Откровенность в портретах литгероев: честно ли изображать людей такими, какие
bibliojulia — 07.05.2024Или всё-таки надо как-то прикрывать наготу, изображать человека более приятным и милым, чем он есть, чтобы не обидеть?
С огромным удовольствием читаю Майю Кучерскую о Лескове. Был он человек действительно непростой и по характеру, и по судьбе. Но для меня наибольший интерес представляет его творческая манера.
Лесков вошёл в литературу с романом "Некуда", который был воспринят современниками как пасквиль и донос на либеральный кружок тогдашнего Питера. Лесков, ничтоже сумняшеся срисовал всех своих приятелей-писателей с натуры, причём это были не портреты, а карикатуры. Не пощадил даже свою благодетельницу, известную литераторку Евгению Тур, которая, собственно, и ввела его в общество писателей.
Но сделал он это не со зла. Как показало дальнейшее развитие событий, это и был его писательский метод. Лесков пересказывал жизненные истории, изображал настоящий живых людей, рисовал саму жизнь. Ему казалось, что она гораздо интереснее и важнее вымысла, поэтому любое искусственное построение он провозглашал лживым, неверным, неправильным.
Но вот что интересно: любой читатель знает, что и Тургенев с Толстым, и Горький с Куприным писали тоже с натуры, многие герои их произведений жили рядом. Но никто не возражал против использования своей внешности или фактов биографии.
Прототипы Лескова были возмущены не тем, что они попали в книгу, а тем, как изобразил их автор – безжалостно, грубо и нелицеприятно.
Параллельно я слушаю "Степь" - новый роман Оксаны Васякиной. И что же? Оксана разделывается со своими близкими не менее страстно и яростно. Беспощадность - вот её метод. И ведь он работает! И Оксану не ругают за честность. Почему же Лескову так доставалось? Почему многие пеняют Санаеву за его "Плинтус"?
Я думаю, что всё дело в том, насколько общественно значимы персонажи книг. Одно дело, когда Оксана описывает своего отца, умершего от СПИДа, но никому в принципе не известного. И совсем другое дело, когда персонажи Санаева - знаменитые актёры и режиссёр. А у Лескова, как я уже говорила, негативно описана даже его благодетельница, известная в своё время писательница.
Нам жалко тех, кого мы знаем и любим, нам не хочется узнавать о них плохое. И да, мы ждём от людей благодарности, а не вот этого осмеивания. Это как нож в спину, это предательство. И этого мы не можем другим простить, потому что и в себе такие черты ненавидим.
Но где же вот эта грань между простительным использованием "живого материала" и абсолютным табу, негласным запретом писать о близких и знакомых?
Как думаете?