальше замолкал. Я пыталась разбудить его память:
«А момент какой-нибудь можете выделить? Вот вы стоите на вершине…
или сидите у костра…» Момент выделить не получалось, человек
прямо-таки зависал в пространстве.
Было впечатление, что события его жизни как будто стерлись. А
значит, так и не были зафиксированы, обмозгованы, проанализированы.
Так и не стали опытом.
Как психотерапевт могу сказать, что люди, не умеющие искать в
своей памяти ключевые моменты, как правило, вообще помнят события
своей жизни огрублено.
***
Отчего-то народ очень хочет верить в
миф, что у всех людей на земле есть Призвание.
Но тогда отчего же так много несостоявшихся судеб?
(Я знаю, отчего. И писала об этом в статье «Когда
слепой учит рисовать…» Толку-то?)
***
Конечно, в конце нашего общения я
всем задавала вопрос: чего хотите от жизни?
В первой группе у людей желания были конкретные и вполне
реальные. «Свою танцевальную студию», «написать веселую кулинарную
книгу», «вывести новый сорт фиалок», «научиться классно
фотографировать, чтобы получались произведения
искусства».
Во второй группе было больше умозрительного и отвлеченного и
меньше конкретики. Дело своей жизни собирались искать методом
«тыка». На мой вопрос «А что вы любите, знаете, умеете?» люди
начинали мяться. Дальше выяснялось, что ничего особого не умеют, не
любят, не знают… Но все пребывали в полной уверенности, что если
они поймут, в чем их Призвание, вот тогда они и полюбят, и узнают
все, что надо, и сумеют! (Вообще-то природой задумано все наоборот
– сначала увлекся, потом полюбил, а там стал и знания набирать, и
умения оттачивать…)
В третьей группе желания были чистой абстракцией типа «познать себя»… «найти мировую гармонию»… «быть полезным людям»… На вопрос, каким людям и в чем полезным, ответить не могли, а мои полусерьезные-полушутливые призывы идти помогать бомжам, успеха не имели.
***
Надо отдать должное, у всех, у кого
упражнение получалось, настроение резко улучшалось. У кого не
получалось – не особо огорчались. Так что никто от моих
исследований не пострадал.
А потом я внедрила это упражнение в курс, который сейчас
веду. И вот ведь чудеса – те, кто делали его регулярно и с
удовольствием, явно стали быстрее и четче соображать, а речь стала
на порядок выразительнее. Мозги будто собрались и заработали в
более интенсивном режиме.
И тут я придумала новое упражнение – передать свои
ощущения от конкретного воспоминания фото метафорой! Ими иллюстрирован мой
пост.
***
Образованные люди знают, что в
переломные моменты истории (революции, войны) можно в одночасье
потерять все: друзей, бНа что же мы все можем
опереться? Что нельзя отнять у человека ни при каких
обстоятельствах?
До сегодняшнего дня я думала, что
единственное, что полностью и всецело принадлежит
человеку, это его Память. Не все потеряно, если я помню свои
свершения, которыми горжусь, и свои ошибки, на которых учусь… Не
все потеряно, если я помню, что я люблю, чего
хочу…
А что делать, если собственные воспоминания недоступны, точно
они зашифрованы злодеем-хакером?
Ничего не делать. Потому что для тех, у кого со
своими желаниями, ценностями и целями плохо, есть
стереотипы, транслируемые семьей, социумом,
рекламой.
Что у нас нынче в тренде?
Гламур. Пикап. Успех. Управлять людьми. И
принцип «бери от жизни все!» (ну да, когда не знаешь, что
хочешь, бери все подряд…)
«Быть самим собой», правда, тоже модно, но возможно ли это с
неработающей памятью?
А впрочем, исследования мои доморощенные, никем не
санкционированные, поэтому относиться серьезно к ним не
стоит!
===========================================================
У кого еще жива память и остались желания (шутка!)
приглашаем на
уникальный фотосеминар в удивительном месте!
Психологический портрет
тайны мироощущения людей вокруг вас…
Семинар будет проходить на острове Хийумаа (Эстония)
С 26 июля по 1 августа 2019 года
|
</> |